Картотека речевого материала для дифференциации р-л
методическая разработка по логопедии на тему

Юлия Александровна Орлова

Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevogo_materiala_dlya_differentsiatsii_r-l.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки речевого материала

"Дифференциация звуков Р - Л"

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 1

Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.

 2. «Запомни, повтори»Ра-ла        ал-ар        ры-лы

Ло-ро        ур-ул        ор-ол

Лы-ры        ял-яр        лу-ру

 3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:рад – лад        рамка – лавка        игра – игла        Пров - плов

рак – лак        Мила – Кира        враг - флаг        трон - слон

лама – рама        краса – глаза        флот – рот        плошка - крошка

 4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»

пи … /ла/ си … но … И…

 иг … го … шко … би …

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 2

лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила

 2. «Запомни, повтори» Ра-ла-ра        пло-пло-про        ро-ло-ро

Ру-ру-лу        кра-кла-кла        ла-ра-ла

 3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:рубка – голубка        выручать – получать        игры - иглы

лучей – ручей        столы – топоры        уплыть - укрыть

прорубь – голубь        серый – белый         поляк – моряк

Поля – Боря        слякоть – крякать        пряжка - фляжка

 4. Считать до 7 /10/ и обратно «        

        1 7» - глубокая нора

1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»

Р-Л - 3

холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.

 2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:Серёжа – лёжа        мотылёк – пузырёк         Полина - перина

полёт – берёт        колючий – горючий        футболист –  турист

верёвка – пелёнка         брюква – клюква         лейка - рейка

солёный – варёный        Марина – малина        перец - палец

2. «Запомни, повтори»футболист – рис – сорить        турист – кипарис - солист

перина – Марина – калина        люк – трюк - клюв

3. «Я …, ты …, она …, мы …, вы …, они …»

- фотографировать  голубей

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что   потом /Р – Л/.

Р – Л - 4

ларь           прял          лавры       люстра           прялка

литр          грел          апрель      слесарь           тарелка

роль           рояль        брал          рельсы            кресло

руль           орёл          лагерь       грелка            зритель

* Объяснить подчёркнутые слова.

 2. Закончить предложение словом из упр-я  № 1

- Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.

- Боре и Оле  очень понравилось в ….

- Папа повесил новую ….

- Бабушка налила горячую воду в  ….

- Дедушка сел в своё любимое  ….3.  «1        

         6 /10/»  - тарелка

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.

Р – Л - 5

рослый          зеркало         боролись           королева          рассол

горло             брали            прыгали             рулет              ларёк

кролик           ныряли          смотрели          каравелла       крыло

рыхлый         играли           маляр                 рулон               стрела

* Составить предложение со словом «рыхлый».2. «1                7 /10/» - вертолёт;    просторный балкон

 3. «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

- рассказать  историю  про  кролика

 4. Закончить  строку словом со звуком Л или Р:

Дедушку зовут Лука,                         Друг позвал меня на пир,

У него болит  … /рука/.                     Ел я торт и чай я  … /пил/.

Рисовал художник ламу                    Зреет на кустах малина,

И картину вставил в … / раму/.       Соберёт её … /Марина/.  

1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что   потом /Р – Л/.

Р – Л - 6

Лариса         карусель      календарь     верблюд            адмирал

балерина      акварель      журнал          дирижабль

напролёт     глухарь        бурливый      ювелир

рыболов        леопард       Валерий        кларнет

мармелад     лекарство    превратили   регулировщик

2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.

зеркало – смотрела              тарелка – приготовила

вертолёт – играл                 мармелад – попросил

стрела – пролетела            зрители - кресло

 3. «1  7 /10/»  - жонглёр; адмирал

 4. Проговаривать

Брат надел халат.    Мара и Мила  пололи огород.   Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.

1. «Запомни, повтори».

Р – Л-7

Балерина – акварель – лекарство

Ювелир – просил – бурливый

Кларнет – календарь – превратили

Закрыли – Валерий – жонглёр

 2. Счёт от  1  до 7 и обратно  - «кларнет»,  «жонглёр»,  

                                                    «трудолюбивый жонглёр»

 3. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

 - полировать рояль

 4. Выучить.

Лара на гитаре,

Клара на кларнете

Играли дуэтом

Кириллу и Пете.

1. Счёт от 1 до8 (10)  и обратно: «долгожданная каравелла»,  

                                                           «прожорливый крокодил».

 2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

 - фотографировать каравеллу

 3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке

 Ларисе, включив в него названное слово.

Раскрывала,   развешивала,   расклеивала,   рассматривала,   разрисовывала,   расставляла,     размешивала.

 4. Выучить.

Юра у Юли забрал юлу

И сел с юлой играть в углу.

Не захотела для Юры

Юла петь без Юли.

1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.

Р-Л

Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.

 Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.

Выиграла в лотерею              у Лары мармелад                        

Разбила зеркало                     неповоротливый жонглёр

Крикливый билетёр              отрывной календарь

 2. «Я …, Ты …, Он …, Мы …, Вы …, Они …»

- расправлять  складки  на покрывале

 3.  Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.

Король – орёл, орёл – король.    Проворонила ворона воронёнка.

Клара у Вали играла на рояле.   На гармони громко заиграл Ерёмка.

Орёл на горе, перо на орлё.             Прорубь прорубили – рыбки наловили.

1. Проговаривать скороговорки.

Л-Р

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей полполя пропололи.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.

 2. Выучить.

Королева кавалеру

Каравеллу подарила.

Королева с кавалером

В каравелле удалилась.

1. Проговаривать и пересказывать.

Р-Л

                             Друзья

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.

А кроме того, у слона бал хобот, а у комарика – хоботок.

Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.

Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо. /Ткаченко Т.А./

 2. «Слон и комарик» - назвать правильно предметы:

 ушко (у комарика) – ухо – ушище (у слона)           … - лапа - …

 …        - глаз - …                                    … - голова - …

1. Проговаривать. Назвать слова сначала со звуком Л, а затем со звуком Р. Пересказывать.

Добрый Леопард

На дороге к цирку стоял кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пускает».

     Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».

Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами  загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» - прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!».   /Ткаченко Т. А./

 2. Подобрать слова из текста:

Кролик (какой?) - …, …, … .

Леопард (какой?) -  …, …

Ворона (какая?) - …, … .

 3. Образовывать слова:

короткий хвост – короткохвостый (заяц)

длинные ноги -  … (аист)               длинный хвост - … (леопард)

острые зубы - … (леопард)           острый нос - … (лиса)

красная грудь - … (снегирь)          длинные уши - … (кролик)

Литература.

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
  2. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.
  3. Крупенчук О.И. стихи для развития речи. – СПб, 2007.
  4. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр

игры на развитие речи...

Картотека речевых игр

Речевые игры для детей...

Картотека речевых игр и упражнений

Упражнения и игры, направленные на формирование правильного речевого дыхания...

Картотека по автоматизации_и_дифференциации_звуков

КАРТОЧКИ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р...

Картотека речевого материала

Картотека речевого материала...