Консультация и тесты для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе?"
консультация по логопедии (1 класс) на тему
Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.
Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_vash_rebyonok_k_shkole.docx | 37.56 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 15.92 КБ |
sovety_logopeda_roditelyam_pervoklassnikov.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Ребенок с ЗПР. Коррекционные группы, классы коррекционно-развивающего обучения.
Учитель-логопед
Смагина Н.Н.
Давно известен тот факт, что необходимо как можно раньше выявлять и проводить коррекционную работу любых отклонений в развитии детей. В связи с этим детки, у которых обнаруживаются симптомы задержки психического развития, направляются в коррекционные группы уже с четырёх лет. Но такие детки сильно отличаются между собой по степени выраженности задержки психического развития. Дети одного и того же возраста имеют различный запас знаний об окружающем мире, находятся на разной ступени речевого развития. Не все дети с ЗПР имеют тяжелый неврологический статус.
При правильно организованной систематической работе дефицит в развитии компенсируется. Другими словами, ребенок с задержкой психического развития, получающий коррекционно-педагогическую помощь, может полностью догнать сверстников в своём развитии. В редких случаях ребенок достигает такого уровня развития уже в семилетнем возрасте по окончании подготовительной к школе коррекционной группы. Такой ребёнок перед поступлением в школу вновь отправляется на обследование комиссией ПМПК, где принимается решение о том, в каком классе будет обучаться ребенок, обычном или КРО (класс коррекционно-развивающего обучения). Другие дети после детского сада продолжают коррекционное обучение в классах КРО, в результате приобретают нужные умения и знания, становятся готовыми к овладению полным объёмом знаний по программе массовой школы, задержка психического развития сходит на нет. В таких случаях ребёнок после окончания третьего класса коррекционно-развивающего обучения (КРО) переводится в обычный класс массовой школы.
Родителям не стоит бояться классов коррекционно-развивающего обучения (КРО). Такие классы создаются в обычных общеобразовательных школах. По сравнению с обычными классами уровень даваемых знаний также соответствует образовательному стандарту требований к знаниям и умениям обучающихся. Создается целостная система, в которой деятельность ведется в разных направлениях: обеспечивается динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, проводится коррекционно-развивающее обучение, ведется лечебно-профилактическая работа.
Дети с задержкой психического развития быстро теряют интерес к занятиям, поскольку с трудом понимают предъявляемые требования, не могут планировать свою деятельность и последовательно выполнять, для них характерен бездумный стиль работы на занятиях. В классах КРО численность детей небольшая. Поэтому учитель может осуществлять принцип индивидуального подхода к обучающимся, объяснять все в доступной форме, используя яркие наглядности, не оставив ни одного вопроса учащихся без ответа. Учитель, учитывая возможности каждого ребенка, чаще хвалит детей, создавая ситуацию успеха для каждого ученика, а это стимулирует их к дальнейшей учебной деятельности. Такая форма проведения занятий позволяет развиваться каждому малышу индивидуально. Только такая целенаправленная коррекционная работа с такими детьми, проводимая логопедом-дефектологом, учителем (в детском саду — воспитателем), психологом позволяет им сделать большой скачок в развитии.
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям первоклассников
Учитель-логопед
Смагина Н.Н.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться. И это радует.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения
ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Итак, первоклассники торжественно расселись по партам, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки…
И что мы видим, один ученик без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются в ряд, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, малыш и вовсе теряется. «Не стараешься! Не внимательный! Лентяй!»- думаете вы. Какие только упреки не приходится выслушивать ребенку.
Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу
школьного обучения у ребѐнка должны быть сформированы:
1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).
2. Правильное звукопроизношение.
3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.
4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок
умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребѐнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
5.Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.
6.Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).
7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы,
классификация и т.д.).
Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе.
Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.
Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать.
Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае?
Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет
следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.
Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-
моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.
Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и т.д.").
Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с
мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у
них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть
чтением и письмом (дислексия и дисграфия). Дети с такими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них
невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги, слова... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают
письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество
грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки
препинания, у них ужасный почерк.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в
пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не вударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Нарушения встречаются у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Около 5–8 процентов школьников страдают нарушением чтения и письма.
Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна.
Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.
Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха.
Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...
Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем
наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих
композиторов.
Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.
Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение?
Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же часть мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами.). Мы иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале.
Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при несформированности пространственной ориентировки, скрытом левшестве.
Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков.
Чтобы ребѐнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он
понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребѐнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе;
- в собственной речи чѐтко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах. Правильно употреблять грамматические формы (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.);
- совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
Обращайте внимание ребѐнка на процесс приготовления пищи, еѐ качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печѐм, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелѐный, жѐлтый).
Неоценима роль любимые игрушки в развитии ребѐнка, в том числе в
формировании связной речи. Составление коротких предложений, их
распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие еѐ обладателю – ребѐнку.
Конечно, первоклашке нелегко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться.
И еще:
Постарайтесь достижения ребѐнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников.
Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребѐнке, даже если они в его пользу.
Помните, что учиться все-таки он, а не вы.
Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребѐнка любящим и
понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.
Не угнетайте малыша своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали. Для успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения.
Ваша любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
И помните, что, по сути, неважно как будет учиться ребенок. Ведь вы любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует.
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Как относиться к отметкам ребенка!
Как относиться к отметкам ребенка....
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать?"
Материал содержит основные рекомендации родителям будущих школьников о том, как правильно научить ребенка читать. Информация будет полезна как родителям, так и учителям....
Консультация для родителей "Здоровый образ жизни вашего ребенка"
Здоровье превыше всего! А для каждого родителя превыше всего - здоровье своего ребенка. Что входит в основопологания здоровья детей? В этой статье каждый родитель найдет ответ на этот вопрос....
Консультация для родителей «Почему возникают истерики у ребенка?»
Почему возникают истерики у ребенка Если у ребенка возникла истерика, то конечно есть причина того, что она появилась. Конечно, на ровном месте истерики не бывает, что-то с реб...
Консультация для родителей "Правила эффективного общения с ребенком"
Правила эффективного общения с ребенком...
Консультация для родителей "Умственная отсталость-помогите своему ребенку"
Появление умственно отсталого ребенка в семье создает целый ряд проблем в семье и прежде всего это касается стигмы. В переводе с греческого стигма означает пятно или клеймо. Это слово дало рождение но...
Консультации для родителей на тему «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способ...