Главные вкладки

    Дифференциация звуков и букв И - Ы. Закрепление орфограммы ЖИ - ШИ.
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

    Травина Людмила Валерьевна

    Занятие  направлено на коррекцию   смешанной  формы  дисграфии во 2 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_korrektsii_smesh.formy_disgrafii_2_klass.docx937.36 КБ

    Предварительный просмотр:


    одКонспект  занятия по  теме : 

     « Дифференциация  звуков и букв   Ы – И. Закрепление  орфограммы   ЖИ – ШИ  во  2  классе . Начало  учебного года ».

    Цели:  логопедические:

    • Учить  детей различать  сходные  по артикуляционно- акустическим  и  оптическим характеристикам звуки  и  буквы ;
    • Учить  соотносить  буквы  Ы –И   ,  выделяя  их  на  фоне  слов  и предложений;
    • Работа  над  звуко-буквенным  анализом  и  синтезом;
    • Работа  над  слоговым  анализом  и  синтезом;
    • Работа  над  предложными  конструкциями;
    • Расширение  активного  словаря;
    • Закрепление  правила  « ЖИ – ШИ».

         неречевые :

    • Развитие  логического  мышления;
    • Развитие  зрительного  внимания;
    • Развитие  оптико-пространственных  представлений;
    • Инновационная  технология:работа  над  пальчиковой  мотори-

    кой;

    • Инновационная  технология: релаксационная  гимнастика;
    • Инновационная  технология: пальминг (тренинги для расслабления  сетчатки  глаза  и укрепления глазной  мышцы);

        педагогические:

    • Развитие  познавательной  активности   и  самоконтроля;
    • Развитие  чувства дружбы ;
    • Умение  отвечать  полным  ответом.

    Оборудование:

    • Тетради  , ручка, карандаш;
    • Мяч;
    • Конверты  с  «телеграммами»;
    • Карточки  с заданием: вставить  буквы Ы –И в слова;
    • Макет «Поезд» с вагонами синего/зелёного  цвета;
    • Картинки: камыши, мышь, снежинка,карандаши, стрижи, шишки;
    • Макет «Указатель в зоопарке»;
    • Сюжетная  картина   «Зоопарк» большого  формата – 1шт., маленького формата  - 5шт.,
    • Предметные  картинки «Животные» -  5  наборов;
    • Таблички  для  составления  предложений.

    1. Организационный  момент:

    Пальминг: Сидя, локти  на  столе. Положить  на  закрытые  глаза  ладони  рук (пальцы  скрещены  на  лбу)  .  На   глазницы не  давить  . Представить   перед  глазами  чёрную  шляпу, чёрный  башмак, чёрное  платье и т.д. – длительность    1 минута.

    Движения  раскрытыми  глазами  по горизонтали в  ту и другую  сторону

    ( следить  за  пальцами  движущейся  руки, не поворачивая  головы) – 3 раз.

    Круговые  движения   глаз  по  и  против  часовой стрелки – до  3-5  раз.

    1. Ход  занятия:
    • Сообщение  темы  занятия.
    • Дифференциация звуков Ы – И по артикуляционным  признакам.
    • Дифференциация  букв  Ы – И  по  оптическим элементам.
    • Запись  числа  и  темы  в  тетрадь.
    • Прописать ряд  букв Ы – И, соотнеся их с графической шифровкой.

    +   - И,  * - Ы  

    + + + * * + * + + *** + * + **+++

    • Игра « Большой – маленький». (можно  использовать  мяч)

    - Я назову  большие  предметы, а  вы  маленькие . В  каких  словах слышен  звук Ы , а  в  каких – звук  И ?  (Звуки  И-Ы  чётко  артикулируются)

    Сады – садики                                        банты – бантики

    Зонты – зонтики                                     носы – носики

    Мосты – мостики                                   кусты – кустики

    Коты – котики                                         плоты – плотики

    • Игра  « Зашифруй  слова» .

    - На  доске записаны  слова в  столбик. Первая  пара  слов  составлена  для  примера. Прочитайте  её. Объясните  разницу  в  значении слов. ( ДАРЫ – ПОДАРКИ, ДАРИ – ВРУЧЕНИЕ  ПОДАРКОВ)

    - Чем  отличаются  эти  слова : «дары – дари» , по  написанию ?  ( в  слове  ДАРЫ – записываем  букву Ы , а  в  слове ДАРИ – букву И)  

    - Какая  из  этих  двух  гласных  может  смягчать  согласный? (гласная  И)

    -Запишите  пары  других  слов  в  столбике  самостоятельно. Подчеркните буквы И – Ы   красными  карандашами, а согласные ,стоящие перед  ними   синим или  зелёным  карандашом, в  зависимости  от их  звучания.

    Дары – дари                                   шипы –

    Носы –                                              пары –

    Плоды –                                           цветы –

       

    • Повторение  правила ЖИ – ШИ:

    В сочетаниях ЖИ – ШИ – только  И  всегда  пиши.

    • Упражнение «Исправь  ошибки».

    -  Мне   из   зоопарка  пришла  пригласительная  телеграмма, но  в ней  допущены  ошибки. Прочитайте  телеграмму и исправьте  все  ошибки, которые  допустили  жители  зоопарка.  

                    ТЕЛЕГРАММА  ОТ  ЖЫТЕЛЕЙ  ЗООПАРКА.

    Мы, жители  зоопарка: рыжые  лисы, пушыстые  шыншилы, высокие  жирафы и  даже  мышы – малышы, встречаем  наступление  весны. Мы  приготовили  свои  жылища  к  приёму  гостей, а  бобры  построили  хатки на  шырокой  реке. Приезжайте к нам  скорей.

    • Упражнение «Вставь  букву».

    -  Нам  нужны  билеты  на  поезд. Чтобы  их  заслужить, вы  должны  выполнить задание.

    Задание: Вставить  вместо  точек буквы Ы – И. Подчеркнуть их: Ы -     И.

    Ланд . ш .  ,  маш . на,  л . ж . ,   р . ж . ки,   кувш . н,   ж . вот , корж . к,    м . ш . ,      кр . ш . ,    пруж . на.

    Подчеркнуть  орфограмму.

    •  Упражнение «Раздели  картинки».

    - Вот  наш  чудо – поезд. В  нём  шесть вагонов. В  красных  вагонах поедут  предметы , в  названии  которых  встречается  буква -  Ы , а  в зелёных   - только буква   И.

    Задание №  1  : Дети  разделяют  картинки  по  группам.        

        И                                                               Ы

    ШИШКИ                                                 КАМЫШ

    ИЗБА                                                   КРЫЖОВНИК

     ГАРАЖИ                                                  ЯГОДЫ

    C:\Users\Роман\Documents\Люся\школа\Сканер , картинки, карточки\File0116.jpg

    Задание  № 2: Дети  определяют  количество  слогов в  названии  каждой  картинки. Рисуют  схему.  Выделяют на  схеме   слог, в  котором  встречается  при  написании  буква И   или   Ы. Буквы  И-Ы  подчёркивают.

    ШИШ

                       ШИШКА

    • Физ. минутка:

    Верблюд: Сжать кулачки  и  соединить  их  на  сгибе пальцев.

    Вот  верблюд  живое  чудо.

    Два  горба есть  у верблюда.

    Крокодил: Раскрывать  и  закрывать  сложенные  ладони с  загибанием пальцев  внутрь  ладони.

    А  зубастый  крокодил  

    Чуть  меня  не  проглотил.

    Жираф: Сжать  пальцы  в  кулак,  чуть – чуть  приподняв  мизинец и  указательный  палец.

    Шея  жирафа  длинна  и  гибка,

    Ветки  жираф достает  свысока.

    РЕЛАКСАЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА по методике И.Г. Выгодской.

    «Дети  начинаем  игру . Руки  положите на  колени, успокоились. (Дети принимают  позу  покоя.) Слушайте  и  делайте  , как я.

    Представьте, что  мы поднимаем  тяжёлую  штангу. Наклонитесь  и возьмите её. Сожмите  кулаки. Медленно поднимаем  руки. Они  напряжены . Тяжело ! Подержали  штангу… Устали и  бросили  штангу. Руки  расслабились , не  напряжены, отдыхают. Легко  дышится ! Слушайте и делайте  , как я. Спокойно  вдохнуть – выдохнуть.

    • - А  вот  и  указатель  в зоопарке…..

    Задание: Собрать  из  букв  на  «стрелках» данных  в беспорядке названия  животных.

    Слова: У,Ж,И ;   Е,Ж,И;   Ж,И,Р,А,Ф  ;  Е,Р,Ш,И ;  М,Ы,Ш,И; Ш,И,М,П,А,Н,З,Е.

    • - Запишите  названия животных  в  таблицу   в    столбик  № 2,  затем  прочитайте  слова-признаки   на  карточках  и  запишите их в   столбик  № 1 , соотнеся  по  смыслу  с  названием  животного, а    слова – действия  в  столбик № 3.

    №  1                                    № 2                                 № 3

    шипящие

    УЖИ

    лежат

    колючие

    ЕЖИ

    живут

    высокий

    ЖИРАФ

    дружит

    пушистые

    МЫШИ

    шуршат

    жирные

    ЕРШИ

    плавают

    пружинистая

    ШИМПАНЗЕ

    прыгает

    • Работа  по сюжетной  картине «Зоопарк» ( с  опорой  на  методику М.Е. Хватцева и В.Н. Карандиной «Закрепление  звуков речи с опорой на  сюжетную  картину»).

    C:\Users\Роман\Documents\Люся\школа\Сканер , картинки, карточки\File0117.jpgC:\Users\Роман\Documents\Люся\школа\Сканер , картинки, карточки\File0120.jpg

      Детям   предлагается  рассмотреть  сюжетную  картину «ЗООПАРК» на  доске. Затем им  выдаются  индивидуальные  листы с  изображением  сюжетной  картины ,  на  которой отсутствуют  некоторые  животные. И даётся пакет с изображениями  этих  животных. Опираясь   на  сюжетную  картину  на  доске , они  должны расставить животных по местам.  Затем  логопед  задаёт  вопросы, на  которые  дети  должны составить предложные  конструкции   , опираясь  на  готовую  таблицу из предыдущего  задания  и  сюжетную  картину.

    C:\Users\Роман\Documents\Люся\школа\Сканер , картинки, карточки\File0122.jpg

    Вопросы:

    Где  лежат  шипящие  ужи? – Шипящие  ужи  лежат  на пеньке.

    Где  живут  колючие  ежи ? – Колючие  ежи  живут  в  норке.

    С кем  дружит высокий  жираф? – Высокий  жираф дружит с зеброй.

    Где прыгает пружинистая  шимпанзе? – Пружинистая  шимпанзе прыгает по деревьям.

    Где  плавают  жирные  ерши ? – Жирные  ерши  плавают в пруду.

    Около  чего шуршат пушистые  мыши? – Пушистые мыши  шуршат около  камышей.

    Дети  проговаривают предложения  устно , выделяя  предлог.

    Затем они  записывают  предложения , обводят  предлог в кружок, подчёркивают буквы Ы – И   и  выделяют  орфограмму ЖИ – ШИ.

    3.Итог  занятия.

    Подведение  итогов  по  вопросам  педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

    Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

    Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

    Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

    Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

    Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

    Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

    Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

    Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

    Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

    Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....

    Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:Развитие фонематического восприятия;Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б»...