Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
статья по логопедии

Киселева Юлия Владимировна

 

 

 

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Посредством данного приёма происходит развитие речи и обогащение словаря у детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синквейн как средство развития речи у младших школьников  

с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

 

       У детей с ТНР наблюдается задержка темпа развития отдельных сторон речи и особенный их характер.

       Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строения речи, аграмматизмы.

   Исходя из этого, проблема развития речи у младших школьников с ТНР на сегодняшний день является одной из самых актуальных, потому что овладение речевой деятельностью играет значительную роль в жизни  каждого человека. Именно поэтому одним из эффективных методов развития речи ребёнка и комплексного воздействия на логопедических занятиях является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.  

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Этот приём не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

         Также очень велико значение этого приёма в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Приём синквейна можно включать в логопедическую работу с детьми не нарушая структуры занятия. Данный приём может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.    

         К основным правилам составления синквейна относятся следующие:  

 

         - первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

        -  вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;

        - третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;

         - четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;

        - пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово)

          Пример составления синквейна:

1. Лето.

2. Жаркое, солнечное.

3. Купаются, отдыхают, играют.

4. Лето - любимое время года.

5. Каникулы.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с младшими школьниками, имеющими ТНР, основывается на той части программы, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Практический опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи показывает, что при систематической работе уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.  Дети, умеющие писать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему.

Необходимо отметить, что целесообразно использование синквейна:

 на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

 для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

При творческом использовании синквейна на логопедических занятиях он воспринимается младшими школьниками с ТНР как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование приёма синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно, с тяжелыми нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию  на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...

Познавательно-эмоциональное развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС в процессе использования проектно-ориентированных моделей.

В статье представлены результаты экспериментальной работы над проектно-ориентированными моделями (игр-занятий). Успех социализации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС во многом зависи...

Развитие лингвистических способностей у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

В статье обосновывается необходимость включения в систему логопедической работы со школьниками с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) коррекционных мероприятий, направленных на совершенствование осно...