Главные вкладки

    Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
    консультация по логопедии (1 класс)

    Леонтьева Марина Сергеевна

    Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

     

     Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником.

     Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!        Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

     В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл may-konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей будущих первоклассников

    «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

    Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

     Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником.

     Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!        Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

     В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

     Рассмотрим, что такое речевая готовность к школе.

    Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

    1.Дети должны уметь слушать и слышать других. 

    При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

    2.Звуковая сторона речи:

    - Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

    Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

    - Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

    - Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

    - Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

    Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

    3. Функции языкового анализа. 

    Дети должны уметь:

     - делить предложения на слова;

     - делить слова на слоги;

    - уметь выделять все звуки в словах;

     - устанавливать последовательность звуков в слове.

    Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

    - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

    - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

    - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

     - перестановки букв (комната – «конмата»).

    4. Лексическая сторона речи (словарный запас). 

    Дети должны уметь:

     - точно подбирать слова;

    - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

    - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

     - употреблять сложные слова (например: длинноногий);

    - пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

    - подбирать метафоры (например: туча комаров);

    - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

    - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

    5. Грамматическая сторона речи. 

    У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

    а) Навыки словоизменения:

     Дети должны уметь:

    - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

    - употреблять различные предлоги;

    - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

    - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

    - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

     - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

    - пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

     - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

    б) Навыки словообразования: 

    Дети должны уметь:

    - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

    - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

    - образовывать название детенышей животных;

    - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

    Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

    - замены суффиксов (козлята – «козленки»);

    - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

    Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

    6. Связная речь. 

    Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

     Дети должны уметь:

     - свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

    - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

    - рассказывать о пережитых событиях;

    - пересказывать содержание сказки, рассказа;

    - описывать окружающие предметы;

    - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

     Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

    Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

     Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

     Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма.  

     Для этого в нашей школе  и проводятся специальные коррекционные занятия с учителем-логопедом.

     Продолжительность и количество логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгрупповые занятия (по 30 мин) проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные (по 15-20 мин) – 2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести дефекта.

     Основные направления работы:

    - работа над звукопроизношением (постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

    -  развитие фонематических функций (анализа, синтеза, представлений);

    - развитие лексико – грамматического строя речи;

    - развитие связной речи;

    - профилактика дисграфии и дислексии.

     Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

     Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

     Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.

     К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

     Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

     Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"

    Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако  в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...

    Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"

    1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...

    Мастер — класс для родителей будущих первоклассников."Психологическая готовность к школе".

    Мой мастер-класс поможет вам в доступном диалоге с родителями определить необходимые требования психологической готовности  будущего ученика  для успешно...

    Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

    Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

    Консультация для родителей будущих первоклассников "Подготовка к письму леворукого ребёнка"

    Рекомендации для родителей помогут сформировать у ребёнка-левши навык правильной посадки при письме, приёмы держания ручки, выработать хороший почерк, избежать лишних нагрузок при обучении письму....