Картотека «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
картотека по логопедии (4 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна

Предложен большой перечень упражнений по автоматизации звука [Р] слогах,словах,предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Учитель-логопед Оганесян С.Г.

Карточка №1

Автоматизация звука [Р] с слогах

1. Автоматизация звука [р] в прямых слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

              ра-ро-ру                      ро-ру-ры                      ры-ро-рэ

              ра-ры-рэ                      ру-ро-ра                      рэ-ра-ро

              ро-ра-ры                      ру-ры-ро                      рэ-ра-ро

2.Автоматизация звука [р] в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

              Ар-ор-ур                       ур-эр-ар                      эр-ар-ор

              Ор-ар-ур                       ыр-ур-ор                     эр-ур-ыр

              Ор-ур-эр                       ыр-эр-ор                     эр-ыр-ар

Карточка №2

Автоматизация звука Р с слогах

1.Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

        Ара-оро-уру                  уру-оро-ара              ыры-эрэ-уру

        Ара-эрэ-ыры                 уру-ыры-ара             эрэ-ара-оро

        Оро-ара-ыры                 ыры-эрэ-оро             эрэ-оро-уру

2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

        вра-вро-вру-вры          дра-дро-дру-дры         кра-кро-кру-кры

        гра-гро-гру-гры            мра-мро-мру-мры          зра-зро-зру-зры

        тра-тро-тру-тры            сра-сро-сру-сры           фра-фро-фру-фры

Карточка №3

Автоматизация звука [Р] с слогах

1. Вспомним игру «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слоги и серии слогов.

    Ррррррррррраа                   ра-ро-ру          ру-ра-ро 
    ррррррррррроо                   ро-ры-ру        ро-ра-ры 
    ррррррррррруу                   ра-ру-ро         ры-ру-ра 
    рррррррррррыы                  ру-ры-ра        ра-ру-ру
    рррррррррррээ                   ры-ру-ро         ро-ры-ро

                                                                      
2. Играем в игру «Доскажи словечко».

«Во дворе идет интересная иг...(ра). 
Мама купила воздушные ша...(ры). 
Мы залезли на высокую го...(ру). 
Петух потерял в драке пе...(ро).

Карточка № 4

Автоматизация звука [Р] с слогах

«Закрытые» слоги. Играем в «Эхо» - повторяем слоги.

   ааррррррр                    ар-ор-ур
   ооррррррр                    ар-ор-юр 
   ууррррррр                    ыр-ир-яр 
   ыыррррррр                   ер-ор-ар 
   ээррррррр                     ыр-ур-ор
   яяррррррр                    ар-яр-ор 
   ёёррррррр                    ер-ор-юр 
   ююрррррр                    ёр-ер-ир

Снова играем в игру «Доскажи словечко».

Дует сильный ве...(тер). 
Вика вяжет сви...(тер). 
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор). 
Землю пашет трак...(тор). 
Папа включил телеви...(зор). 
На перекрестке свето...(фор). 
В чай кладут са...(хар).

Карточка № 5

Автоматизация звука [Р] с слогах

Слоги со стечением согласных.

1. Игра «Эхо» (повторяем слоги)

Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра. 
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро. 
Бру, гру, кру, пру, тру, фру. 
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.

2. Игра «Доскажи словечко».

У Васи есть младшая сес...(тра). 
Я приехал на ме...(тро). 
Саша открыл те...(традь). 
Иголка очень ос...(трая).

Карточка №6

Автоматизация звука [Р] в словах 

Автоматизация звука [р] в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Радио           рама           ролики           роща           рукопись

Радуга          растение     роса              рубаха        руль

Разлив          расчёска     росинка         рубец         русалка

Разлука        ров             рост               рубль          рыбак

Рак               рога            рота              ружьё          рывок 

Ракета          родник        рот                рука            рысь

Автоматизация звука [р] в обратных слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Бобёр            жар            костёр           повар           сыр

Бор               жонглёр      мухомор         помидор       тир

Веер             забор          отвар             самовар        товар

Ветер            загар          офицер          сахар            топор

Вечер           катер          пар                север            хор

Дар              кефир          пассажир       сор               шар

Карточка №7

Автоматизация звука [Р] в словах

1.Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Баран          гараж           дыра             корыто          пирамида

Ворон          гора             жара              нора             сорока

Ворота        дорога          корова           пёрышко       сырок 2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Бархат       драп              красотка        праздник       трос

Браслет     дырка            крахмал         тёрка             трубка

Брат          карта             марка             трава             труба

Горка        корка             норка             трасса           труд

Драже       кража            парта              тройка           трус

Драка       кран               порка             трон               труха

Карточка №8

Автоматизация звука  [Р] в словах

Игра «Повторяй-ка»

1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, 
начинается игра. 
Я прошу со слогом ра 
Повторить за мной слова: 
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, 
продолжаем мы игру: 
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро, 
Много слов со слогом ро: 
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры - 
вот слова со слогом ры: 
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

Карточка №9

Автоматизация звука [Р] в словах 

Отгадай загадку - назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.

Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.

1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок) 
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) 
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи). 
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем - миллион. (Муравейник). 
5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек) 
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф) 
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

Карточка №10

Автоматизация звука  [Р] в словосочетаниях

Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [р].

Бобёр хитёр             махровый георгин          розовый зефир

Горная вершина       метр бархата                  рыбные консервы

Икра осётра             мокрая крыша                старое корыто

Красивая брошка     нора крота                     топор остёр

Красная роза           огромная рыба               хрупкая оправа

Крупный град          ржавое ружьё                яркая рубашка

Карточка №11

Автоматизация звука [Р] в предложениях 

Повтори предложения, четко проговаривая звук [р].

Брат рвёт руками мокрую траву.

Быстроходный катер перевозил пассажиров через озеро.

В метро мраморные стены, а на потолке – красивые люстры.

В сарае инструменты: топоры, свёрла, набор отвёрток, рубанок.

Закрой форточку – ветер разобьёт окно.

Ира рисовала прутиком на земле: груши, виноград и персики.

Красная брусника растёт в траве у озера.

Мартышки в зоопарке прыгают по вольеру и бросают друг в друга корки. Мы собрали корзину рыжиков и чёрных груздей.

На день рождения Вере подарили дорогой подарок – красивый гранатовый браслет.

Карточка №12

Автоматизация звука [Р] в предлолжениях 

Повтори предложения, четко проговаривая звук [р].

На завтрак Рома ел ватрушку с творогом.

На мокрой крыше сидели и каркали вороны.

На огороде растут помидоры, огурцы, петрушка и укроп.

На рынке продаются крупный виноград и красивые персики.

Оркестр играет торжественный марш.

Повар украшает торт кремовыми розами и красной смородиной.

Подруга купила два метра бархата на шарф.

Рожки, макароны, ракушки и вермишель продаются в супермаркете.

Рома прыгнул в озеро, разбрызгивая воду.

Российский боксёр одержал трудную победу.

Сороки и грачи прыгают по дороге.

Утром по радио передают прогноз погоды.

Шофёр грузовика ремонтировал фары в гараже.

Шофёр завёл мотор, и грузовик тронулся с места.

Яркими шарами и гирляндами украсили двор к празднику.

Карточка №13

Автоматизация звука [Р] в предложениях 

Повтори предложения: Вот Вера и Мара. 
У Веры шары и у Мары шары. 
Рома идет на урок. 
Ира пасет корову. 
У Тамары карандаш. 
В ручке старое перо. 

Карточка №14

Автоматизация звука [Р] в предложениях 

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:

Рома начертил квадрат.

Рома в тетради начертил квадрат.

Рома чернилами в тетради начертил квадрат.

Рома чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.

Рома на уроке чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.

Рома на уроке геометрии чёрными чернилами в тетради начертил квадрат. 

Карточка №15

Автоматизация звука [Р] в предложениях 

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:

Уром на траве роса.

Ранним утром на траве росса.

Ранним утром сверкает на траве роса.

Ранним утром на просеке сверкает на траве роса.

Ранним утром на старой просеке сверкает на траве роса.

Ранним утром на старой просеке сверкает на траве красивая роса.

Ранним утром на старой заброшенной просеке сверкает на траве красивая роса.

Карточка №16

Автоматизация звука [Р] в предложениях 

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:

Нюра кормит кроликов.

Нюра кормит кроликов морковкой.

Нюра кормит кроликов крепкой морковкой.

Нюра кормит кроликов крепкой красной морковкой.

Нюра кормит серых кроликов крепкой красной морковкой.

Нюра кормит серых и чёрных кроликов крепкой красной морковкой.

Карточка №17

Автоматизация звука [Р`] в словах 

1. Автоматизация звука [р`] в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Ребёнок          река            ресторан          ринг          рюмка

Ребята            реклама       рецепт             рис            рябина

Ревень            ремень        речь                 риск          ряд

Редис             ремесло       решётка            рисунок     ряженка

Редька           ремонт         решето              ритм          ряска

Резина           репортаж      решка               рифма

Рейка             ресницы       рёва                 рюкзак

2.Автоматизация звука [р`] в обратных слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Богатырь        монастырь     пузырь             сухарь       январь

Букварь         панцирь        слесарь            токарь        янтарь

Ларь              пахарь          словарь             фонарь

Лекарь          пекарь           снегирь             ширь

Карточка №18

Автоматизация звука [Рʼ] в словах 

Автоматизация звука [р`] в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Берёза          заря               море                 перина             тарелка

Варенье        зарядка          моряк               поперёк            токари

Варяг            Ирина             наряд               порез               фонари

Верёвка        ириска            орех                 серёжка           хорёк

Гири              карета            сорю                сирень              черёмуха

Горе              корюшка        парень             скворечник        шарик

Жарить          коряга           парик               слесари             январи

Жерёбёнок    Марина          пекари              сухари              янтари

Карточка №19

Автоматизация звука [Рʼ] в словах

Автоматизация звука [р`] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Брелок          греча             крест               предмет             природа

Брюква         гриб               крестик           прелесть            пряжа

Брюки           грива             кристалл         препарат            прятки

Вред             грим               крюк              призрак              серьги

Время           зорька            крючок          прилавок            стрела

Времянка      зритель           крюшон         пример                стриж

Гребёнка      крепыш           кутерьма        примета              сурьма

Гребешок      кресло            перья            принц                 трепет

Карточка №20

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).


Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Перед коровой короб корок.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

На горе Арарат 
Рвет Варвара виноград. 

На горе, на горке 
Горько ревет Егорка. 

У Кондрата куртка коротковата. 

У редьки и репки корень крепкий.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. 

Карточка №21

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь). 

Крута гора, 
В горе – дыра, 
В дыре – кротовая нора. 
На дворе – трава, 
На траве – дрова. 
Не руби дрова на траве двора! 
Обрадован баран – 
У барана – барабан, 
И баран в барабан барабанит, 
Барабанит баран в барабан. 

Карточка №22

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь). 


Сыворотка из-под простокваши. 

Архип осип, Осип охрип. 
Осип осип, Архип охрип.

Наши покупки - крупы да крупки.


По двору, подворью – 
В добром здоровье.

 
Привез Пров Егору 
Во двор дров гору. 

Рубят дроворубы 
Сыры дубы на срубы. 

С другом дружи, а другому не груби. 

Карточка №23

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь). 


Сыпь песочек в черненький черепочек.

Тары-бары, растабары! 
У Варвары куры стары! 

Торопке порка не впрок,

Торопке коврижка впрок. 

Три вороны на - воротах. 
Три сороки – на пороге. 

Тридцать три вагона в ряд 
Тараторят, тарахтят. 

Тридцать три трубача трубят тревогу. 

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис. 

Карточка №24

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь). 

Хорош в дорожку пирог с горошком. 

Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста. 

Я вкруг погреба хожу, 
Все про погреб говорю. 

У барана рога 
Скручены-перекручены, 
Верчены-переверчены. 

В печурке – три чурки, 
Три гуся, три утки. 

Во дворе - горка, 
Под горой- норка. 
В этой норке 
Крот стережет корку.

Карточка №25

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь). 

Идут бобры во сыры боры. 
Наш чеботарь 
Всем чеботарям чеботарь. 
Никому нашего чеботаря 
Не перечеботарить. 
Не перчи, Петр, 
Поросенка перцем, 
А то можешь переперчить 
Поросенка перцем. 
- Расскажите про покупки. 
- Про какие про покупки? 
- Про покупки, про покупки, 
Про покупочки мои! 

Карточка №26

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь). 

Скажет друг дружке, 
А дружка – подружке, 
А подружка – борову, 
А боров - всему городу. 

У бобра шапка добра, 
А у бобрят богаче наряд. 

Хитрую сороку поймать морока, 
А сорок сорок – сорок морок. 

На дворе дрова топорами рубят. 
Раз дрова, два дрова, три дрова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях....

Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"

Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"...

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях

СамоанализПодгруппового  логопедического занятия  потеме  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Конспект занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"

В конспекте представлен дидактиеский материал по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, а так же различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся н...

Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии  (сборка автомобиля)....