Аннотации к рабочим программам
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Митрофанова Валерия Александровна

Аннотации к рабочим программам по коррекционному курсу «Логопедия» в 1 – 4 классах,«Логопедические занятия» в 1 – 4 классах, «Логопедическая коррекция» в 5 – 6 классах, "Альтернативная коммуникация" в 1 - 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsii_k_rabochim_programmam_po_logopedii.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочим программам по коррекционному курсу

«Логопедия» в 1 – 4 классах

Рабочая программа курса «Логопедия» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»  от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78 – ОЗ;
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Сан.ПиН 2.4.23286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области  «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2015 г. № 526 - Д).
  6. Учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
  7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильская школа-интернат №1, реализующая адаптированные  основные общеобразовательные программы».
  8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
  9. Формирование устной речи у детей с тяжелой умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях: Программа / Сост. Пинегина С.П., Плаксина Л.Н. – Екатеринбург, 2004. – 111 с.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие  специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

В 1 классе на изучение  курса «Логопедия» в учебном плане отводится 66 часов в год 2 часа в неделю, 33 учебные недели)

Во 2, 3, 4 классах – по 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Аннотация к рабочим программам по коррекционному курсу

«Логопедические занятия» в 1 – 4 классах

Учитывая рекомендации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью для занятий с детьми первого дополнительного, первого-четвертого классов, составлена программа логопедических занятий.

Рабочая программа курса «Логопедические занятия» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»  от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78 – ОЗ;
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Сан.ПиН 2.4.23286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области  «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2015 г. № 526 - Д).
  6. Учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
  7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильская школа-интернат №1, реализующая адаптированные  основные общеобразовательные программы».
  8. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 - 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: Программа. Кузьминых Е. Л Учебная программа (Управление образования администрации г. Екатеринбурга), 2000. - 73 с.

Исходя из психофизических особенностей учащихся с  интеллектуальной недостаточностью, на основании рекомендаций ПМПК, учителем-логопедом проводится работа над развитием речевой деятельности, формированием коммуникативных навыков, расширением представления об окружающей действительности, коррекцией индивидуальных пробелов в знаниях.

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными направлениями (задачами) логопедической работы является:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;

развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Целью данной программы является построение системы коррекционно-логопедической работы в классах для детей с интеллектуальной недостаточностью для речевого и психофизического развития учащихся, формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В содержании курса основной принцип расположения тем по годам обучения - концентрический. Этот принцип предполагает на каждом году обучения ведущих разделов групп знаний, умений и навыков, которые связаны со своеобразием развития речевых способностей в соответствии с возрастными возможностями.

1 этап. На начальных этапах работы (1 класс) формируется психофизическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, учащиеся подводятся к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи.

 2 этап. В дальнейшем (2-3 класс) преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения, развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных взаимоотношений; совершенствуются внимание, восприятие, память, что в совокупности составляет фундамент речевого развития.

3 этап. (4 класс) Осмысленное использование речевых средств.

Во время всего периода обучения необходимо обеспечение практики общения на доступном для учащихся уровне: операции с отдельными словами, с фразами (не объединенными смысловым контекстом), понимание вопросов, ответы на них, с фразовым материалом (объединенным смысловым контекстом) на фоне эмоциональной и семантически значимой для учащихся ситуации, с использованием диалогической и монологической речи.

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики и синтаксиса. Они предполагают знакомство учащихся с речевыми единицами (подготовительный 1 класс - звук, слог; 1 класс - слог, слово; 2 класс - слово, словосочетание; 3,4 класс - текст), их характеристиками, способами образования и формами употребления, то есть с речевыми нормами. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение над разнообразными языковыми явлениями, формами реализации речевых средств на основе формирования (подготовительный 1, 1 классы), развития (2-3 класс), совершенствования (4 класс), мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления; психических процессов: восприятия, внимания, памяти, самоконтроля и саморегуляции. Цель этих занятий: уточнение представлений в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй); формирование соответствующих языковых обобщений, совершенствование устной и письменной речи. Работая над совершенствованием всех компонентов речевой системы, необходимо на разных этапах сосредоточить внимание на каком-то одном из них, придерживаться предложенной в программе последовательности.

В 1 классе на изучение  курса «Логопедические занятия» в учебном плане отводится 99 часов в год (3 часа в неделю, 33 учебные недели)

Во 2, 3, 4 классах – по 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Аннотация к рабочим программам по коррекционному курсу

«Логопедическая коррекция» в 5 – 6 классах

Рабочая программа курса «Логопедическая коррекция» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»  от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78 – ОЗ;
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Сан.ПиН 2.4.23286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области  «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2015 г. № 526 - Д).
  6. Учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
  7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильская школа-интернат №1, реализующая адаптированные  основные общеобразовательные программы».
  8. Программно-методические материалы О.А. Ишимовой «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» (чтение, письмо).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А.Ишимовой, С.Н.Шаховской, А.А.Алмазовой; Москва «Просвещение» 2014г.

Цель коррекционно-педагогической работы: предупреждение и исправление нарушений чтения и письма обучающихся 5-6 классов с системным недоразвитием речи.

Задачи:

1.Коррегировать трудности, возникшие на этапе первоначального обучения грамоте и на последующих этапах овладения чтением и письмом (устно-речевые; операциональные: выделение звуков из речевого потока, перевод звуков в зрительный образ букв; превращение графических знаков в графические начертания).

2.Формировать обобщённые представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и технически правильным чтением.

3.Создать для детей с СНР адекватные средовые условия с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства, дающего возможность успешной коррекции, выбора способа и скорости освоения навыков письма и чтения.

В 5 и 6 классах на изучение  курса «Логопедическая коррекция»  в учебном плане отводится 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Аннотация к рабочим программам по курсу

«Альтернативная коммуникация» для 1 – 4 классов

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»  от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 г. № 78 – ОЗ;
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Сан.ПиН 2.4.23286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области  «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005 г. № 526 - Д).
  6. Учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильской школы-интернат №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2018 – 2019 учебный год.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»: овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Рабочая программа включает в себя следующие разделы, наполняемость которых меняется в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ТМНР:

1.. Основы коммуникации

1.1. Адекватная ответная реакция на прикосновения человека

1.2. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

1.3. Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания

2. Коммуникация с использованием невербальных средств

2.1. Использование взгляда как средства коммуникации

2.2. Использование мимики как средства коммуникации

2.3. Использование жеста как средства коммуникации

2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации

2.5. Использование предметного символа как средства коммуникации 

2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации 

2.7. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

2.8. Использование таблицы букв как средства коммуникации 

2.9. Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации  

2.10. Использование коммуникатора как средства коммуникации  

2.11. Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации 

3. Импрессивная речь

3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя

3.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов

3.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 

3.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 

3.5. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

3.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

3.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

3.8. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

3.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

3.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

3.11. Понимание простых предложений

3.12. Понимание сложных предложений

3.13. Понимание содержания текста

4. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

4.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя

4.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

4.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 

4.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 

4.5. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)  

4.6. Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)  

4.7. Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 

4.8. Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

4.9. Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)

4.10. Составление простых предложений с использованием графических изображений 

4.11. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений 

4.12. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений

4.13. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений 

4.14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений 

4.15. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений

4.16. Составление рассказа о себе с использованием графических изображений  

5. Чтение и письмо

В 1классе на изучение  курса «Альтернативная коммуникация»  в учебном плане отводится 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4-х класса – 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 рабочие недели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по русскому языку

Краткое содержание рабочей программы по русскому языку для 2 класса...

Аннотация к рабочей программе по математике

Краткое описание содержания рабочей программы...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...