Программа 1 класс "Логопедическая коррекция"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Рабочая программа основана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 19.12.2014 № 1599 " Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) и программно - методического материала " Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией И.М. Бгажноковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz_1kl.2_variant.docx53.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЯ 1 класс

ФГОС НОО ОВЗ, (2вариант)

2018-2019 уч. год

                                                                                                                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                                                                                                                     М.А.Бушулдаева

                                                                                                                                                                                                                     учитель-логопед

Всего часов _62__ ; в неделю __2_ часа.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..

3

Содержание коррекционно-логопедической работы…………………………………..

6

Планируемые результаты коррекционно-логопедической работы…………………...

7

Тематическое планирование…………………………………………………………….

10

Содержание рабочей программы………………………………………………………..

12

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы  с группой обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи (III-IV уровень речевого развития) …………………………………………………………….

14

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального и основного общего образования для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание работы

Коррекционно-развивающая работа проводится в два этапа. Первый этап – подготовительный (12 часов). Второй этап - коррекционная работа на фонематическом уровне (71 часа). Общее количество занятий – 83.

На первом этапе работы основное  внимание уделяется формированию понятия «речь», дифференциации устной и письменной речи. Затем проводится работа над предложением, анализом предложений и составлением схем. Важнейшей задачей первого этапа является знакомство со словами, обозначающими предметы, действие-предмета и признак предмета. Уточняется представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах. Проводится классификация предметов. Уточняется и расширяется глагольный словарь и словарь признаков. Проводится знакомство обучающихся с анатомическим строением артикуляционного аппарата, а также со способами образования речевых звуков. На первом этапе решается важнейшая задача определять главные артикуляционные отличия гласных и согласных звуков. Определять количество и последовательность звуков в слове.

         На втором этапе развивается, уточняется и активизируется речевой запас по лексическим темам, развивается способность наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепления чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

        Развивается умение составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать  и правильно использовать логико-грамматические конструкции.

Развивается фонематическое восприятие (развитие способности различать оппозиционные звуки изолировано). Формируется слоговой анализ и синтез. Развивается  фонемный синтез и анализ.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса  «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности школьника, овладение им универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные УУД:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Коммуникативные УУД: 

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельное  приобретение новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • формирование умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формирование  речевой активности;
  • совершенствование  экспрессивной и импрессивной  речи и её интонационной

выразительности;

  • расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
  • коррегирование грамматического строя речи;
  • умение планировать речевое высказывание;
  • развитие  слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
  • совершенствование средств общения (просодику, мимику и др).
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение осознавать и воспроизводить  речевое высказывание  в устной и письменной форме.

                                               

                                                                                                Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Коррекционные занятия

Проверочные занятия

Этап 1. Подготовительный

12

12

0

Раздел 1. Речь. Предложение. Слово.

12

12

0

Тема 1. Понятие о речи

1

1

0

Тема 2. Понятие о предложении

1

1

0

Тема 3. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки

10

10

0

Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне

68

63

5

Раздел 1.  Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных.

15

15

1

Тема 1. Звуки речи. 

4

4

0

Тема 2. Слоговой анализ слова

3

3

0

Тема 3. Гласные звуки и буквы

8

8

1

Раздел 2. Согласные звуки и буквы

48

44

4

Тема 1. Дифференциация согласных по звонкости и глухости 

18

18

2

Тема 2. Дифференциация по акустическому сходству

19

19

1

Тема 3. Дифференциация согласных  твёрдых — мягких (1-й способ смягчения)

11

8

1

Итоговые проверочные работы

3

0

3

Итого

83

70

8

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Содержание рабочей программы

Этап 1. Подготовительный –12 часов

Раздел 1. Речь. Предложение. Слово. – 12 часов

Тема 1. Понятие о речи – 1 час

Значение речи. Устная и письменная речь.

Тема 2. Понятие о предложении – 1 час

Понятие о предложении и его признаках. Анализ предложений. Роль интонации. Границы предложения, составление схем.

Тема 3. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки –10 часов

Словами, обозначающие предметы, действие-предмета и признак предмета. Словообразование и словоизменение существительных, глаголов и прилагательных.

Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне - 63 часа

Раздел 1. Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных – 15 часов

Тема 1. Звуки речи – 4 часов

Строение артикуляционного аппарата. Способы образования звуков. Речевые и неречевые звуки.  Гласные и согласные звуки.

Тема 2. Звукослоговой состав слова – 3 часа

Понятие о слоге. Слоговой анализ. Ударение.

Тема 3. Гласные звуки и буквы – 8 часов

Звук [у], буква У. Звук [а], буква А. Звук [о], буква О. Звуки  [о] , [у];  буквы О, У. Звук [э] буква Э. Звук [ы] буква Ы.  Звук [и], буква И. Звуки [ы] - [и],  буквы И -Ы.

Раздел  2. Согласные звуки и буквы – 48 час

Тема 1. Дифференциация согласных по звонкости и глухости – 18 час

Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’];  буквы П – Б – 3 часа.

Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т – Д – 3 часа.

Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К – Г – 3 часа.

Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С – З – 3 часа.

Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’];  буквы В – Ф – 3 часа.

Дифференциация [ш] – [ж];  буквы Ш – Ж  - 3 часа.

Тема 2. Дифференциация по акустическому сходству – 19 часов

Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’];  буквы М – Н. – 3 часа

Дифференциация [ш] – [с];  буквы Ш – С -  1 час

Дифференциация [ж] – [з];  буквы Ж – З – 1 часа

Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч – Т – 2 часа

Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч – С – 1 часа

Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ – Ч – 2 часа

Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ – С – 1 час

Дифференциация [с] – [ц];  буквы С – Ц – 2 часа

Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц – Ч – 1 час

Дифференциация [р] – [л]; буквы Р – Л – 3 часа

Дифференциация [л’] -    [й]; буквы Л – Й – 2 часа

Тема 3. Дифференциация согласных  твёрдых — мягких (1-й способ смягчения) – 11 часов

Гласные второго ряда. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-педагогической работы  с  обучающимися 1 класса,

имеющих СНР (II вариант)

Всего 83 часов, количество часов в неделю – 3

№ урока

Тема раздела/темы

(кол-во часов),

тема урока

Количество часов

Планируемые даты

Дата фактического проведения занятия

п/п

в теме

Подготовительный период (12 часов)

1

1

Знакомство с кабинетом. Понятие о речи.

1

 

2

2

Понятие о предложении.

Составление предложений.

1

 

3

3

Понятие о слове. Слова, называющие предметы. Одушевленные не одушевленные.

1

 

4

4

Словоизменение. Род и число существительных.

1

5

5

Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.

1

6

6

Слова, называющие действия. Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени.  

1

 

7

7

Слова, называющие действия. Согласование существительного и глагола в числе.

8

8

Словообразование. Приставочные глаголы.

9

9

Слова, называющие признаки. Подбор признаков к предметам.

1

10

10

Слова, называющие признаки. Согласование прилагательного с существительным по роду.

11

11

Словообразование. Относительные прилагательные.

12

12

Словообразование.  Притяжательное прилагательные.

Коррекционная работа на фонематическом уровне (71 час)

13

1

Речевые и неречевые звуки. Речевой аппарат.

1

14

2

Гласные звуки. Место звука в слове.

1

15

3

Согласные звуки. Место звука в слове.

1

16

4

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

17

5

Понятие о слоге. Слогообразующая роль гласного.

1

18

6

Слоговой анализ слов.  

1

19

7

Ударение.

1

20

8

Звук [а], буква А.

1

21

9

Звук [у], буква У.

1

22

10

Звук [о], буква О.

1

23

11

Звуки  [о] , [у];  буквы О, У.

1

24

12

Звук [э] буква Э.

1

25

13

Звук [ы] буква Ы.

1

26

14

Звук [и], буква И.        

1

27

15

Звук [ы] - [и],  буквы И -Ы.

1

28

16

Проверочная работа.

1

29

17

Звуки [п] [п’], буква П

1

30

18

Звуки [б] [б’], буква Б

1

31

19

Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’];  буквы П - Б

1

32

20

Звуки [т] [т’], буква Т

1

33

21

Звуки [д] [д’], буква Д

1

34

22

Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д

1

35

23

Звуки [к] [к’], буква К

1

36

24

Звуки [г] [г’], буква Г  

1

37

25

Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г

1

38

26

Звуки [c] [c’], буква С

1

39

27

Звуки [з] [з’], буква З

1

40

28

Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З

1

41

29

Звуки [ф] [ф’], буква Ф

1

42

30

Звуки [в] [в’], буква В

1

43

31

Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’];  буквы В - Ф

1

44

32

Звук [ш], буква Ш

1

45

33

Звуки [ж], буква Ж

1

46

34

Дифференциация [ш] – [ж];  буквы Ш - Ж

1

47

35

Проверочная работа

1

48

36

Звуки [м] [м’], буква М

1

49

37

Звуки [н] [н’], буква Н

1

50

38

Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’];  буквы М – Н.

1

51

39

Дифференциация [ш] – [с];  буквы Ш - С

1

52

40

Дифференциация [ж] – [з];  буквы Ж - З

1

53

41

Проверочная работа

1

54

42

Звук  [ч’], буква Ч

1

55

43

Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т

1

56

44

Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч - С

1

57

45

Звук  [щ’], буква Щ

1

58

46

Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ - Ч

1

59

47

Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ - С

1

60

48

Звук  [ц], буква Ц

1

61

49

Дифференциация [с] – [ц];  буквы С - Ц

1

62

50

Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц - Ч

1

63

51

Звуки [р] [р’], буква Р

1

64

52

Звуки [л] [л’], буква Л

1

65

53

Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л

1

66

54

Звук  [й’], буква Й

1

67

55

Дифференциация [л’] -    [й]; буквы Л - Й

1

68

56

Проверочная работа.

1

69

57

Гласные 1 и 2 ряда

1

70

58

Буква Я

1

71

59

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А-Я.

1

72

60

Буква Ё

1

73

61

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными О-Ё.

1

74

62

Буква Ю

1

75

63

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными У-Ю.

1

76

64

Буква Е

1

77

65

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными Э-Е.

1

78

66

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными Ы -И.

1

79

67

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными

1

80

68

Проверочная работа.

1

81

69

Списывание с печатного текста.

1

82

70

Списывание с рукописного текста.

1

83

71

Письмо под диктовку.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по коррекции оптической дисграфии

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

Методическая разработка к программе по коррекции дисграфии и дислексии

Для пользования как учителей начальных классов , так и логопедов, работающих в учебных заведениях...

рабочая программа по коррекции ФФНР

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

 Программа составлена  с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных  классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обуслов...