Синонимы и антонимы
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Чечулина Людмила Николаевна

Тема урока:  Синонимы и антонимы.

Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.

Задачи:

  • дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях противоположного;
  • развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их   значение;

  повторить сведения о слове, его лексическом значении;

  • прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

На доске буквы: г  у  р  щ д  ц

Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

       Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

       Эта буква обозначает гласный звук.

       Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

Д: Друг.

Уч: Что вы можете сказать об этом слове?

Д: Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

Д: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

Уч: Какая орфограмма в этом слове?

Д: Парная согласная в корне слова.

Проверка друг -нет друга.

Уч: Подберите родственные слова.

Д: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

Уч: Докажите, что это родственные слова.

Д: Родственные словак имеют один корень и одно лексическое значение.

Уч: Что такое лексическое значение?

Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

У: Какие части речи имеют лексическое значение?

Д: Самостоятельные части речи.

Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.

Д: Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?

Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

          Держись друга старого, а дома нового.

         Добрый друг лучше ста родственников.

         Друг познается в беде.

         Надежный друг дороже денег.
            Физ. минутка. (Песня «Друг»)

3. Постановка проблемы урока.

Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.

     Д: Приятель, товарищ.

     Уч: Что общего у этих слов?

     Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     Д: Слова близкие по значению.

     Уч: Такие слова называются синонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

    Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.    

Д: Враг – друг.

Уч: Что общего у этих слов?

Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. 

Д: Слова, противоположные по значению.

Уч: Такие слова называются антонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

4. Определение темы урока.

Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Д: Синонимы и антонимы.

Уч: Давайте сделаем вывод.

Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Работа с учебником: с. 118 правило

Уч: А что же такое антонимы?

Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

   Учебник  с 122.

5. Работа над темой урока.

Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.

Д: Лес, дубрава, роща, пуща – это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.

Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)

Алфавит                Алый

Огонь                     Скакать

Прыгать                 Азбука

Бросать                  Пламя

Красный                 Кидать

Проверка.

Д: Алфавит-  азбука,  имя сущ.

     Огонь- пламя, имя сущ.

     Прыгать- скакать, глагол

     Бросать- кидать, глагол

     Красный- алый, прил.

   Физкультминутка.

Зарядка для  глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)

Какие антонимы я вам называла?

Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».

                              Презентация.

Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

 Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Итог урока.

Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

Кого бы вам хотелось особенно отметить?

Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок во 2 классе21.01 КБ
Файл sinonimy_i_antonimy.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Синонимы и антонимы.

Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.

Задачи:

  • дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях противоположного;
  • развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их   значение;

  повторить сведения о слове, его лексическом значении;

  • прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

На доске буквы: г  у  р  щ д  ц

Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

       Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

       Эта буква обозначает гласный звук.

       Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

Д: Друг.

Уч: Что вы можете сказать об этом слове?

Д: Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

Д: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

Уч: Какая орфограмма в этом слове?

Д: Парная согласная в корне слова.

Проверка друг -нет друга.

Уч: Подберите родственные слова.

Д: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

Уч: Докажите, что это родственные слова.

Д: Родственные словак имеют один корень и одно лексическое значение.

Уч: Что такое лексическое значение?

Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

У: Какие части речи имеют лексическое значение?

Д: Самостоятельные части речи.

Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.

Д: Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?

Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

          Держись друга старого, а дома нового.

         Добрый друг лучше ста родственников.

         Друг познается в беде.

         Надежный друг дороже денег.
            Физ. минутка. (Песня «Друг»)

3. Постановка проблемы урока.

Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.

     Д: Приятель, товарищ.

     Уч: Что общего у этих слов?

     Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     Д: Слова близкие по значению.

     Уч: Такие слова называются синонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

    Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.    

Д: Враг – друг.

Уч: Что общего у этих слов?

Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. 

Д: Слова, противоположные по значению.

Уч: Такие слова называются антонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

4. Определение темы урока.

Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Д: Синонимы и антонимы.

Уч: Давайте сделаем вывод.

Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Работа с учебником: с. 118 правило

Уч: А что же такое антонимы?

Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

   Учебник  с 122.

5. Работа над темой урока.

Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.

Д: Лес, дубрава, роща, пуща – это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.

Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)

Алфавит                Алый

Огонь                     Скакать

Прыгать                 Азбука

Бросать                  Пламя

Красный                 Кидать

Проверка.

Д: Алфавит-  азбука,  имя сущ.

     Огонь- пламя, имя сущ.

     Прыгать- скакать, глагол

     Бросать- кидать, глагол

     Красный- алый, прил.

   Физкультминутка.

Зарядка для  глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)

Какие антонимы я вам называла?

Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».

                              Презентация.

Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

 Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Итог урока.

Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

Кого бы вам хотелось особенно отметить?

Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Синонимы и антонимы.

Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.

Задачи:

  • дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях противоположного;
  • развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их   значение;

  повторить сведения о слове, его лексическом значении;

  • прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

На доске буквы: г  у  р  щ д  ц

Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

       Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

       Эта буква обозначает гласный звук.

       Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

Д: Друг.

Уч: Что вы можете сказать об этом слове?

Д: Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

Д: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

Уч: Какая орфограмма в этом слове?

Д: Парная согласная в корне слова.

Проверка друг -нет друга.

Уч: Подберите родственные слова.

Д: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

Уч: Докажите, что это родственные слова.

Д: Родственные словак имеют один корень и одно лексическое значение.

Уч: Что такое лексическое значение?

Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

У: Какие части речи имеют лексическое значение?

Д: Самостоятельные части речи.

Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.

Д: Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?

Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

          Держись друга старого, а дома нового.

         Добрый друг лучше ста родственников.

         Друг познается в беде.

         Надежный друг дороже денег.
            Физ. минутка. (Песня «Друг»)

3. Постановка проблемы урока.

Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.

     Д: Приятель, товарищ.

     Уч: Что общего у этих слов?

     Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     Д: Слова близкие по значению.

     Уч: Такие слова называются синонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

    Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.    

Д: Враг – друг.

Уч: Что общего у этих слов?

Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. 

Д: Слова, противоположные по значению.

Уч: Такие слова называются антонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

4. Определение темы урока.

Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Д: Синонимы и антонимы.

Уч: Давайте сделаем вывод.

Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Работа с учебником: с. 118 правило

Уч: А что же такое антонимы?

Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

   Учебник  с 122.

5. Работа над темой урока.

Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.

Д: Лес, дубрава, роща, пуща – это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.

Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)

Алфавит                Алый

Огонь                     Скакать

Прыгать                 Азбука

Бросать                  Пламя

Красный                 Кидать

Проверка.

Д: Алфавит-  азбука,  имя сущ.

     Огонь- пламя, имя сущ.

     Прыгать- скакать, глагол

     Бросать- кидать, глагол

     Красный- алый, прил.

   Физкультминутка.

Зарядка для  глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)

Какие антонимы я вам называла?

Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».

                              Презентация.

Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

 Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Итог урока.

Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

Кого бы вам хотелось особенно отметить?

Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс

"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....

Урок русског языка "Синонимы и антонимы"

3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов

Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах  (...

Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы

В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал.   Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...