"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2
статья по логопедии

Гайнанова Гульнар Райхановна

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка предупредить нарушения в формировании письменной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов

                                                                                                                          Гайнанова Г. Р.,

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, первая квалификационная категория

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Учитель начальных классов - первый помощник для ученика и его родителей. При необходимости педагог может направить ребёнка на консультацию к логопеду, невропатологу, чтобы совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых, не очень запущенных случаях, учитель сам может оказать посильную помощь ребёнку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

 На первых этапах обучения письму наиболее часто встречаются следующие виды ошибок, свидетельствующих о трудностях в формировании письменной речи:

  • отсутствие границ предложений;
  • слитное написание слов в предложении;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в стечениях;
  • ошибки в обозначении мягкости согласных на письме;
  • смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
  • нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки и др.

Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка предупредить нарушения в формировании письменной речи учащихся. 

Упражнения эти не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.

  1. Слуховые диктанты предложений.
  1. Записать предложение цифрами.

   Наступила осень. (2)

   Часто идут дожди. (3)

   Птицы улетают.  (2)

  1. Сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.

         Зима пришла. (1)

         Выпал пушистый снег. (2)

         Замерзли реки. (1)

         Какая красивая зима. (2)

  1. Списывание предложений.
  1. Списывание предложений с использованием пробелов.

          Детииграют.

          Мамаготовитобед.

          Бабушкавяжет.

          Папаработает.

  1. Списывание предложений заведомо неверных по смыслу.

          Медведь боится волка.

          Папа младше сына.

  1. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем                   однородное слово.

Ребята идут в школу.

(Мальчики идут в школу).

Ребята бегут в школу.

Ребята идут из школы.

(Ребята идут в библиотеку.)

  1. Списывание с сокращением.
  • Сокращение каждого последующего предложения на одно слово.

           Вова ел вкусный суп.

           Вова ел суп.

           Вова ел.

  • Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.

Мышка убегает от………

Яхта плывет по…….

Самолет летит над……

  1. Слуховой диктант слов.
  1. Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (записываются   только начальные ударные гласные).

Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э). утка (у), улей (у).

  1. Диктант односложных слов.

Дом (о). нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы).

  1. Диктант двухсложных слов.

           Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.

  1. Работа с цифровым рядом.

Найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место (Р) в словах:

Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).

  1. Упражнения для усвоения графических навыков.
  1. Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв.

 Де/ушка  у/ит ры/у. (б-д)                    (Дедушка удит рыбу.)

 Ба/ушка  лю/ит   со/ирать  гри/ы.      (Бабушка любит собирать грибы.)

Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.

(В зоопарке    /ыли     зе/ры,  о/езьяны,    /егемоты.)  

В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.

(Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.)

  1. Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

(Ребята собирают белые грибы.)         Редята содирают делые  гриды.  (б-д) (Пароход отходит от причала.)            Тароход опходит оп тричала.  (т-п)

   

Данные упражнения отвечают задачам формирования техники письма, его операционной стороны и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.                                                                                                               

Список использованной литературы:

1. Безруких М.М., Ефимова С. П., Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Арктоус, 1996.

 2. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие. – М.,2006.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М., 1997.