Эхолалия
методическая разработка

Макарова Алла

В норме эхолалия может проявляться у детей до трёх лет (пик такого вида речевого общения приходится на 22 месяца). Если родители замечают признаки эхолалии в более позднем возрасте, то необходимо обратиться к психоневрологу с целью выявления психических расстройств или нарушений развития, которым сопутствует явление эхолалии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eholaliya.pptx719.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эхолалия Макарова Алла Степановна учитель-логопед ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Эхолалия ( др.-греч. ἠχώ , «эхо, повторение» и λα λιά , разговор) — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.

Слайд 3

Эхолалия встречается: у детей с нормальным развитием на ранних этапах развития и становления речи; у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (шизофрения, синдром Ретта , синдром Туретта , болезнь Пика, фенилпировиноградная олигофрения); у детей и взрослых с нарушениями аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера ); у людей с поражением лобных долей мозга.

Слайд 4

Классификация эхолалии : Немедленная (непосредственная) Отсроченная (отставная) Смягчённая Смешанная Полная (без понимания чужой речи) Частичная (с частичным пониманием)

Слайд 5

Немедленная эхолалия Незамедлительное повторение слова или фразы после прослушивания. Ребёнок может воспроизвести и запомнить слово / фразу, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Встречается: у детей с нормальным развитием на ранних этапах развития и становления речи; у детей и взрослых с нарушениями развития в более поздние периоды. Пример 1: на вопрос «Что это?» ребёнок отвечает «Что это?» Пример 2: на вопрос «Что ты хочешь грушу или апельсин?» ребёнок отвечает «Апельсин», даже если хочет грушу.

Слайд 6

Отсроченная эхолалия Ребёнок повторяет слова или предложения, которые он слышал час назад, утром или несколько недель назад. Характерна для аутизма. Представлена: самостимулирующим поведением (повторение слов или фраз, вызывающих какие-либо ассоциации лишь у ребёнка без коммуникативной функции); коммуникативными выражениями (могут выражать настроение, содержать просьбу, систематизировать информацию, полученную за день, особенно ту, которую его волнует). При этом связь выражений и вызывающих их образов не прямая, а ассоциативная. Пример: просьба поесть – «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».

Слайд 7

Смягчённая эхолалия Ребёнок немного видоизменяет услышанную фразу: может добавить или переставить отдельные слова; изменять форму слов, что делает фразу аграмматичной . Пример 1: добавление обращения «Ольга Вячеславовна, дай денег на «Диво ТВ». Пример 2: «Ваня, у тебя нет волосы?»

Слайд 8

Смешанная эхолалия В речи ребёнка совмещаются все три вида эхолалий (немедленная, отсроченная и смягчённая) Пример 1: на вопрос «Ваня, ты меня слышишь?» ответ «Ваня, вы что-нибудь слышите?» Пример 2: на вопрос «Ваня, это ты?» ответ «Ваня – это Король-лев».

Слайд 9

Медикаментозное лечение Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов. В норме эхолалия может проявляться у детей до трёх лет (пик такого вида речевого общения приходится на 22 месяца). Если родители замечают признаки эхолалии в более позднем возрасте, то необходимо обратиться к психоневрологу с целью выявления психических расстройств или нарушений развития, которым сопутствует явление эхолалии . Для лечения этих расстройств может быть назначено медикаментозное лечение ( психостимуляторы , транквилизаторы, нейролептики).

Слайд 10

Психологическая коррекция Для коррекции поведения ребёнка (или взрослого с признаками эхолалии ) окружающим необходимо: оберегать ребёнка от стрессов (в том числе избегать ссор и криков); говорить с ребёнком всегда спокойно, размеренно без повышенных тонов; спрашивая что-либо у ребёнка, нужно формулировать вопрос так, чтобы на него можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».

Слайд 11

Педагогическая коррекция Эхолалия может являть собой переходную форму от мутизма к активной речи. Может появиться в следствие использования приёмов по растормаживанию активной речи. Дети могут использовать эхолалические ответы для ускорения понимания вопроса; шаблонного выражения эмоций или отношения к ситуации; обозначения участия в коммуникативном процессе. Если на определенном этапе обучения у ребенка с аутизмом появляются эхолалические ответы, которые соответствуют по смыслу ситуации, то ребенка необходимо поощрить. Это поможет в развитии речевой инициативы, стремления к речевому контакту у ребенка.

Слайд 12

Педагогическая коррекция У некоторых детей большое количество эхолалической речи тормозит развитие коммуникативной речи. Об этом можно говорить на этапе, когда ребёнок уже овладел простыми языковыми навыками, но из-за низкой способности усвоения новых слов и словосочетаний различного генеза развитие активной речи замедлено. В этом случае целесообразно применять приёмы, направленные на уменьшение эхолалий . Примером может служить прием, направленный на прекращение явления эхолалии при встрече с незнакомыми утверждениями, разработанный Шрайбманом ( Schreibman ) и Карром ( Carr ).

Слайд 13

Приём Шрайбмана и Карра Цель: научить ребенка с эхолалиями отвечать фразой «Я не знаю» в качестве общего неэхолалического ответа на те утверждения и вопросы, которые ребенок не понимает. Этап 1 Предъявление вопроса, на который ребёнок не знает ответа, быстро и негромким голосом. Предъявление Громкого ответа «Я не знаю». Поощрение за повторение правильного ответа. Этап 2 Повышение громкости вопроса и снижение громкости ответа, остановка эхолалического ответа. Этап 3 Озвучивание вопроса обычным голосом, сдерживание эхолалического повтора вопроса, поощрение правильного ответа «Я не знаю», данного самостоятельно. Этап 4 Чередование вопросов, на которые ребёнок знает и не знает ответ. Этап 5 Отработка ответа «Я не знаю» на другой незнакомый вопрос с чередованием со знакомыми вопросами.

Слайд 14

Условия работы по преодолению эхолалии Не позволять раздражаться и реагировать каким-либо другим негативным способом на эхолаличную речь. Если ребёнок может самостоятельно конструировать высказывания, слушайть его в такие моменты с наибольшим вниманием. Если ребенок говорит, только повторяя чужую речь, научить его говорить простыми словами, чтобы выразить то, что он хочет. Вознаграждать его за это своим особенным вниманием. Полностью игнорировать его повторы, с помощью которых он пытается привлечь внимание. Стараться употреблять как можно меньше слов. Делать паузы, с тем чтобы ребенок имел время подумать и понять смысл сказанного. В случае необходимости использовать карточки с изображением для зрительного подкрепления вопроса. Говоритеь ребёнком в спокойной обстановке: желательно отсутствие фоновых шумов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эхолалия – симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком.

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком....

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭХОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

По мнению В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы.Вышеизложенное актуализирует проблему специально организованн...

Эхолалия

Эхолалия...