Выступление "Значение психомоторного развития в коррекции речи"
методическая разработка по логопедии

Значение психомоторного развития в коррекции речи

  Выступление учителя РПСП Прохоровой Е.Г. 

на логопедическом семинаре «Артикуляционая моторика» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_log_seminare_2016.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Значение психомоторного развития в коррекции речи

  Выступление учителя РПСП Прохоровой Е.Г.  

на логопедическом семинаре «Артикуляционая моторика» 03.11.2016г.

   1. Психомото́рика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение) совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, действий. Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова.  

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Сущность развития психомоторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, а в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 

Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук.     В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.  

Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

     Развитие моторики влияет на развитие других систем. Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях — это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями.       В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.

2.      У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).

    Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. 

       Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.

Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, паззлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков и др.

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д.

 Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования.

       

       Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога.    Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков, основная цель не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

            Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др.  

 Игры и упражнения для развития общей моторики

       Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

   Упражнения с мячом,  воздушным  шаром.        

    Игры «Тир», «Кольцеброс».  

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

  • Упражнения на развитие статической координации движений.
  • Упражнения на развитие динамической координации движений.
  • Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
  • Упражнения на развитие координированных графических движений:  

штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

обведение рисунка по контуру, копирование;

рисование по опорным точкам;

 — дорисовывание изображений;

рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

разлиновка;

графический диктант.

  • Упражнения с предметами
  • Формообразующие движения (работа с пластилином)  
  • Упражнения для расслабления рук.
  • Имитационные движения для кистей рук:

Вывод

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

      Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

 Таким образом, задачи, решаемые на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов, не дублируют, а дополняют задачи, поставленные учебными программами.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект клубного часа на тему:« Развитие и коррекция речи» (с использованием дидактических игр и упражнений )

Конспект предназначен для воспитателей ГПД в коррекционной школе V вида. В приведенном конспекте подобраны дидактические игры и упражнения для развития и коррекции речи учащихся 1 класса....

Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи

Задания помогут учащимся 1 класса  увидеть предложение и текст, правильно их прочесть, лучше разобраться в содержании, развить умения работать с книгой, самостоятельно разбираться ...

Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи

Логопеды смогут пополнить свои методические копилки, используя данный материал при подготовке детей к обучению грамоте и формированию навыков  овладения правильным письмом и чтением...

Взаимосвязь учителей и воспитателей в речевом развитии учащихся, коррекции их речи.

Адаптация детей с недостатками слуха в социальной среде во многом зависит от системы работы в школе.В этой системе кроме учебных занятии большое значение имеет внеклассная воспитательная работа.Внекла...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с  ограниченными возможностями здоровья   - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитани...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ....