Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна
план-конспект урока по логопедии

Мукатдисова Юлия Андреевна

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_noyabr_doklad.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна»

Выполнил (а): учитель-дефектолог

Мукатдисова Ю.А

Казань – 2019

Слайд №2

Цели:

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь.

Слайд №3

Задачи:

-формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе (общая осведомленность);

- формирование навыков самообслуживания;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

-формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными 

- формирование временных и пространственных представлений

- формирование обобщающих понятий

- понимание смысла сюжетной картины, рассказа. Установление причинно-следственных связей

- формирование математических представлений

Слайд №4

Каких принципов придерживаться?

Организация инклюзивной практики в нашем ДОУ строится на следующих принципах:

– принцип индивидуального подхода

– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

– принцип социального взаимодействия

– принцип междисциплинарного подхода.

– принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Слайд №5

Коррекционное направление. 

Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка в динамике учено-воспитательного процесса. Основные направления коррекционно-развивающей работы: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Слайд №6

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы; социально-психологический тренинг межличностного общения; имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии; вовлечение родителей в работу с детьми. Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с воспитанниками и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

Слайд №7,8

На данный момент имеют место быть такие трудности как:

  • низкий уровень речевого развития ребенка с ОВЗ, как следствие трудности общения;
  • требует постоянного внимания;
  • постоянно должен находится в поле зрения;
  • пониженное чувство опасности;
  • наблюдаются признаки агрессии;
  • трудности вовлечения в организованную деятельность;
  • высокая наполняемость группы

Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями. Одним из средств выполнения моих задач является КИНЕЗИОЛОГИЯ

Следующим этапом в формировании алгоритмов интеллектуальной деятельности – кинезиология.

Слайд №9

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она способствует гармоничному развитию правой и левой части мозга что позволяет развивать интеллект ребенка с Синдромом Дауна. Определенными движениями прокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двух полушарий, взаимодействующих межу собой.

Слайд №10

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Задача специалиста -следить за правильностью выполнения упражнений.

Структура занятия детей с синдромом Дауна включает в себя:

  1. растяжки мышц (ритуал начала занятия)
  2. дыхательные упражнения
  3. глазодвигательные упражнения
  4. упражнения на развитие мелкой моторики
  5. выполнении перекрестных телесных движений
  6. упражнения на досках межполушарного развития
  7. упражнения на релаксацию, ритуал окончания занятия.

Рассмотрим один из комплексов упражнений разработанный для детей с Синдромом Дауна:

1.Полезно делать сначала разминку начиная от головы, шеи и заканчивая ногами (все упражнения были подобранны с учетом физиологических особенностей).

показ комплекса упражнений:

  1. «Качели»,
  2. «Часики»,
  3. «Плечики прыгают»,
  4. «Мельница»

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любое отклонение от оптимального тонуса негативно сказывается на развитие ребенка.  У ребенка с гипотонусом наблюдается эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий, замедленное переключение нервных процессов. Гиперактивные не умеют расслабляться. Все реакции на внешние стимулы быстро возникают и быстро угасают. Поэтому очень важно научить такого ребенка регулировать силу мышечного тонуса.

(показ растяжки «Сорви яблоко»)

Слайд №11

2.Дыхательные упражнения развивают самоконтроль над своим поведением, улучшают ритмирование организма. Особенно полезны они для детей с синдромом дефицитом внимания и гиперактивности.  

Для маленьких детей с предметами: «Кораблик». «Бабочка». «Пушинка»

Для старших детей с воображаемыми предметами: «Свечи»- Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом”

 Закрывая пальцем по очереди левую и правую ноздрю. Дыхание глубокое, медленное.

Слайд №12

3.Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

(показ упражнений «Маятник», «Смотрим за предметом», «Восьмерка»)

Слайд №13

4.Упражнения на развитие мелкой моторики развивает межполушарное взаимодействие, стимулируют речевые зоны головного мозга.

(показ упражнений: «Колечко» поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д,

«Шарики-фонарики»-поочережно сжимать и разжимать кисти рук; «Кулак-ребро-ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)

 5.При выполнении перекрестных телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Ребенку с ОВЗ для закрепления мысли необходимо движение.

(показ упражнений «Ножницы»-прямыми руками режем воздух перекрестными движениями,

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение, «Колено-локоть», «Оладушки», «Ладушки»)

Слайд №14

6. Упражнения на досках межполушарного развития направлены на оптимизацию мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга.Одновременно двумя руками, нарисовать зеркально-симметричные рисунки: буквы, геометрические фигуры и т.п.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза, руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, активизируется работа всего мозга.

 Слайд №15

7.Упражнение на релаксацию. Сухой бассейн. Он используется для релаксации. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для обучающихся с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве.

Показ видео

Вывод: все мы знаем роль и важность моторного развитие и к чему приводит его запущенность, кинезиологию мы стали применять для дальнейшего развития детей и не останавливаться на одном месте. Цель нашей работы не в том, чтобы приблизить развитие ребенка к неким книжным стандартам «ПАТАМУШТАТАКНАДА», а именно достичь максимальных результатов, социальную адаптацию и качество жизни в целом. И именно по этой причине мы комбинируем методики, двигаемся вперед и показываем вперед.

Не обошлось и без отрицательного опыта, в связи отсутствия системности посещения дошкольного учреждения по причине заболеваний, мы не смогли усвоить и развить мелкую моторику, освоить пальчиковую гимнастику и пока остановились на данном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна

  Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напро...

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...

Содержание коррекционной деятельности учителя-дефектолога

Содержание коррекционной деятельности учителя-дефектолога...

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку отдельно (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе).    Прежде всего дефектолог корригирует причину воз...

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку отдельно (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе).    Прежде всего дефектолог корригирует причину воз...

коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психиче...

«Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вт...