Дифференциация звуков[д] и [т]
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Лямкина Наталья Станиславовна

Конспект подгруппового занятия для детей 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_diffrerents_d-t.doc38 КБ
Файл differentsiatsiya_zvukov_d_i_t_2.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия для 2 класса .

Учитель – логопед ГБОУ гимназия  №642 «Земля и Вселенная»

Лямкина Н.С

Тема: «Дифференциация  звуков[д] и [т] ».

Цель:

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т];

Задачи:

Обучающие :

1)учить детей дифференцировать звуки;

2)обогащать словарь детей;

Коррекционные:

1)развивать навыки слогового анализа и синтеза;

2)закреплять знания языковых норм;

способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);

учить устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные : воспитывать положительную установку на участие в занятии.

Оборудование:

компьютер ,проектор ,доска.,карточки,тетради.

Ход урока

I Организационный момент .

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

 Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

 Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

 - Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

1)Артикуляционная гимнастика :

 Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели». Блинчик ,качели.

 - Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

II Основная часть .

 - Посмотрите на доску и назовите картинки . (Уточка, удочка).

 - Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).

 - Это очень похожие слова «уточка-удочка».

 - А чем они различаются?

 - В слове «удочка» второй звук - [д].

 - В слове «уточка» второй звук - [т].

 - Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.

 - Сегодня мы будем учиться различать звуки [д] и [т] и буквы «д» и «т», для того, чтобы на письме их не путать.

 - Давайте дадим характеристику нашим звукам.

 - Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

 - Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.

 - Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (Дрожит).

 - С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

 - А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.

 - Мы можем сделать вывод. Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении.

[т] - согласный, глухой ,произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий,  в произношении участвует голос.

III Физкультминутка .

Карусели

Сели мы на карусели,        Полуприседание.

На качели пересели.        Шаг в сторону и полуприседание.

Сто знакомых встретили,        Повороты туловища в стороны.

На поклон ответили:        Наклоны вперед с разведением

Здравствуйте.         рук.
Бежали наши ножки        Бег на месте.

по узенькой дорожке,

А еще ноги шли по дороге —         Ходьба на месте.

Вот наш дом, здесь и отдохнем.      Спокойно садятся, выполняют

                                                           одно из упражнений на дыхание.

2)Соотнесение звука и буквы.

- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).

 - Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.

 - А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).

3)Дифференциация звуков в слогах .

 - Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.

 - Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).

 - Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.

Т

  \

   А О У

  /

 Д

 - ТА, ТО, ТУ;

 - ДА, ДО, ДУ;

 - А что образуется из слогов? (Слова).

4)Дифференциация звуков в словах.

 - Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»

 - Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

 - Какой звук слышим в слове «капуста»?

(В слове «капуста» слышим звук [т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «т»).

 - Какой звук слышим в слове «дом».

(В слове «дом» слышим звук [д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «д»).

По аналогии разбираются остальные слова.

 - Молодцы справились с этим заданием хорошо.

 - Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).

5)Дифференциация звуков в предложении .

 - Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

 У, дом, в деревне, дедушки.

 Пруд, деревни, около.

 Летом, Тёма, был, у, дедушки.

 - Прочитайте, что у вас получилось.

 - Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.

 - Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.

 - Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).

 - Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.

(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)

 - Придумайте продолжение нашему рассказу.

(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.

 II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)

 - Как можно озаглавить наш текст?

IV. Итог занятия .

- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ( [т], [д] ).

 - Дайте краткую характеристику этих звуков.

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

 [д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

 - Для чего мы учились различать эти звуки?

(Чтобы писать без ошибок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку Тема: «Дифференциация звуков[д] и [т] ». Учитель- логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Лямкина Наталья Станиславовна

Слайд 10

Уточка Удочка

Слайд 13

« Где находится звук ?»

Слайд 16

«Слова заблудились» У, дом, в деревне, дедушки. Пруд, деревни, около. Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Слайд 17

Спасибо за внимание !