Особенности семейного воспитания детей с ОВЗ
статья

Козлова Гульсина Рамилевна

Особенности семейного воспитания детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку «заговорить»?

У детей с первым уровнем речевого развития речь практически отсутствует. Лишь у некоторых из них наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение. Хотя обычно развитие речи у детей начинается очень рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослыми обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам – фразы.

Важно играть с ребенком в игры, направленные на формирование предпосылок для развития речи. Необходимо уделять большое значение эмоциональному общению со взрослыми, учить ориентироваться в окружающем мире, развивать наглядные формы мышления, учить предметным и игровым действиям. Одновременно нужно воспитывать внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее как сигнал к действию, что способствует развитию фонематического слуха, накоплению словаря, уточнению и пониманию значения слов.

Внесение эмоционального смысла в то, что делает и чувствует ребенок, помогает ему включиться в реальность, осознать происходящее вокруг и понимать речь. Это достигается с помощью эмоционально-смысловых комментариев, которые сопровождают ребенка в течение всего дня.

Родители и педагоги комментируют, по возможности, все происходящее в течение дня, эмоционально отмечая положительные моменты, обязательно включая в комментарий отношения, чувства других людей и самого ребенка, а также социальные правила.

Также, можно утром или вечером перед сном «проговорить» весь день ребенка, расставляя эмоциональные акценты: «Подумаем, что важного мы сегодня должны сделать, что нам нужно сегодня успеть», или: «Давай вспомним, как мы с тобой день хорошо провели». Это дает ребенку возможность понять смысл и последовательность событий, развивает его «внутреннюю речь», помогает усвоить план рассказа, пересказа событий.

Полезно разглядывать фотографии в семейном альбоме, напоминать о том, что было летом, осенью, зимой и весной; о том, что было, когда он был маленьким, выстраивая с помощью речи сюжет его жизни.

Необходимо соблюдать баланс между работой по эмоционально-смысловому комментированию, формирующему понимание речи, и работой по «растормаживанию» внешней речи неговорящего ребенка. Оба вида взаимодействия будут максимально эффективны при вовлеченности ребенка в процесс. Лучше всего это сделать в игровой форме.

В игровых ситуациях взрослый, по возможности, побуждает ребенка мысленно сопоставлять объекты, устанавливать сходство или различие между ними по каким-либо признакам, объединять предметы и явления, представленные в игровом сюжете, в группу по общему признаку, распределять предметы по группам, называть их.

Речевой материал для предметных и ролевых игр должен быть направлен на совершенствование понимания речи на основе восприятия целых словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку», «Принеси куклу»). В ходе игры детей необходимо учить понимать двухступенчатые инструкции («Возьми ложку и покорми куклу») и вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?» («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошечка лежит, а где умывается»). Для развития понимания значений слова в игровых ситуациях необходимо предлагать игровые задания на соотнесение слов один-много с соответствующим количеством предметов и слов большой-маленький с величиной предметов.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Обмен заученными фразами – это не общение. Если содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желания общаться. В этой ситуации дети действуют по подсказке взрослого, говорят специально заученные для этой игры фразы, имитируя общение.

Ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть очень простыми. И общение может быть не чисто речевым (используются жесты, действия). При этом взрослому нужно подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи для детей усложняются, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.

Ребенку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими людьми – детьми и взрослыми. Овладение речью происходит под непосредственным влиянием взрослых. Ребенок овладевает тем языком, на котором с ним говорят. Подражая речи окружающих, он учится говорить.

Речевую активность ребенка надо вызывать и поощрять. Необходимо чаще задавать ему вопросы  стремиться получать ответы. Не стоит выполнять молчаливые требования (без речевого сопровождения).

В процессе овладения речью у ребенка возникает много вопросов. Эти вопросы не должны остаться без ответов, так как через них ребенок познает окружающий мир.

Необходимо приучать ребенка рассматривать картинки, первые картинки должны быть простыми по своему содержанию. Это могут быть достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек. При рассматривании картинок взрослый поясняет ребенку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребенка трудными непонятными словами.

Речевое развитие детей нельзя сводить только к формированию, расширению и актуализации словаря. Необходимо совершенствовать понимание обращенной речи, развивать общие речевые навыки, уточнять произношение сохранных звуков, развивать связную речь. Важно заниматься формированием грамматического строя речи; развитием мимической артикуляционной, мелкой и общей моторики; развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, фонематические процессы, речевой слух, а также тактильное восприятие.

Работа с «неговорящими» детьми является сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Отметим, что воздействие на ребенка должно быть комплексным, родители и все специалисты должны действовать сообща для достижения максимально возможных результатов для каждого ребенка.

Использованы материалы Баряевой Л. Б., Лопатиной Л. В., Жуковой Н. С., Катаевой А. А., Стребелевой  Е. А., Никольской О. С., Баенской Е. Р., Либлинг М.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности семейного воспитания"

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенк...

родительское собрание "Особенности семейного воспитания"

Материал родительского собрания представлен в виде презентации «Особенности семейного воспитания» с переходами между слайдами, что позволяет привлечь внимание всех родителей к важности темы собр...

Особенности семейного воспитания

Родительский лекторий...

Особенности семейного воспитания

Родительский лекторий...

презентация особенности семейного воспитания

презентация к разработке беседы "Особенности семейного воспитания"....

Влияние особенностей семейного воспитания на адаптацию детей в начальной школе

Социальная адаптация личности, семья, школьная успеваемость......

Доклад на родительском собрании. Тема: "Особенности семейного воспитания, воспитание любовью".

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при подготовке к родительскому собранию....