Что такое дисграфия
статья по логопедии (2 класс)

Ходина Татьяна Васильевна

В работе раскрывается понятие диграфии. Дается ее характеристика, описание видов дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hodina_chto_takoe_disgrafiya.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Что такое  дисграфия

     В настоящее время, к сожалению, наши ученики часто страдают нарушением письма. Само письмо представляет собой многоуровневый процесс. В нем задействованы и речеслуховой аппарат, и двигательный, и зрительный. Все эти процессы взаимосвязаны. Письмо тесно связано с воспроизведением устной речи. Для правильного воспроизведения на письме устной речи должен присутствовать мотив. Ученик должен уметь выделять и дифференцировать фонемы, производить фонематический анализ. Учась уже в 1-ом классе, учащийся овладевает умением соотносить выделенный звук с его  зрительным образом (буквой), проводить  анализ и сравнение букв. От слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки зависит правильное  воспроизведение графического изображения буквы.

       Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма, вызванного  изменениями  психических функций, в результате которых происходит несформированность определенных операций процесса письма.

     На почве расстройства устной речи, т.е. неправильного произношения звуков, у ребёнка происходит неправильное отражение его на письме. Он пишет слова так, как слышит. В результате происходит смешение букв, замена их другими. Это артикуляторно - акустическая дисграфия.

   Если у ребёнка звукопроизношение в норме, но у него происходит нарушение дифференциации звуков (смешение свистящих и шипящих, звонких – глухих согласных, гласные – о-у, е-и), то это означает наличие у него акустической дисграфии.

   Очень часто учащиеся страдают от нарушения языкового анализа и синтеза. Выражается это  слитном написании слов в предложениях, предлогов, отдельное написание приставок и корня. Ребёнку сложно провести деление предложения на слова.  Ученик  допускает пропуск согласных, гласных,  производит добавление букв и их перестановку . У таких учащихся возможно искажение  букв на письме, зеркальное написание букв, замена и смешение сходных элементов букв. Это выражение    оптической  дисграфии.

Когда происходит общее  нарушение  грамматического  строя  речи,  проявляющееся  в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения ,наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр. Это вид аграмматической дисграфии.

    Причинами стойких нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста являются причины бытового характера, нерегулярность школьного обучения, недостаточное внимание к развитию ребенка в семье, двуязычие в семье, неправильная речь окружающих, длительные заболевания в ранний период развития, повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма и чтения, несформированность слухового и зрительного внимания и памяти, недостаточность моторного развития, пространственного и слухового восприятия.

       Коррекционная работа по устранению ошибок в письменной речи должна начинаться с работы на фонетическом уровне и быть  направлена на формирование фонематического восприятия. Упражнения в образовании слов различных частей речи, наблюдение чередования согласных в корнях, тренировка в образовании различных форм слова являются необходимыми для подготовки учащихся к изучению последующих грамматических тем. Следующим этапом должна быть работа, направленная на формирование фонематического восприятия, т.е. дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики. Должна проводиться работа  над согласными звуками.

Одним из видов коррекции дисграфии  является работа по развитию морфологического и лексико-грамматического строя речи, овладению детьми различных способов словообразования. Она включает работу, связанную с образованием слов от глаголов с помощью суффиксов и приставок.

Необходимо проводить занятия по формированию  представлений у детей о словосочетании, предложении, тексте. Они учатся определять тему, основную мысль рассказа, определять последовательность и связность предложений в тексте, составлять план связного высказывания, устанавливать смысловую зависимость между предложениями. Очень полезны задания по распространению и сокращению текста. Ученики учатся составлять текст по плану, по опорным словам, по данному концу ,  рассказ по его началу;

 В целях профилактики дисграфии  и проведения успешкой коррекционной работы  необходимо уделять большое внимание развитию   мелкой моторики и координации движений рук.