Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Литвинова Анна Александровна

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы школы.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей с 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_tnr.docx64.48 КБ

Предварительный просмотр:

        

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Уровень

Основное общее образование

Фамилия, имя, отчество составителя программы, квалификационная категория

Литвинова Анна Александровна,

высшая квалификационная категория

Название города

Бердск

Сроки реализации программы

1 год

Рассмотрено

Протокол заседания лаборатории от                №

Зав. лаборатории __________   _______________

                                                                               (расшифровка подписи)

Программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с  тяжелыми нарушениями речи, имеющих статус ОВЗ,  разработана на основе следующих  нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  2. Конвенцией о правах ребенка ООН;
  3. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ;
  5.  Санитарно – эпидемиологические требования к условиям  и организации  обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 10.07. 2015 № 26;
  6. Постановление от 24.11.2015 № 81 о внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
  7. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 «Пеликан»;
  1. Учебный план МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» на 2016-2017 учебный год.

I. Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы школы.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей с 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

1.2  Цель и задачи программы.

Цель: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы школы, обусловленных недоразвитием речевой системы младших школьников.

Основные задачи коррекционного обучения

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.3 Принципы программы.

Содержание программы определено с учетом  основных принципов коррекционно – воспитательной работы логопеда, которые для детей с  тяжелыми нарушениями речи приобретают особую значимость:

  1. принцип дифференцированного подхода к содержанию, направлениям и приемам логопедической работы с детьми, имеющим различную структуру речевого нарушения.
  2. принцип учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Взаимозависимость в формировании речевых и психических процессов  в ходе общего коррекционного воздействия.
  3. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
  4. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
  5. принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
  6. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированность того или иного умения.
  7. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  8. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  9. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
  10. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.   В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

  1. 4. Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с  детьми 7 лет с ТНР.

В итоге логопедической работы младшие школьники должны научиться:

·        понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·        фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·        правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·        пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·        владеть элементарными навыками пересказа;

·        владеть навыками диалогической речи;

·        владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы  имен существительных;

·        грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

·        использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, ежегодном отчете)

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

- динамики развития детей с ТНР; 

- эффективности  индивидуальной логокоррекционной  работы

II. Содержательный раздел.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание  занятий отражено в перспективно-тематическом планировании.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции (приложение 1).

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР  7 лет.

Первый  год обучения  проводятся  индивидуальные  и фронтальные логопедические занятия,  на которые дети делятся с учетом уровня речевого  развития (по усмотрению логопеда).

Проводятся занятия двух видов:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию звукопроизношения.

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

  • 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.
  • 2-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по звукопроизношению.
  • Частота проведения  индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут, фронтальных занятий (30 минут).

2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми  ТНР 7 лет.

  1. Развитие понимания речи.
  2. Уточнение и расширение словарного запаса.
  3. Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и  закрепленных ранее.
  4. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.
  5. Формирование обобщенного значения слов.
  6. Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.
  7. Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.
  8. Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.
  9. Подготовка к овладению диалогической формой речи.
  10. Развитие фонематического слуха и восприятия
  11. Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.
  12.  Контроль за внятностью и выразительностью речи.
  13. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  14.  Обучение детей построению самостоятельных высказываний.
  15. Закрепление навыков построения различных типов предложений.
  16. Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.
  17. Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.

При планировании занятий учитель-логопед учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед проводит работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

На фронтальных и подгрупповых занятиях  изучаются  те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях . После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия  направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями.

  1. родительские собрания

  2. тематические  консультации для родителей

  3. открытые занятия для родителей

  4. индивидуальные консультации для родителей  

  5. размещение информации на сайте

  6. оформление родительских уголков.

III. Организационный раздел.

   Специфика организации коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения.

В МБОУ СОШ № 3 «Пеликан» имеется 1 логопедический кабинет с учебно-дидактическим материалом,  специальными  методическими пособиями, играми коллективного и индивидуального пользования. В кабинете логопеда  имеется  дидактический материал для занятий   систематизированный  по разделам.

1.Материалы для логопедического обследования.

2.Материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.

3.Пособия для развития мелкой моторики.

4.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.

5. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.

6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.

7.Материалы для развития высших психических функций.

Программно-методическое обеспечение

  1. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе.
  2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.
  3. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.
  4. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
  5. Вартапетова Г.М., Тычинина Л.Л., Особенности работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и недоразвитием пространственного восприятия / Методическое пособие для психологов, учителей-логопедов, учителей начальной школы.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи;

8. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

9. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито-Центр, 1996 - 47 с.

Материалы, заимствованные из книг данных авторов, адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия включают систематическую логопедическую коррекцию по следующим направлениям:

  1. Обогащение словарного запаса
  2. Закрепление практических способов образования грамматического оформления слов, словосочетаний и предложений в эспрессивной речи
  3. Закрепление предложно-падежных конструкций

Приложение 1

Ожидаемые результаты освоения программы

Лист оценки состояния общего и речевого развития детей седьмого года жизни учителем-логопедом

№ п/п

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

Уровень общего и речевого развития

Примечание

1 – уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций; 2 – уровень развития моторной сферы;

  1. – уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического воспри- ятия;
  2. – уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
  3. – уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
  4. – уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
  5. – уровень развития экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.

Высокий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

Ребенок безошибочно дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы.

Ребенок безошибочно дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.

Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, безошибочно показывает предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа,  справа внизу, слева вверху, справа внизу.

Ребенок безошибочно ориентируется в схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо – левой рукой.

Ребенок с легкостью складывает картинку из 6-8 частей со всеми видами разрезов.

Ребенок с легкостью складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти.

  1. Развитие моторной сферы

Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе.

Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.

Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворукость и амбидекстрия.

Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий нет.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.


  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно

показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт).

Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.

Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками.

Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.

Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме.

Ребенок может назвать по 4-5 существительных по всем, предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.

Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам.

Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.

Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок, ат, ят; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от

существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.

Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок не нарушает звукослоговую структуру сложных слов.

Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Нарушено произношение сонорных звуков (звуки [р],[л],[р’],[л’] отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на звуки [р’], [л’]).

Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная.

Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.

Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована.

Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

Средний уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

Ребенок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы, допуская единичные ошибки.

Ребенок дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов, допуская единичные ошибки.

Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы, допуская единичные ошибки.

Ребенок ориентируется в пространстве, допуская единичные ошибки.

Ребенок ориентируется в схеме собственного тела, допуская единичные ошибки.

Ребенок складывает картинку из 6-8 частей со всеми видами разрезов с небольшой помощью взрослого.

Ребенок складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.

  1. Развитие моторной сферы

Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе.

Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущая детям с тяжелыми нарушениями речи.

Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость или амбидекстрия.

Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне уверенно.

Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно.

Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме и замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация.


  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту. Ребенок

показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки.

Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская единичные ошибки.

Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки.

Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками, но допускает единичные ошибки.

Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов, допуская единичные ошибки.

Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, допуская единичные ошибки.

  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме.

Ребенок может назвать по 3-4 существительных по всем, предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы.

Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

5.Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки.

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки.

Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок, ат, ят; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.

6.Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.

7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов.

Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение двух групп звуков.

Объем дыхания нормальный. Продолжительность выдоха достаточная.

Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.

Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно.

Ребенок повторяет цепочки слогов с опозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.

Низкий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально не стабилен.

Ребенок плохо дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, плохо определяет направление звука, при воспроизведении заданных педагогом ритмов делает множественные ошибки.

Ребенок плохо дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.

Ребенок плохо дифференцирует плоские и объемные геометрические формы.

Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. Ребенок не может сложить картинку из 6-8 частей со всеми видами разрезов.

Ребенок не может сложить фигуры из шести-семи палочек по памяти.

  1. Развитие моторной сферы

Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.

Ребенок не может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно за- лезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого.

Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечаются леворукость или амбидекстрия.

Ребенок не умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость плохая; отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда

может показать по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Ребенок не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт).

Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.

Ребенок не всегда понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; не всегда понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, плохо дифференцирует глаголы с различными приставками.

Ребенок не всегда понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.

Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его.

Ребенок не может назвать даже по 2-3 существительных по всем, предложенным логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не использует в речи антонимы.

Объем глагольного словаря не достаточный. Ребенок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.

Объем словаря прилагательных не достаточный. Ребенок не может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.

5.Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя

речи

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.

Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций.

Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок, ат, ят; не умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.

6.Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме.

Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Ребенок значительно нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение трех-четырех групп звуков.

Объем дыхания не достаточный. Продолжительность выдоха не достаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила и модуляция голоса не достаточные.

Темп и ритм речи не нарушены. Паузация нарушена. Речь не интонирована.

Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками, не умеет выделять конечный и начальный  согласный из слов, не умеет определять количество и последовательность звуков в слове.

Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности, учебно-дидактический материал

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные  с уменьшительными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ

ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Развитие просодической стороны речи

Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию пра-вильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, гром- че, умеренно громко, тихо, шепотом.

Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изме- нять высоту тона в играх.

Учить говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной вырази- тельностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
  2. Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
  3. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза

Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звуко - слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одно- го, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

Познакомить с звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].

Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех- пяти звуков.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. Развивать навыки выкладывания  букв из палочек, кубиков, мозаики;

«печатания»; лепки их из пластилина.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и не- правильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, не- больших текстов.

Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание

ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).

Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (Вариант 5.1)

Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Д...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...