Консультация для родителей "Основные речевые нарушения"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Волконская Юлия Поцхвориновна

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_rechevye_narusheniya.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Основные речевые нарушения

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.

Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. У ребенка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искаженное произношение отдельных звуков. Это влияет на внятность речи и, как следствие, на психологическое благополучие личности, Нарушение звукопроизношения в школьном возрасте может сказываться на формировании навыков письма и чтения.

Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи.  Часто обиходная речь детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении. Но при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказываний (доказательство, рассуждение) у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств: недостаточное понимание детьми значений многих слов и многочисленные ошибки в процессе их употреблении, ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, неумение распространять предложения и строить сложные предложения, сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме: определение порядка звуков в слове, пропуск отдельных звуков, вставление лишних звуков, перестановка звуков и слогов, замена звуков, замена букв по графическому сходству.

У детей с фонематическими нарушениями ошибки на правила правописания являются более распространенными и стойкими.

У части детей недостатки произношения к моменту обучения в школе уже могут быть сглажены и незаметны, а формирование фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа, может еще значительно отставать от нормы. Это свидетельствует о неподготовленности ребенка к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного. Дети с недостатками речи вместо плавнослогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. К числу наиболее специфических ошибок в чтении (как и письме) можно отнести замену одних букв другими.

Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять  произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую букву;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод буквы в совокупность определенных движений руки.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.

Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”. Нечеткая команда может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....

Консультация для родителей "Ребёнок с речевыми нарушениями в семье"

Материал по логопедии. Консультация для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Факторы риска речевых нарушений. Меры профилактики.Профилактика школьных проблем.Консультация родителей.

Родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития речевых реакций, психомоторным развитием ребёнка, принимать необхо­димые профилактические меры в случае их о...

Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, ...