Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников и младших школьников"
консультация по логопедии

Царевская Елена Геннадьевна

Точность движений пальцев рук ребёнка имеет важное развитивающее значение для ребёнка.Регулярные упражнения на развитие мелкой моторики улучшают память, умственные способности, снимают эмоциональное напряжение. Совершенствование речевых навыков находится в прямой зависимоти от степени тренировки движений пальцев. Разучивание с детьми предлагаемые упражнения с речевым сопровождением будет способствовать также повышению речевой активности, конценрации внимания, формированию координации движений дошкольников и младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley._razvitie_melkoy_motoriki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

            Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.

          Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

           Предлагаем Вашему вниманию несколько игровых упражнений для пальцев рук с речевым сопровождением, которые полезно разучить вместе с ребёнком.

              Упражнение «Колечко». Сначала предлагаем   ребёнку выполнять его каждой

    рукой  отдельно, затем – двумя руками одновременно. Соединяем поочерёдно пальцы с

    большим от указательного к мизинцу  (1 и 3 строчки стихов) и в обратном направлении

     (2 и 4 строчки).

     Упражнение развивает также чувство ритма и дикцию.

                                                           Варианты стихотворного сопровождения:

                 Филин.

      Ухнул филин на суку:

      У него болит в боку.

      А у зайца сердце в пятки,

      В лес удрал он без оглядки.

                В зоопарке.

     В зоопарке мы бродили,

       К каждой клетке подходили

       И смотрели всех подряд:

       Медвежат, волчат, бобрят.

                В роще.

          В берёзовой роще,

          В чернеющей чаще

          И спрятаться проще,

          И ягоды слаще.

             Звери зимой.

       Ёж, медведь, барсук, енот

       Спят зимою каждый год.

       Волка, зайца, рысь, лису  

       И зимой найдёшь в лесу.

              Жёлтый жук.

      Жёлтый жук жужжит, бедняжка,

      Что ему живётся тяжко;

      На берёзке и осинке –

      Западни из паутинки.

                  Слон.

       Шли мы как-то по дороге,

       Видим: ходят чьи-то ноги.

       Смотрим выше: кто же он?

       Это серый толстый слон.

                                                       

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик рыл песок, этот делал пирожок,

Этот с горки катался, этот в травке валялся,

Этот умницей был, хорошо говорил.

Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

соединяем пальцы обеих рук от больших к мизинцам.

                                                               

Гусь

Где ладошки? Тут? Тут!

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой – это гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Безымянный суп варил,

А мизинчик печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот. Вот!

Пожать плечами, протянуть руки ладонями вверх;

указательным пальцем «рисуем» на ладошке пруд;

руки – в кулачки, большие пальцы отставить, двигать ими;

соединяем пальцы обеих рук с большими по очереди, касаемся несколько раз на ударные слоги соответствующих строчек;

машем руками по направлению ко рту;

гладим ладонью живот, разводим руками;

Лентяи

- Братец, принеси дрова!

- Разболелась голова!

- Средний, ты наколешь дров?

 - Я сегодня нездоров!

- Ну, а ты затопишь печку?

- Ой, болит моё сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силёнок нет.

- Что же, сделаю всё сам,

  Но обеда вам не дам!

  Голодать готовы?

- Мы уже здоровы!

Руки в кулачки, большие пальцы сгибаем-разгибаем, дотрагиваясь им до согнутых указательных;

Указательные пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагиваются до средних;

средние пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы  дотрагивается до безымянных;

безымянные пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагиваются до согнутых мизинцев;

мизинцы распрямляем и сгибаем;

сгибаем-разгибаем большие пальцы, остальные прижаты;

двигаем большими пальцами влево-вправо;

распрямить все пальцы, большие соединить.

Птичка.

Птичка крылышки сложила,

Птичка пёрышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела,

Полетела, полетела!

Руки в «замок», пальцы выпрямить;

соединить большие пальцы с мизинцами, шевелить остальными;

прижать руки, сжатые в кулачки, соединить прямые мизинцы;

постучать мизинцами друг о друга;

постучать мизинцами по столу;

прижать раскрытые ладони, поочерёдно разъединяем-соединяем

одноимённые пальцы от указательных к мизинцу на ударные слоги;

скрестить кисти, «машем крыльями».

Точим нож.

Точим, точим, точим нож.

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Мясо, сало, лук, колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

Ребром правой ладони  двигаем по раскрытой левой ладони;

меняем положение рук;

ритмичные движения ребром обеих ладоней по столу;

«колечко» - соединяем пальцы с большими на обеих руках от указательного к мизинцу и назад на каждый ударный слог;

протянуть вперёд раскрытые ладони.

Мы пошли в лесок гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами, этот пальчик за малинкой.

Этот пальчик заблудился, очень поздно возвратился.

Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

шевелим каждым пальчиком отдельно, начиная с большого, стараясь не двигать при этом остальными.

Помидор

(логоритмическое упражнение с карандашами)

Толстопузый помидор

Перелез через забор,

Как весёлый красный шар

Покатился на базар.

Обежал за рядом ряд,

На ходу надел халат.

Подал звонкий голосок:

- Продаю томатный сок!

В кулачках зажато по карандашу, большие и указательные пальцы соединить, образуя круг, удерживая карандаши;

кладём карандаши на стол горизонтально, двумя руками берёмся за ближайший, перекладываем через другой, повторяя 4 раза;

держим карандаши на весу по одному в руке,  ритмично вращая друг вокруг друга;

в кулачках зажато по карандашу в вертикальном положении, одновременно перекладываем их из одной руки в другую;

один карандаш скользит по другому;

ритмично стучим торцами карандашей друг о друга;

ритмично стучим карандашами по столу одновременно.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: Сфера, 2005.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М, 1995.
  3. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 1998
  4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! С.-П., Литера, 2001.
  5. Логопедия в школе  /под редакцией Кукушина В.С. М., 2005.
  6. Рузина С.М. Страна пальчиковых игр. С.-П. Кристалл, 2004.
  7. Ткаченко Т. А. В 1 класс – без дефектов речи. С.-П., Детство –пресс, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки у младших школьников

В.А.Сухомлинский писал, "что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее дв...

Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является благоприятный для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавате...

Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников...

Статья: "Развитие мелкой моторики руки у младших школьников"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной....

Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня.

Игры по развитию мелкой моторики рук у младших школьников в условиях группы продлённого дня....