Методические рекомендации учителю по обучению списыванию младших школьников со сниженным интеллктом
методическая разработка по логопедии

Малахова Галина Алексеевна

В рекомендациях описываются направления работы учителя над развитием разых способов списывания, дается алгоритм списывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii_po_obucheniyu_spisyvaniyu.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

«ТОГАОУ Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Методические рекомендации

учителю по обучению списыванию

младших школьников

со сниженным интеллектом

Учитель-логопед  Г.А. Малахова

Списывание для младших школьников с умственной отсталостью является трудным видом деятельности  и требует специальной системы обучения.

Письмо под диктовку осуществляется при непосредственном участии трех анализаторов: речеслухового, речедвигательного и зрительного. Ведущая роль принадлежит речеслуховому анализатору. При восприятии на слух диктуемого слова пишущий осуществляет его звуковой анализ: выделяет слышимые звуки, определяет их порядок в слове. Все эти процессы осуществляются на базе фонематического слуха при непосредственном участии речедвигательного анализатора. Затем ребенку необходимо перешифровать выделенные звуки в соответствующие буквенные обозначения и записать их. Таким образом, глаными звеньями в письме под диктовку являются определение звуков и их порядка в слове, а также перешифровка в буквы.

Списывание представляет собой вид письма с опорой на зрительный анализатор: перед обучающимся находится образец – списываемый текст. На первый взгляд при списывании как бы выпадают сложные операции по звуковому анализу слов, перешифровке их в буквы, и можно думать, что в процессе письма речеслуховой анализатор не участвует. Однако, это не так. Предложенный для списывания текст не срисовывается по буквам, а предворительно прочитывается и затем записывается ребенком под собственное проговаривание. По мере обучения навык чтения совершенствуется. Побуквенное чтение заменяется слоговым, затем чтением целыми словами. Развивается и навык письма: обучающиеся переходят от написания отдельных букв по элементам к объединенному письму сочетаний букв, слогов, целых слов, а это требует участия речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Таким образом, списывание выступает как многооперационное действие. Выполнение основных операций (чтения, письма, проговаривания) требует специального обучения, потому что на начальных этапах формирования письма списывание вызывает определенные трудности у всех обучающихся и лишь в процессе многократных упражнений оно становится легким и доступным видом письма.

Способ списывания обусловлен состоянием навыка чтения, который развивается с опережением. Например, ребенок читает текст целыми словами, а списывает его по слогам и целыми словами, если слова короткие и хорошо знакомые.

Большинство обучающихся на каждом году обучения пользуются одновременно двумя способами списывания: менее совершенным и более совершенным. Менее совершенный способ выступает как твердо усвоенный, более совершенный находится в стадии становления. Наиболее знакомые короткие слова обучающиеся списывают более совершенным способом, слова, незнакомые или малознакомые, многосложные, со стечением согласных – менее совершенным, но более усвоенным.

По мере обучения обучающиеся переходят от менее совершенных способов списывания к более совершенным.

Работа над развитием способов списывания должна вестись в двух направлениях: 1)закрепление усвоенного навыка списывания менее совершенным  способом на речевом материале, предусматривающем постепенное усложнение слоговой и звуковой структуры слов;

2) выработка навыка мписывания более совершенным способом на речевом материале упрощенной слоговой структуры. Работу следует проводить одновременно по обоим направлениям, так как в этом случае она будет отражать естественный процесс развития способов списывания. Так, во 2 классезакрепляется навык списывания по слогам и вырабатывается навык списывания целыми  словами, в 3 классе закрепляется навык списывания целыми словами и вырабатывается списывание словосочетаниями, в 4 классе закрепляется списывание словосочетаниями, вырабатывается навык списывания предложениями.

Обучающимся 2 класса свойственно в основном списывание по буквам и слогам. Для закрепления навыка списывать по слогам можно использовать частичные зрительные диктанты с пропущенными в словах слогами. На доске записывается предложение с недописанными слогами, напрмер: Де-    дела-  доми-  .

Учитель диктует: Дети делали домики.

Обучающиеся, глядя на доску, списывают в тетрадь предложение, дописывая самостоятельно недостающие слоги.

Структура пропущенных в словах слогов должна постепенно усложняться:

  • обратный слог с гласными а,о,у, и (ослик, умный, игра);
  • прямой открытый слог с твердым согласным (каток, бабушка);
  • обратный слог с йотированными гласными (дает, елка);
  • прямой закрытый слог с твердыми согласными (забор, тыква);
  • прямой открытый с мягким согласным звуком (Катя, санки);
  • прямой закрытый слог с одним  мягким согласным (ветка, принес);
  • прямой закрытый слог с мягким согласным, мягкость которого обозначена «ь» (коньки, тетрадь);
  • слог со стечением твердых согласных в начале слова (столик, крыша);
  • слог со стечением согласных в начале слова, одна из которых мягкая (стена, книга).

Наиболее трудные слоги обучающиеся могут составлять по следам звуко-буквенного анализа, а затем списывать предложение, вставляя слоги по памяти.

По мере становления способа чтения целыми словами и закрепления слогового способа списывания у обучающихся можно вырабатывать навык списывания целыми словами. Сформированный навык предварительного чтения слов будет способствовать их написанию целиком с опорой на слоговое проговаривание. Поскольку списывание целыми словами требует запоминания речевого  материала, необходимо целенапрвленно тренировать у обучающихся с нарушением интеллекта зрительную и смысловую память. Объем смысловой памяти будет увеличиваться за счет предварительного чтения целых предложений и осмысления прочитанного. Расширению объема зрительной памяти будет способствовать проведение зрительных диктантов, в которых постепенно усложняется слоговая структура слов и увеличивается их количество.

Можно использовать следующую последовательность усложнения слоговой структуры слов в зрительных диктантах:

I) Слова из одного закрытого слога (односложные):

- с твердыми согласными (мак, кот);

- с мягкими согласными (мяч, пес);

- с мягким согласным, мягкость которого обозначена «ь» (день, лось);

- со стечением согласных в начале слога (стул, кран);

- со стечением согласных в конце слога (танк, мост);

- со стечением согласных в начале слога и мягким согласным (клен, ключ);

II) Слова из двух слогов (двусложные):

- оба слога открытые, все согласные твердые (луна, Ира);

- первый слог открытый, второй закрытый, все согласные твердые (каток, замок);

- первый слог закрытый, второй открытый, все согласные твердые (полка, булка);

- первый слог открытый с йотированными гласными, второй открытый или закрытый (юла, язык);

- один слог открытый, другой закрытый, в одном из них мягкий согласный звук ( кулек, зерна);

- оба слога открытые с мягкими согласными  (Леня, Петя);

- оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные твердые (трава, труба);

- оба слога открытые, стечение согласных в начале слова, одна из них мягкая (брюки, двери);

оба слога закрытые (кувшин, картон),

III) Слова из трех слогов (трехсложные):

- все слоги открытые (малина, кубики).

Количество слов в зрительном диктанте необходимо постепенно увеличивать: односложные и двусложные (из 4 букв) до 3 слов, двусложные (из 5 и более букв) до 2 слов.

В зрительные диктанты включаются слова, написание которых не расходится с произношением.

По  мере изучения правил правописания в зрительные диктанты модно вводить слова на пройденные правила. Во время выполнения упражнений на списывание учитель постоянно напоминает обучающимся, что они должны записывать слово целиком, не глядя в текст. Зрительные диктанты для закрепления навыка списывания целыми словами следует проводить не реже 2х раз в неделю.

Алгоритм списывания:

1.Прочитай слово ( предложение) и повтори его по памяти.

2. Прочитай слово ( предложение) еще раз так, как оно написано.

3. Диктуй себе каждое слово по ходу записи.

4. Проверь написанное, прочитай слово, сравни с образцом.

  Методика проведения контрольного списывания.

1.Текст  прочитывается учителем, затем учащимися.

2.Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

3.Повторение правил списывания (алгоритм всегда перед глазами).

4.Самостоятельная работа.

5.Самопроверка.

Постепенно ребенок приучается правильно списывать  не только отдельные слова, но и предложение. Дети учатся  проверять, сличая написанное с оригиналом.

Литература:

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: ВЛАДОС, 1999

2.Воронкова В.В.  Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Школа – Пресс, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.

Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Методические рекомендации по оцениванию межпредметных результатов младших школьников

Данные методические рекомендации были разработаны преподавателями АКИПКРО Алтайского края для учителей начальных классов региона. Это необходимый  документ для коллег. Добавляю  анкеты для р...

Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»

В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....

Методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках математики

Совсем недавно я написала бакалаврскую работу, целью которой была разработка методических рекомендаций по формированию основ исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. Хоч...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка

Методические рекомендации посвящены формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.Предназначены для учителей, родителей обучающихся....

Методические рекомендации по развитию эмпатии у младших школьников

Работу по совершенствованию коммуникативного поведения и формированию эмпатии необходимо проводить комплексно.В данной статье представлены игры,упражнения для развития трех основных компонетов эмпатии...