Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на   уровень   умственного   развития   ребенка, становится  особенно явным  в  школьный  период  при  возникновении  трудностей  в формирования основных учебных навыков (письма, чтения, счета). В статье предложены дидактические игры, рекомендации родителям, направленные на развитие пространственной ориентировки младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Данные   физиологов,   детских   нейропсихологов,   невропатологов, дефектологов   показывают,   что   пространственно-временная   организация деятельности ребенка является фундаментальной функцией и лежит в основе формирования высших психических функций, всех видов деятельности детей и  их  эмоциональной  жизни  (А.  А.  Люблинская, А.  В. Семенович).  Доказано, что  не  существует  ни  одного  вида  деятельности детей,   в   котором   пространственная   ориентировка   не   являлась   бы фундаментальным условием развития и усвоения знаний, умений и навыков. Понимание   ребенком   пространственных   отношений   между   объектами окружающего    мира    предшествует    образованию    прочных    знаний о функциональных,  конструктивных  и  причинно-следственных , отношениях между вещами, составляющих основу логического мышления [3,4].

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на   уровень   умственного   развития   ребенка, становится  особенно явным  в  школьный  период  при  возникновении  трудностей  в формирования основных учебных навыков (письма, чтения, счета)[2].

На данный период времени отмечается рост количества детей, поступающих в первый класс, имеющих несформированность пространственно-временных представлений. У младших школьников с ОВЗ  наблюдается недостаточная сформированность как элементарных уровней пространственных представлений,   таких   как   знание   о   схеме   собственного   тела,   так   и следовательно   понимание   пространственных   отношений   окружающих предметов.  Это  может  быть  связано  со  сдвигом  в  сроках  и  нарушенной последовательностью  раннего  моторного  развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям особенно трудно    различать    направления    пространства,    при этом дифференцировка    правого    и    левого    дается    им    труднее, чем дифференцировка  верхнего  и  нижнего.

Одной   из   важнейших   предпосылок   усвоения   основных   учебных навыков (чтения, письма, счета) является высокий уровень сформированности пространственных представлений. К сожалению, все больше детей в первом классе не усваивают навыки чтения, письма и счёта. Такие детки нуждаются в систематической коррекционной работе,

выстроенной    в     соответствии     с     этапами     формирования пространственных представлений [1]:

Формирование умений ориентировки в схеме собственного тела;

Формирование   пространственных   представлений   о   направлениях пространства и пространственных отношений между предметами;

Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

 В своей работе я использую следующие упражнения и дидактические игры для развития пространственных представлений детей младшего школьного возраста.

  1. «Послушный мяч». Цель: учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Инструкция для детей: «Не уронить мяч, следовать команде».

Ход игры. «Дети, сегодня мы с вами будем играть в игру «Послушный мяч». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

  1. «Путешествие любимого героя»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивать воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).

  1. «Котята разбежались»

Цель: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости и способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Инструкция для детей: «Покажите и скажите, где находится каждый котёнок».

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Белый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева» и так далее.

  1. «Путь к школе».

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

  1.  Игра в навигатор.

Цель: закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Содержание: говорите ребенку, в какую сторону поворачивать и подсказывайте, если ребенок ошибается. Обязательно потом поменяйтесь ролями. Пускай ребенок говорит, куда идти.

  1. Игра «Таинственные следы».

Цель: учить ориентироваться в собственном теле.

Оборудование: пальчиковые краски, бумага, ножницы.

Содержание: Сначала ребенку нужно хорошо обмазать руки красками и сделать несколько отпечатков каждой руки на бумаге. А потом попытаться самому разобраться, где отпечатки правой и левой рук. Можно сделать отпечатки ног, вырезать их из бумаги и выложить на полу. Ребенок пройдет эту тропинку, только если будет наступать на подходящие отпечатки.

  1. Твистер.

Цель: учить ориентироваться в собственном теле и пространстве вокруг.

Оборудование: игровой набор «Твистер».

Ход игры: игровое поле этой игры поможет различать стороны. Игроки раскручивают рулетку, с помощью которой определяют, какую часть тела нужно поставить на кружок выпавшего цвета.

Рекомендации для родителей по развитию пространственно-временных представлений детей в домашних условиях:

  1. Надевайте одежду по порядку. Больше всего проблем из-за неумения различать стороны у ребенка возникает, когда он начинает сам одеваться. Но эти трудности можно использовать для обучения. Правше предложите начинать одеваться с правой стороны. Пускай сначала он всегда надевает правую штанину, правый носок, правый ботинок и так далее.
  2.  Найдите отметки на теле. Запомнить стороны помогут отметки на руках и ногах ребенка. Если, например, на правой руке у него есть родинка или шрам, то благодаря ему будет легче запомнить, что это рука правая. Если отличительных особенностей нет, сделайте их сами. Предложите ребенку носить браслет, часы, временное тату, например, на правой руке.
  3. Сделайте пометки в обуви. Напишите на кусочке малярного скотча имя ребенка и разрежьте полоску пополам. Первую часть приклейте на стельку левого ботинка, а вторую на правый. Чтобы правильно обуться, ребенку нужно сложить пазл со своим именем. Вместо скотча с именем моно использовать наклейку с изображением животного, фрукта, любимого героя и также поместить кусочки в ботинки.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев. Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964.
  2. Дунаева,  З.  М.  Формирование  пространственных  представлений у  детей  с  задержкой  психического  развития  [Текст]  /  З.  М.  Дунаева –М.  : Советский спорт, 2006. –144 с
  3. Люблинская,  А.А.  Овладение  пространственными  отношениями у  ребенка  дошкольного  возраста  [Текст]  /  А.  А.  Люблинская  //  Проблемы психологии / под ред.  Б. Г. Ананьева. –Л. : ЛГУ. –1948. –С. 47-74.
  4. Семенович,    А.    В.    Пространственные    представления    при отклоняющемся    развитии    [Текст]    :    Методические    рекомендации    / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. –М. : РПО, 1998. –69 с