Открытый урок "Антонимы" 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Копылова Нина Павловна

Открытый урок . Тема  "Антонимы" 4 класс с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2021.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение

 «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия

 в 4   классе

для обучающихся по АООП

 (ФГОС ОВЗ ЗПР 7.2)

по теме «Антонимы»

                                                                          Подготовила:

                                                                                учитель-логопед

                                                                             Копылова Н.П.

       

2020-2021 учебный год

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.

Задачи :  

1.  Образовательные :

познакомить обучающихся  со словами, противоположными по значению, закрепить понятие  «антонимы»;

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

познакомить обучающихся с использованием антонимов в пословицах, стихотворениях, окружающей действительности.

2. Развивающие :

развивать умение правильно употреблять антонимы;

развивать связную  речь обучающихся;

развивать сообразительность, память.

развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику;

3. Воспитательные :

создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку  путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование : интерактивное, програмное обеспечение Word,  Power  Point, карточки с буквами, «Школьный словарь антонимов русского языка», карточки для индивидуальной работы по теме урока.   

                            

                                          Ход урока.

I. Организационный момент.

Мотивационно-ориентировочный этап.

-Ребята, сегодня будет необычное    занятие - у нас гости, давайте дружно с ними поздороваемся.   А теперь прошу вас сесть красиво и правильно. Начнём наше занятие с артикуляционной разминки.

 Артикуляционная разминка «В гостях у бабушки с дедушкой»

– Толстые внуки приехали в гости. («Толстячки» надули щёки.)

– С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки» втянули в себя щёки.)

– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. («Улыбка»).

– Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»).

– Утром проснулись – почистили зубы:

влево и вправо, внутри и снаружи. («Чистим зубы»).

– Блюдца поставят – положат блины нам. («Лопаточка»).

– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»).

– Блинчик жуём. («Жуём блинчики»).

– Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»).

II. Постановка темы и целей занятия.  Сообщение темы занятия: Самоопределение к деятельности.

– А сейчас, ребята, давайте выполним небольшое задание и тогда узнаем тему нашего занятия.

1.Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:

-карта, айва, краб [а]

-план, фонарь, нож [н]

-туфли, картофель, самолет [т]

-волосы, окна, седло [о]

-нитка, коньки, окунь [н']

-иволга, пила, пони [и]

-компот, мука, дом [м]

-дыня, лыжник, посылка [ы]

- Какое слово получилось? (Антонимы).

- Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы.  Раньше мы упоминали о таких словах, а сегодня поговорим более подробно.

- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением, словах – «неприятелях», антонимах, учиться подбирать такие слова, находить их в предложениях. А ещё узнаем, где встречаются такие слова? Но на этот вопрос ответим в конце занятия.

2. Знакомство со “Школьным словарём антонимов русского языка” (2 мин.)

- Если вы затрудняетесь подобрать антоним к слову, необходимо воспользоваться словарём.  Посмотрите на «Школьный словарь антонимов русского языка» Михаила Ростиславовича Львова. В словаре собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом словаре.

III. Основная часть

1. Работа по теме занятия.

-Ребята, с раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Надеюсь, вы тоже их любите. Читая их, мы проникаем в удивительный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.  В сказках добро всегда побеждает зло.

И сегодня   вас ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

За полями, за лесами,

За широкими морями

В чудном домике лесном

Жили гномы под сосной.

Вот Смелый и Робкий по лесу шли

И на тропинке коробку нашли.

-Брось ее! – воскликнул Робкий,

Может там жуки в коробке,

Или волки там внутри!

Но пугаться храбрецу

Как известно, не к лицу.

Он открыл коробку просто.

А в коробке – приглашенье

От друзей на день рожденье.

Но дорога далека, незнакома, не проста.

Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!

Смелый сделал поворот – Ну, конечно же пойдём,

Смелость города берет!

-Ребята, чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны преодолеть препятствия, а мы им поможем тем, что выполним интересные задания.

Задание 1 «Найдите пару» Работа с карточками (2 мин.)

- Соедините линиями слова-предметы, имеющие противоположное значение.

мальчик

враг

друг

чистота

грязь

тьма

здоровье

девочка

свет

старость

молодость

болезнь

Задание 2 «Отгадай загадки».

- Давайте мы с вами посоревнуемся, кто самый первый отгадает загадку.

1.Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я _______________. (зима).

2.Я антоним к слову «холод».

В речке все – и стар и молод, 
Меня любит детвора,
Называюсь я ________________. (жара).

3.Я антоним к слову «день».

Всем давно трудится лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж ________. (ночь).

4.Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это _____________. (плач).

5.Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь __________. (тишина).

 Задание 3 «ЭСТАФЕТА».

 Подобрать и написать к словам данным в таблице, слова с противоположным значением.

ВЕРХ

УТРО

ВРАГ

БЕДНОСТЬ

ГРУСТЬ

ДА

ГРЯЗЬ

ЛОЖЬ

ШУМ

ВОЙНА

Задание 4 «Придумай и скажи».

Я вам раздала карточки, на которых изображены слова, имеющие противоположное значение. Ваша задача – составить словосочетания с парами слов. Антонимы, как мы уже сказали ранее, всегда идут в паре.

Физминутка  

Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели - встали, сели – встали.

И на месте побежали.

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Задание 5 «Добрая пословица не даром молвится».

Ребята, вы получили карточку с пословицами. Прочтите, найдите, имеющие противоположное значение, подчеркните одной чертой.

1.Труд кормит, а лень портит.

2.Утро вечера мудренее.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Ученье – свет, а не ученье – тьма.

5.Каково начало, таков и конец.

6.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Задание 5. «Верно или нет?»

 Ребята, вы должны самостоятельно прочитать предложения, если смысл передан верно, то возле предложения поставьте знак «+», если неверно, то знак «–».

Материал для карточек:

  1. Слон большой, а комар маленький. (+)
  2. Дерево низкое, а куст высокий. (-)
  3. Работать легко, а отдыхать тяжело. (-)
  4. Днем светло, а ночью темно. (+)
  5. Дедушка молодой, а внук старый. (-)
  6. Самолет летит быстро, а воробей медленно. (-)
  7. Река узкая, а ручей широкий. (-)
  8. Зима холодная, а лето теплое. (+)
  9. Мышка пищит тихо, а петух поет громко. (+)
  10. Камень лёгкий, а пух тяжёлый. (-)

Задание 6.   Игра «Наоборот».

-Ребята, в этой игре вам тоже нужно назвать слова с противоположным значением или антонимы.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь (близко).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово «потерял»

И скажешь ты (нашёл).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты (храбрец).

Теперь начало я скажу

Ну отвечай (конец).

V. Итог занятия. Оценивание деятельности детей.

 - Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказки. Мы с вами выполнили все задания, а гномы Робкий и Смелый добрались к лесным друзьям на день рождения. У нас было много игр и заданий. Давайте вспомним о каких словах мы сегодня говорили?

- Ребята, на какой вопрос мы не ответили в начале занятия? Где мы встречаем слова, имеющие противоположное значение? Антонимы часто употребляются в нашей речи, встречаются в пословицах, загадках, стихах и сказках, физминутках, посмотрите на крестовины: на них тоже подобраны картинки со словами- антонимами. Найдите их.

- Назовите, а где антонимы встречаются у нас в повседневной жизни?

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

-Вот в этих ярких, как весеннее солнышко, кружочках стоят знаки препинания, обозначающие завершение предложения. Вы должны сами определить и поднять тот кружок, который считаете нужным.

  • «Знак вопроса» -  тема не понятна и ещё остались вопросы.
  • «Восклицательный знак» - занятие понравилось, всё было понятно.

-Молодцы, ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Надеюсь, вы запомнили слова- антонимы или слова-«неприятели» и не будете путать их с другими словами.

Урок закончен.

Список используемой литературы

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений  чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во « Союз», 2004. – 224 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция и устной письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение,2000. – 224 с.
  3. Кобзарёва Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезковыраженным или общим недоразвитием речи. / Под.ред. Е.В. Николькина.- Воронеж, 2000.- 67 с.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997 год, 256 стр.
  5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ,2007.-360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Игровая программа "Открытие 3 класса!"

Данное мероприятие можно провести 1 сентября. Занятие построено в игровой форме, охватывает основные предметные области 3 класса. Цель игровой программы  - заинтересовать учеников в начале учебно...

ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

Урок по окруж миру...

Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)

Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с  понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...

Сценарий открытия корпоративного класса МЧС/Транспорт

методическая разроботка сценария открытия корпоративного класса МЧС/ТРАНСПОРТ...

Таблица слогов (открытые) 1 класс

Таблица - тренажёр слогов (открытые) 1 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс

Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия"  3 класс  УМК "Гармония"...