Игры из бросовых и подручных материалов, применяемые на логопедических занятиях.
учебно-методический материал по логопедии

Работа учителя-логопеда в коррекционной школе сопровождена многими трудностями. Одна из них – отсутствие заинтересованности учебным процессом  обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой проблемы  можно применять различные методы и приемы. Один из них – это проектно-социальная деятельность. Пособия и игры, сделанные своими руками и используемые на занятиях наравне с  другими играми, карточками, пособиями, вызывает гордость  за проделанную работу, интерес к занятиям, на которых  они находят свое применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya.docx171.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся играя.

Игры из бросовых и подручных материалов, применяемые на логопедических занятиях.

          Работа учителя-логопеда в коррекционной школе сопровождена многими трудностями. Одна из них – отсутствие заинтересованности учебным процессом  обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой проблемы  можно применять различные методы и приемы. Один из них – это проектно-социальная деятельность. Пособия и игры, сделанные своими руками и используемые на занятиях наравне с  другими играми, карточками, пособиями, вызывает гордость  за проделанную работу, интерес к занятиям, на которых  они находят свое применение.

         Игры «Наши пальчики играют», «Кто?, Что?», «Назови предмет, действие, признак» были  сделаны в рамках социально-значимого проекта «Игры из ничего».

         Социально-значимый проект «Игры из ничего»  был  направлен на создание коррекционно-развивающих игр и пособий из подручных и бросовых материалов с привлечением обучающихся 6-7 классов, которые будут использоваться на логопедических занятиях обучающимися  1-5  классов  ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской, а также и самими обучающимися 6-7 классов.

         Работая над изготовлением игр, ребята повторяли изученные темы по логопедии, узнавали что-то новое, обогащали свой словарный запас, учились строить диалоги. Они ссорились, мирились, находили компромиссные решения, тем самым обогащали опыт общения друг с другом.  И, в тоже время, делали полезное, нужное дело.

           Использование игр на логопедических занятиях и во время внеурочной деятельности преследует не только развитие мотивации детей с интеллектуальной недостаточностью, но  также учебные и коррекционные цели и задачи.

Играя, дети развивают мелкую моторику,  фонематический слух, обогащают словарный запас, развивают связную речь.

Игры из ничего.

          «Наши пальчики играют»  

          C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0382.jpg

          Игра направлена на развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, дифференциацию звуков гласных и согласных (мягких, твердых),  автоматизацию звуков, работу над высотой и силой голоса. Игру можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

         Для изготовления игры понадобились: скоросшиватель, бархатная бумага, пластмассовые счетные палочки, листы белой бумаги формата А4, распечатанная на принтере клавиатура фортепиано, клей.          

         Известная истина о взаимосвязи мелкой моторики и развитии речи предполагает развитие мелкой моторики  на логопедических занятиях. Во время игры можно не только «поиграть» с пальчиками, но и одновременно включить в эту игру речь  на уровне звуков, слогов, слов, предложений. Включение в игру скороговорок и чистоговорок помогает в  тренировки речевого аппарата, развитию дикции, логического мышления; расширяет и обогащает словарь ребенка.

          На коррекционных занятиях учителя-логопеды нередко применяют элементы массажа. Использование бархатной бумаги и счетных палочек, имеющих ребристую поверхность,  помогает во время упражнений провести небольшой массаж кончиков пальцев.

        Синхронная работа рук позволяет одновременно включать в работу оба полушария головного мозга.  И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук помогает  формированию речевых «центров» в обоих полушариях и также   развивает мышление.

        Работа над высотой и силой голоса развивает эмоциональность речи.

Работа над дифференциацией звуков – это развитие фонематического слуха, и, как следствие, профилактика дисграфии.

               

  Варианты использования игры.

  1.  «Пианист»

Цели:

- работа над автоматизацией звуков;

-работа над высотой и силой голоса;

- развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Ход игры.

        Ребенок проговаривает слоги, затем слова с заданным звуком «проигрывая» их на белых, потом  на черных клавишах нараспев. «Нажатие» на клавишу – один слог или слово. Сначала проигрывается правой рукой (если ребенок левша – левой), затем левой. Далее синхронно двумя руками.

     Распевая слоги и слова можно предложить уменьшить  или увеличить силу голоса, повысить или понизить высоту голоса.

  1. «Ленивая восьмерка»

Цели:

- работа над автоматизацией звуков на уровне предложения;

           - тренировка речевого аппарата, развитие дикции и правильной, внятной,  

             выразительной речи, расширение и обогащение словаря.

-развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Ход игры.

      Поочередно всеми пальцами, начиная с большого пальца по часовой стрелке «рисуем» восьмерку,  проговаривая скороговорку или чистоговорку, сначала пальцами правой руки (если ребенок левша – левой), затем левой. Далее синхронно пальцами  двух рук.

  1. «Лесенка»

Цели:

- работа над дифференциацией звуков(гласных, согласных мягких и твердых);

-работа над высотой и силой голоса;

- развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Ход игры.

        Поочередно всеми пальцами , начиная с большого пальца сначала пальцами правой руки (если ребенок левша – левой), затем левой(далее синхронно пальцами  двух рук)

 шагаем по лесенке вверх, а затем вниз, называя звуки: красная перекладина – гласный звук, синяя – твердый согласный, зеленая – мягкий согласный. Звуки можно называть нараспев. «Поднимаясь» по лесенке сила голоса и темп  увеличивается, «опускаясь» - уменьшается.

  1. «Кнопочки»

Цели:

- работа над дифференциацией звуков(гласных, согласных мягких и твердых);

- развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.

Ход игры.

           Поочередно, начиная с большого пальца,  нажимаем кнопочки, сначала пальцами правой руки (если ребенок левша – левой), затем левой(далее синхронно пальцами  двух рук). Большой палец нажал кнопочку – ребенок произносит твердый согласный. Далее указательный палец нажимает кнопочку – ребенок называет мягкий согласный, большой палец при этом остается в прежней позиции и т.д.

 

Игра «Кто? Что?»

      C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN0385.jpg

       Игра направлена на развитие связной речи, дифференциацию одушевленных и неодушевленных имен существительных, расширение и обогащение словаря.

            Для изготовления игры понадобились листы белой плотной бумаги, клей, пустая коробка из-под конфет, картинки из старых журналов.

Варианты игры.

   «Кто? Что?»

Цели:

-дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных;

- закрепление обобщающих понятий;

-обогащение словаря;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической  дислексии.

Ход игры.

         Игру можно проводить индивидуально, работая в парах, на подгрупповых или групповых занятиях,  когда дети подбрасывают кубик по очереди.  Ребенок подбрасывает кубик и называет предмет, изображенный на картинке. Например: бегемот. Бегемот - это дикое животное. Обитает в  жарких стран. Я видел бегемота в зоопарке. Слово  «бегемот» отвечает на вопрос «Кто?»

«Кто?(Что? ) Что  делает? Какой?»

Цели:

-дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных;

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

- закрепление обобщающих понятий;

-обогащение словаря;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической  дислексии.

Ход игры.

          Игру можно проводить индивидуально, работая в парах, на подгрупповых или групповых занятиях, когда дети подбрасывают кубик по очереди.  Ребенок подбрасывает кубик и называет предмет, изображенный на картинке. Например: бегемот. Бегемот -это дикое животное жарких стран. В Росси его можно увидеть в зоопарках. Слово  «бегемот» отвечает на вопрос «Кто?» Бегемот бегает, лежит, ест, плавает, спит. Бегемот большой, толстокожий,  серый.

«Назови предмет, действие, признак»

C:\Users\Пользователь\Desktop\аттттттестт\фото пособий\DSCN0379.JPG

       Игра направлена на развитие связной речи, дифференциацию существительных, прилагательных, глаголов, обогащение словаря.

            Для изготовления игры понадобились пустая коробка из-под конфет, цветной картон, сюжетные картинки из старых журналов, канцелярская кнопка, игральный         кубик (готовый от старой настольной игры).

Варианты использования игры.

«Назови предмет, действие, признак»

Цели:

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

-обогащение словаря;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической  дислексии.

Ход игры.

           Ребенок бросает игральный кубик и поворачивает стрелку на нужное количество шагов (по часовой стрелке). Называется предмет, изображенный на картинке, действия, совершаемые предметом, признаки предмета. Например: Мальчик, ребенок. Кормит, сыпет. Маленький, светловолосый, добрый, отзывчивый.

«Составь предложение по картинке»

Цели:

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

-обогащение словаря;

- развитие умение составлять простые предложения;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической  дислексии.

Ход игры.

           Ребенок бросает игральный кубик и поворачивает стрелку на нужное количество шагов (по часовой стрелке). Называется предмет, изображенный на картинке, действия, совершаемые предметом, признаки предмета. Например: Мальчик, ребенок. Кормит, сыпет. Маленький, светловолосый, добрый, отзывчивый.

        Далее составляется предложение. Например: «Маленький мальчик кормит птиц зимой»

«Составь рассказ по картинке»

Цели:

-дифференциация имен существительных, прилагательных, глаголов;

-обогащение словаря;

- развитие умение составлять простые предложения и объединять их в текст;

- развитие связной речи;

- профилактика лексико-грамматической  дислексии.

Ход игры.

           Ребенок бросает игральный кубик и поворачивает стрелку на нужное количество шагов (по часовой стрелке). Называется предмет, изображенный на картинке, действия, совершаемые предметом, признаки предмета. Например: Мальчик, ребенок. Кормит, сыпет. Маленький, светловолосый, добрый, отзывчивый.

        Далее составляется короткий  рассказ по картинке и плану:

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Например:

          «Зимой птицам трудно найти корм.

          Ребята смастерили кормушку и повесили ее в саду. Витя каждый день насыпает в нее зерна и хлебные крошки.

          Заботьтесь о птицах!»

          Использование игр, сделанных обучающимися своими руками во время внеурочной деятельности,  позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, создать условия для развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям.

Литература, интернет-ресурсы.

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Творческий центр «Сфера», Москва, 2003

2. Агафонова А.И. Учимся думать.С-П: «МиМ – Эспресс», 1996

3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. С-П, издательство «Сага», 2002

4. Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движения. «Дельта»,1997

https://urok.1sept.ru/

http://dujmovochka.uomur.org/rol-skorogovorok-v-razvitii-rechi-detejj/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Изготовление новогодних ёлок из подручных материалов

В презентацию "Подготовка к новому году" включены фотографии новогодних ёлок, сделанных их шишек, упаковочных сеток, бумажных салфеток и, даже, макарон....

Конспект урока физической культуры «Эстафета с подручными материалами» (1 класс)

Цели деятельности учителя:развитие координации движений в пространстве, силу рук, сосредоточенность внимания;воздействие на психическое развитие уч-ся  физическими    упражнениями...

Весеннее рисование подручными материалами.

Работа содержит образцы и материалы для занимательного урока изобразительного искусства....

Внеклассное мероприятие "Изготовление кормушек из подручных материалов" 4 класс

Тема: «Изготовление кормушек из подручных материалов»Цели: Знать основные правила изготовления кормушек, уметь делать кормушки из подручных материалов, развивать коллективизм, умение работ...

Изготовление коромысла из подручных материалов.

Скоро великий праздник "Троица". Мы с ребятами решили сделать коромысло. Для коромысла хорошо подошла деталь детской кроватки, ведра из майонезных баночек .Покрыли сначала черной гуашью, а п...

Игры, потешки, чистоговорки, скороговорки и загадки, используемые на логопедических занятиях

Игры, потешки, чистоговорки, скороговорки и загадки, используемые на логопедических занятиях...