Значение дыхания в процессе речепорождения
статья по логопедии (1 класс)

Шилова Анастасия Александровна

Дыхательная система человека помимо своей основной функции – обеспечение газообмена в легких принимает непосредственное участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_dyhaniya_v_protsesse_recheporazhdeniya.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Значение дыхания в процессе речепорождения»

Учитель-логопед Шилова Анастасия Александровна

МАОУ «СОШ№10»

Значение дыхания в процессе речепорождения.

Дыхательная система человека помимо своей основной функции – обеспечение газообмена в легких принимает непосредственное участие в создании звуков речи. Звуковая речь образуется при преобразовании части кинетической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию.

Основными способами создания акустических эффектов является или прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми связками, ведущее к возникновению тональных звуков, или же возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, образуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Благодаря действиям дыхательной системы обеспечиваются необходимые давления и потоки воздуха в речеобразующем тракте.

Как дыхательная система, так и подвижные элементы верхних дыхательных путей, принимающие участие в речеобразовании – артикуляторы, приводятся в действие многими мышцами, которые являются исполнительными органами.

Необходимость одновременного обеспечения функций легочного газообмена и создания определенных акустических эффектов и определяет своеобразие картины речевого дыхания. Равномерные циклы нормального дыхания характерным образом преображаются при речи. Перед началом произнесения фразы возникает более глубокий вдох. Фраза произносится на выдохе. Речевой выдох происходит в основном через рот, лишь небольшие порции воздуха выходят через носовые отверстия (назальные звуки).

На работу дыхательного центра при речи оказывают влияние расположенные на высоких уровнях ЦНС нервные механизмы, производящие синтез и организующие реализацию речевой программы.

РЕЧЬ – форма общения между людьми, является основой сигнальной системы у человека.

 Формирование направленной дыхательной воздушной струи.

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата.

Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.

Различают три основных типа дыхания:

- ключичный

- рёберный (грудной)

- диафрагмальный (брюшной)

При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.

При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.

В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главнымПри диафрагмальном типе дыхания происходит полное расширение грудной клетки, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих. Таким образом, диафрагмальное дыхание является наиболее глубоким, сильным, экономичным для производства речи.

 Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.

Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.

У детей обычно бывает смешанный тип дыхания,  т. е средний между брюшным и грудным.

При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания – ключичный, грудной, брюшной.

В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха.

Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.

Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи. Рассмотрим на примере характеристики воздушной струи необходимой при произнесении шипящих и свистящих звуков.

Шипящие

Свистящие

Широкая (при произнесении шипящих звуков)

Узкая (при произнесении свистящих звуков)

Тёплая(при произнесении шипящих звуков)

Холодная (при произнесении свистящих звуков)

Слабая

Сильная

Рассеянная

Направленная

Существуют три основных направления воздушной струи:

-воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)

-воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р).

-воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.

4. Современные технологии формирования речевого дыхания при заикании, ринолалии, дизартрии.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  1. ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
  1. ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
  1. НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
  1. ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
  1. БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
  1. ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.
  1. ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
  1. КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
  1. ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
  1. СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
  1. ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.
  1. ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ) . Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.
  1. ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
  1. «Медвежонок в берлоге»
     Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
    Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.
    Педагог.
    Медведь в берлоге сладко спит 
    И шумно, на весь лес сопит.
    Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

15.  «Страшный сон мышонка»
Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Педагог.
Как дышит мышка-крошка, 
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.
16. 
«Заячьи бега»
Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
17. 
«Великан»
Цель. Формировать вертикаль позвоночника.
Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната — это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас — могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.
18. 
«Медуза»
Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине, 
Как медуза на воде. 
Руки расслабляю, 
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» — дети снова расслабляются, ложатся свободно.
19. 
«Чайка»
Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.
Педагог.
Спокойно на спине лежу, 
Как чайка, медленно летаю. 
Ладонями в воде скольжу: 
Вверх — вдох, на выдох — опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

20. «Ленивец»
Цель. Удерживать позу общего расслабления.
Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
Педагог.
Я ленивец, милый, славный, 
Неуклюжий и забавный. 
Вишу на ветке целый день. 
Даже и висеть мне лень.
21. 
«Отдых»
Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.
22. 
«Полоскание»
Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.
Педагог.
Руки в бассейн опущу, 
Тщательно прополощу. 
Ну, а потом по порядку 
Выну, стряхну, разотру.
23. 
«Гора»
Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.
Педагог.
Это, конечно, не Эверест. 
Гору нагреб я руками. 
Горы покруче, наверное, есть. 
Попробуйте, сделайте сами!

24
.«Буратино удивляется»
Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.
Педагог.
Удивляется полено: 
— Папа Карло, где колено? 
Поднимает плечики, 
Смотрит так доверчиво.
Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.
25. 
«Колобок»
Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах. 
Педагог.
Покатился колобок 
С левого на правый бок. 
А потом на спинке, 
Будто по тропинке.
Дети совершают круговые вращения головой, затем расслабляют мышцы шеи.
26. 
«Ёжики»
Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины.
Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппировываются.
27. 
«Водный велосипед»
Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.
Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик.
Педагог.
Водный мой велосипед 
Как он любит непосед! 
На педали нажимаю, 
Рыбок стаи распугаю.
Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.
28. 
«Переложи шарики ногами»
Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног.
Описание. Дети, лежа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.
29. 
«Бревнышки»
Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений.
Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись.
Педагог.
Лесоруб срубил бревно — 
Ловко катится оно.
Дети перекатываются от одного бортика бассейна к другому.
30. 
«Ветер, ветерок, ветрище»
Цель. Формировать направленность и силу выдоха.
Описание. Дети дуют на подвесные звуковые мобайлы, изображая ветер разной интенсивности.
31. 
«Костер»
Цель. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме.
Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер.
32. 
«Поиграй со светлячками»
Цель. Отрабатывать ритм и темп дыхания.
Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нити.
33. 
«Ловцы жемчуга»
Цель. Упражнять в задержке дыхания.
Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.
34
.«Пожарники»
Цель. Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.
35. 
«Насос»
Цель. Тренировать дыхательную мускулатуру.
Описание. Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.
36. 
«Гармошка»
Цель. Автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание.
Описание. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.
37
.«Шарик»
Цель. Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантх, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.
38
.«Сосчитай мячики»
Цель. Упражнять правильное речевое дыхание.
Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн. 
39. 
«Покачай игрушку на животе»
Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.

- Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

- Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

- Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.

- Следить за точностью направления воздушной струи.

- Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

- Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.

- Нельзя надувать щёки.

- Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.

- На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

- Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.

- Упражнения могут выполняться под счёт.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

От правильного речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи.

Литература
1. Белякова А.И., Аьякова Е.А. Заикание. — М., 2000.
2. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. — М. 1997.
4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.; Просвещение, 1996.
5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. — М.: Медицина, 1989.
6. Аурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.
7. Пеллингер Е.Л., Успенская А. П. Как помочь заикающимся школьникам. — М., 1995.
8. Репина 3.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996.
9. Сайкина Е.Г. Фитбол — аэробика для детей. // Дошкольная педагогика. 2005. № 5.
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2003.
11. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
12. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение наглядности в процессе обучения английского языка

статья о значении наглядности в младшей школе...

Урок по теме "Дыхание.Значение дыхания.Органы дыхания".

Предлагаемый урок содержателен, насыщен разнообразными формами работы. Опираясь на обыденные знания детей, на простые опыты в классе, учитель подводит  учеников к необходимости более глубокого из...

" Методы и приёмы раскрытия значения слов в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху"

методы и приёмы раскрытия значения слов в процессе обучения детей...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

Рассмотрим наиболее эффективные дидактические игры для младших школьников с целью развития познавательного интереса:1. Речевые разминки. Данный метод строится на проблемной ситуации. Ребенку необходим...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...