БУКЛЕТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

    В данной методической разработке приведены игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа, а также пространственной ориентировки. По заданию учителя-логопеда учителя, воспитатели группы продленного дня могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время. Также подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки.

    Соединение логопедических заданий и дидактических игр с движениями  приводит к повышению активности обучающихся с умственной отсталостью, развитию их двигательной сферы.          

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

БУКЛЕТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

И.С. Казанова, учитель-логопед ОКОУ «Обоянская школа-интернат»

      Привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

       В данной методической разработке приведены игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа, а также пространственной ориентировки. По заданию учителя-логопеда учителя, воспитатели группы продленного дня могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время. Также подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки.

       Соединение логопедических заданий и дидактических игр с движениями  приводит к повышению активности обучающихся с умственной отсталостью, развитию их двигательной сферы.          

     Сочетание логопедических заданий и    дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность обучающихся, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу детей-логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

      Игры способствуют развитию фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения, навыков звукового, слогового анализа, а также пространственной ориентировки:

                  Игра «Живая стрелка» 
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
 В центре круга находится обучающийся, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!»
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.

Игра «Звуковые дорожки»

Цели: автоматизировать изолированный звук или звук в слогах.      

Используется наглядный материал, изготовленный своими руками («кочки»). Это цветные геометрические фигуры, обведенный

след ноги ребенка; можно выложить

произвольной формы условные кочки из веревочек, использовать  скакалки или обручи. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит, например, “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “СМА-СМО-СМУ” и т. п.

 Игра «Посчитай-ка»

Цели: закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха, навыков словоизменения.

Картинки на полу повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Одна рыба, две рыбы, три рыбы”.

Игра – «ходилка». Разложить на полу картинки (игрушки).

  Цели: закрепление звука на уровне фразы, развитие фонематического слуха, навыков словоизменения.

 Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежду и т.п.), но произносить слова нужно четко. Ребенок, встав около картинки, произносит       фразу: “Я стал около лодки”, “Я стала  около стула” и т.п., тем самым закрепляет звук во фразе.

  Игра «Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
  Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, школьник должен назвать слово с твердым звуком

(например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, школьник называет слово с мягким звуком (например, пила).

Игра «Повтори, не ошибись» (с мячом)

 Цель: развивать фонематическое восприятие, слуховые дифференцировки.

Логопед произносит цепочку слогов, бросая мяч, а    обучающийся ловит мяч и повторяет слоги.

 Например: ми – ни – ни – ми, ра – ла – ла – ра, по – бо – бо – по и т.д.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: развитие фонематического слуха

 Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, обучающийся     должен назвать то, которое отличается от остальных:

 Например: канава—канава—какао—канава;     ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок и т.д.

Игра  «Подойди и назови»

  Цели: развивать слуховое внимание, закреплять умение выполнять инструкции, употреблять в речи пространственные предлоги; развивать пространственные представления. 

Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от окна, под столом, между столом и стулом и т.п.)”. Ребенок идет и находит соответствующую картинку по инструкции учителя-логопеда.  Затем отвечает на вопрос, где была картинка.

Игра  «Измени слово»

Цель: закреплять на слух и в произношении навыки дифференциации глухих - звонких звуков. Обогащать словарный запас обучающихся.

Логопед произносит слова с парным глухим звуком, а обучающийся    заменяет его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот.

  Игра «Найди свой домик»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве. 

     В разных местах кабинета расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
Обучающиеся по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда школьники расходятся по кабинету, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.

   Игра «Угадай по описанию и подойди к      картинке (предмету)». 

 Цели: развивать слуховое внимание, расширять и активизировать словарь по лексическим темам; развивать пространственные представления. 

Логопед предлагает угадать предмет по описанию, найти его (или картинку) в кабинете, подойти и взять его. Металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна) и т. п. 

   Игра “Желтый – голубой”, “Алый – белый”

   Цели: развивать навыки согласования       существительного с прилагательным в роде и  числе, автоматизировать звук во фразе.    

Соответствующие цветам игры заготовки-кочки, вырезанные из картона, располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок с картинкой подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к соответствующей по цвету “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик» и т.д.

  Игра «Выложи слово из букв»
Цели: закрепить знание букв, умение быстро и

правильно складывать из них слова; умение работать в коллективе.

 Обучающиеся разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне зала на стульях лежат кубики с буквами. Логопед для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.

C:\Users\Пользователь\Desktop\unnamed.png

                               

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 С ДВИЖЕНИЕМ С ДЕТЬМИ

С ОВЗ

Описание: Описание: https://znanio.ru/static/files/cache/41/b2/41b2c21cd0c2df891e0d4c054da89b75.jpg

Буклет для педагогов

2020 год

Составитель буклета:

учитель-логопед Казанова И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светофор. Буклет по правилам дорожного движения.

Буклет о правилах дорожного движения в котором стихотворение, знаки памятки для учеников....

Игры с песком на логопедических занятиях в школе с детьми с ЗПР

В статье описаны некоторые приемы работы с песком в начальной школе...

Буклет "Рекомендации взрослым по работе с детьми, имеющими проблемы в освоении навыка чтения"

В буклете в доступной для взрослых форме представлена информация о дислексии....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ В ПЕРВЫХ КЛАССАХ

Развитие речи–ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя –одна из важнейших задач воспитания и обучения детей.     Сборник включает в себя речевые и...

Буклет "Логопедический кабинет"

Краткая информация о логопедическом кабинете, формах работы и документации логопеда....

Буклет "Речевые игры с детьми дома"

Буклет "Речевые игры с детьми дома"...