Необычные физкультминутки в начальной школе
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Кирсанова Ольга Петровна

Статья расскажет, какие физкультминутки в начальной школе будут не только интересны, но и максимально полезны детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnye_fizminutki-statya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Необычные физкультминутки на уроках в начальной школе.

Кирсанова О.П., учитель-логопед

Физкультминутки - это небольшой комплекс физических упражнений, который помогают ребятам на уроке снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Такого плана упражнения положительно влияют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Но на этом роль физкультминуток не заканчивается, в физминутке заложен безграничный потенциал для развития головного мозга ребенка. Примером тому могут быть нейропсихологические игры и упражнения. Остановлюсь на некоторых из них:

Гимнастика Брейн-Джим. Гимнастика Брейн-Джим – это комплекс упражнений, разработанный американскими дефектологами Паулем и Дейлом Деннисонами, направленный на улучшение работы познавательных систем головного мозга. В основе гимнастики лежит взаимосвязь работы ГМ с движениями тела. Систематическое выполнение таких упражнений на уроках помогут повысить эффективность обучения: преодолеть трудности в усвоении нового материала; улучшить память, увеличить быстроту реакции; развить творческое воображение, смекалку и находчивость. Примером такой гимнастики являются упражнения:

1) «Перекрестные шаги»: прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая рука, и наоборот;

2) «Ленивые восьмерки»: рисовать знак бесконечности левой и правой рукой;

3) «Двойной рисунок»: рисование двумя руками одновременно;

4) «Вращение шеи»;

5) «Брюшное дыхание»;

6) «Сова»: схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой;

7) “Кнопки мозга” (выполняется перед чтением): сядьте удобно, положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины; массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

Кистевые и пальчиковые игры и упражнения развивают ручной праксис и межполушарное взаимодействие:

1) «Блинчики» и «Блинчики с начинкой»: ладонь правой руки «смотрит» наверх, а левой, наоборот, вниз; затем меняем положение рук; «с начинкой»: одна кисть сжата в кулак и повернута тыльной стороной ладони наверх, а вторая раскрыта; снова положение рук меняется;

2) «Лезгинка»: складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе, правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой, после этого одновременно меняем положение правой и левой рук;

3) «Лиса и заяц»: конструируем из пальчиков левой руки «зайчика», из правой «лисичку», меняем положение;

4) «Яблоко и червячок»: правая рука сжата в кулак, большой палец «смотрит» вверх, левая так же сжата в кулак, но большой палец просунут между указательным и средним пальцами, затем меняем положение;

5) «Гусь и камень»: правая кисть сжата в кулак, а пальцы левой вытянуты и собраны в «щепоть».

6) Игры с мячом:

а) Переброс мяча с левой руки в правую, и наоборот (вместо мяча можно использовать смятый в комок лист бумаги);

б) Передача мяча/смятого листа бумаги за спиной;

Такие упражнения и игры можно выполнять и парами:

в) «Передай мне, а я передам тебе»;

г) «Ладушки» с мячом;

д) «Перекрестные ладушки»;

е) «Ладушки с хлопком».

Артикуляционная и мимическая гимнастика будет способствовать улучшению дикции:

1) Мимические упражнения (эмоции по картинкам: изобразите, что чувствовал герой произведения);

2) «Пухлячок-худышка»: надуваем и сдуваем щеки;

3) «Орешек»: перекатываем язычок- «орешек» с левой щеки в правую;

4) «Улыбка-хоботок»: улыбаемся - вытягиваем губы вперед «трубочкой»;

5) Разнообразные движения языком: цоканье, «Качели» (поднимаем язык вверх к верхним зубам и опускаем за нижние зубы), «Часики» (движения языка к левому и правому уголку рта), «Вкусное варенье» (облизываем верхнюю и правую губу по кругу).

Во время проведения физкультминуток желательно музыкальное сопровождение: оно дает возможность отдохнуть левому полушарию головного мозга и сактивизировать правое.

Пусть физкультминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным, легким и приносит не только радость, но и пользу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутка для начальной школы

Данную физкультминутку можно использовать не только в начальной школе,но и в детском саду....

Физкультминутки в начальной школе.

Особенности физкультминуток в начальной школе...

Физкультминутки в начальной школе

Предоставлен широкий спектр физкультминуток для классовс  разной двигательной активностью....

Физкультминутки для начальной школы.

Материал содержит различные комплексы физкультминуток....

Методическая копилка «Физкультминутки для начальной школы»

Комплекс упражнений для раслабления и отдыха школьников...

Физкультминутки в начальной школе

У детей младшего школьного возраста наблюдается неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно хорошо сформирован мышечный "корсет", часто отмечается уплощение стоп, очень чувствителе...

Физкультминутки в начальной школе

Значение физкультминуток на уроке. Примеры физкультминуток....