Дизорфография. Как помочь ребенку в школе.
консультация по логопедии

Нелли Викторовна Рябцева

Дизорфография проявляется в начальной школе, когда ребенок начинает устную речь переводить в письменную. Без должной работы с ребенком, это усиливается и максимально проявляется в среднем звене школы, когда увеличивается объём учебного материала. Многие дети в начальной школе легко обучаются орфографии русского языка, другие допускают много ошибок, хотя правила знают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dizorfografiya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дизорфография. Как помочь ребенку в школе.

Дизорфография — это стойкое нарушение у школьника, применять орфографические правила при выполнении письменных заданий или своего речевого высказывания.

Дизорфография проявляется в начальной школе, когда ребенок начинает устную речь переводить в письменную. Без должной работы с ребенком, это усиливается и максимально проявляется в среднем звене школы, когда увеличивается объём учебного материала. Многие дети в начальной школе легко обучаются орфографии русского языка, другие допускают много ошибок, хотя правила знают.

Для этих детей трудно запомнить и выполнять ряд последовательных действий:

- Найти орфограмму в слове и определить её тип и отличительные признаки.  Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.

- Выделить часть слова, в котором находится орфограмма.

- Применить нужное правило. Для этого надо вспомнить его, и выполнить действия в соответствии с этим правилом.

- Сделать проверку.

Исходя из этого, выявляются трудности, испытываемые ребенком при применении орфограмм, и строится коррекционная работа с ним. Здесь учитывается формирование таких процессов как анализ, синтез и абстракция. Сейчас растет количество детей, испытывающих такие проблемы. Причем у детей с дизорфографией, часто наблюдается и дисграфия. Такие дети с трудом подбирают однокоренные слова, путая их с омонимами. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях. Часто отмечаются случаи, когда дети не могут запомнить словарные слова. Сопоставление дизорфографии с дистрофиями показывает, что неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа - к дизорфографии.

Логопед свою коррекционную работу с ребенком по исправлению дезорфографии, начинает:

  1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа.
  2. Алгоритм решения орфографических задач сначала отрабатывается на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор верного варианта написания.

Наиболее успешно дизорфография корректируется в самом начале учебного процесса. У проблемных учеников слабо развиты словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, не уравновешены процессы торможения и возбуждения, что приводит к слабости образования смысловых и ассоциативных связей (закрепления знаний и автоматизации навыков). Словарь беден, речь менее активна, внимание не устойчиво, быстрая истощаемость, слабая произвольная сфера. Ребенок, страдающий дизорфографией, не только испытывает затруднения в процессе обучения навыку правописания, но зачастую оказываются в числе неуспевающих по многим предметам.

Коррекционная работа по преодолению дизорфограции начинается со 2 класса. Изначально логопед обследует детей и по результатам обследования, строит свою работу с ними.

В большинстве случаев проблема дизорфографии успешно решается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе.

Беседа для родительского собрания в 1 классе....

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затян...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?

Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Дизорфография. Как помочь ребенку в школе.

Дизорфография - это стойкое нарушение у школьника, применять орфографические правила при выполнении  письменных  заданий или своего речевого высказывания....