Презентация "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по логопедии

Богачева Инна Валерьевна

Развитие речи через коммуникативные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Проект

«Развитие речи через коммуникативные игры»

                                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                      учитель-логопед

ГБОУ СОШ №691

                                                                           Невского района г. Санкт-Петербурга

                                                                                            Богачева Инна Валерьевна

                                                                     

2021

   

Содержание:

1.  Пояснительная записка:

1.1  Актуальность

1.2  Цель

1.3  Задачи

1.4  Участники

1.5  Приемы

1.6  Материал

1.7  Длительность

2. Основная часть:

2.1. I этап –подготовительно-информационный.

2.2. II этап – практический-познавательный.

2.3. III этап- заключительный

1.  Пояснительная записка

        Коммуникативная сфера — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек реализует свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в осуществлении жизненных планов и потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

         Известно, что коммуникация - процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Это способность общаться, понимание и осознание себя.

        Коммуникативная игра - совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.

          Актуальность темы  проекта  определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе.  Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс, можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Цель:
- Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
Задачи: 

1. Формировать распознавание  эмоционального состояния окружающих, умения выражать собственные переживания;

2. Развивать устную речь в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
3. Воспитывать социальные навыки: освоение способов решения  конфликтных ситуаций.

Участники проекта:  обучающиеся 1- 4 классов (младшие школьники).

Приемы работы:

-дискуссия, обсуждение, беседа;

-двигательные упражнения;

-рисунок;

-игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);

-драматизация (разыгрывание различных ситуаций);

-работа в парах;

-работа в малых группах

Материал: -видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений;                                        -наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – компьютер, проектор;-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Продолжительность проекта: долговременный

2.  Основная часть

I этап –подготовительно-информационный.

1.  Календарно-тематический план на месяц

Дата

Тема

Задачи работы с детьми

Прогнозируемые результаты

1 неделя

Владение речью — средство общения и культуры

Учить владеть речью как средством общения и культуры

Уметь владеть речью

2 неделя

Невербальные средства общения

Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёра при общении

Уметь общаться

3 неделя

Руки как средство коммуникации

Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации

4 неделя

Побуждать детей к речевому высказыванию

Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий

Уметь высказываться по результатам действий

2. Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами

3. Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации

        Какие формы учебной коммуникации целесообразно использовать в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы. 

 Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.

Диалогические формы - все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация. 

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) обучающиеся получают уже на первых уроках.

        На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. 

         На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; - вступать в контакт с другими. 

         На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх. 

        Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.

        Развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися. 

        В учебной деятельности  можно использовать различные методы и приемы парной и групповой работы, формирующие коммуникативную компетентность:

Приём коллективного диалога.

Приём ассоциативного ряда

Приём «Контролёр»,

Игра «Интервью»,

Приём «Пчелиный улей»

Приём «Пила»

Метод «Вертушка»

Диалог при организации групповых дискуссий

Исследовательская работа

«Репортаж с места событий»

Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

этика вербального обращения к ученику

стимулирующее общение, вызывающее радость

ученика;

- дорисовывание;

- доверие ученику;

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке литературного чтения необходимо использовать:

- игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

 1 «Рассказ от первого лица»

2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).

3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).

4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между обучающимися доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

        Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

        Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.

II этап – практический-познавательный.

1. Описание особенностей речевого развития.
        У младших школьников развитие речи идет в двух основных
направлениях: набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; также речь обеспечивает перестройку познавательных процессов.
        При поступлении в школу словарный запас ребенка увеличивается.
Он может свободно объясниться с другим человеком на темы, касающиеся обыденной жизни и входящие в сферу его интересов.

Шестилетний ребенок употребляет от 3000 до 7000 слов.
        К шести годам ребенок уже полностью овладевает в речи грамматикой.  Язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего
детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в
речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти
от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой
школой.
        Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне
контекстной речи  - той самой речи, которая достаточно точно и полно
описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без
непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
        Речь человека всегда несет в себе выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная  культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.
        К девяти годам наблюдается особенность: ребенок позволяет себе говорить и выражать свои мысли, удерживать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или  сверстниками во время игрового общения.
        Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.
        Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля,
чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями
к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие
экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и
телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
        Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе
лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь
предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться
тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно
разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.
        Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты
бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия:
повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
        Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь
как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить
контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако,
ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная
творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему;
определить ее содержание; накапливать,
подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой
последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать
нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить
синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и
каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки
препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и
другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и
ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять
свои и чужие ошибки.

        

2. Перечень методик коммуникативного развития.

а) Совместная игра.

б) Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль.
в) Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие).
г) Совместное выполнение задания.
д) Взаимные диктанты в паре.

е) Групповые технологии.

3. Картотека коммуникативных игр  для младших школьников

1. Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

2. Разговор через стекло

Цель: развить мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

3. Закорючка

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Учитель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

4. Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

5. Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

6. Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры учитель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

7. Расследование

Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

8. Веселая сороконожка

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

9. Каравай

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

10. Испорченный телефон

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

11. Я знаю пять имен

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима - раз, Вася - два, Лёша - три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

12. Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются  в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

13. Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

14. Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

4. Фронтальное занятие логопеда.

Тема: Словообразующая роль гласных

Дата: 26.02.2021

Продолжительность: 40 мин

Задачи:

Образовательные:

 -закрепить значение понятия  слог, как части  слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-обогащать  словарный  запас.

-развивать  функции словоизменения, словообразования.

-развивать  орфографическую  зоркость.

Воспитательные:

-воспитывать нравственно-духовные качества личности, коммуникативные навыки через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве, воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Развивающие:

-развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

-развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

Материалы для учащихся: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики.

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал для учеников.

Этап

                      Содержание

Приемы

Методические указания

Деятельность

  учителя

Деятельность                      

учащихся              

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

2.Сообщение лексической темы.

Создание эмоционально положительного фона.

Уточняем время года.

Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова «зима» учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное.

Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку.

Логопед выдает карточки. У учащихся в карточках части диких животных.

Кого мы встретили в лесу?

Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются.

Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными.

Л. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье?

Также  с другими животными (бобр, лиса, медведь...)

Учащиеся приветствуют друг друга.

От слова «зима» учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное  (Отправляемся в зимний лес, зимушка).

Под музыку учащиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи…

Останавливаются, рассматривают карточки.

Встретили диких животных.

У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д.

-формирование готовности восприятия учебного материала

Привлечение детей к занятию

-напоминание правил дисциплины

II. Актуализация необходимых знаний.

Повторяем материал прошлых занятий. Моделируем игровую ситуацию.

На слайде пещера.

Давным-давно жил пещерный человек.

Говорить он не умел, а издавал только гласные звуки.  

На следующем слайде зашифрованы гласные 1 и 2 ряда.

Обучающиеся сами записывают в тетрадь гласные буквы.

-выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета

-словесный метод

-наглядный метод

-формирование  мотива деятельности

Смена видов деятельности

-активизировать познавательный интерес.

II. Организация познавательной деятельности.

1.Введение в логопедическую тему.

2. Формирование понятия о слоге.

3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных.

4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и  слогового анализа.

5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности.

6.Развитие орфографической зоркости.

7. Физкульт

минутка.

8. Закрепление темы.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды….

Стал думать, как назвать эти части и придумал.

СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ.

Как части слова называются?

А что в слоге обязательно оставляем?

У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем.

На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки.

Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга.

Упражнение №1

Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать  слово х-безударный слог,  Х-ударный слог. Получилось животное – медведь.

Упражнение №2

Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь.

Стм-нок-вф-дв-две-зь-ме-цв-жо-нк

Чо-вл-вол-лч-нк-рв-нь-нк-нок

Щн-нк-нок-рк-щн-ще

Кто это?

Определяем лишнее слово.

У волчонка папа  кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий.  В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица.

Определяем ударение.

Выполнение кинезиологических упражнений.

Упражнение№3 

Слова рассыпались, составь из них предложение.

Определяем 1, 2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы.

Находим самое длинное слово по количеству слогов,  почему?

Делаем фонематический анализ слова.

( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок)

Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ.

Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ.

Слогом.

Гласный.

Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных (рыба, апельсин)

Обучающиеся называют животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифруют.

Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами.

Записывают: медвежонок, волчонок, щенок.

Детеныши диких животных.

Это щенок.

Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица.

Обучающиеся следуют инструкциям

Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные.

-организация наблюдения

-упражнение

-словесный метод

-метод объяснения

-создания ситуаций творческого поиска

-упражнение

-использование игр и игровых форм организации учебной деятельности

-наглядный метод

-формирование  мотива деятельности

-Смена видов деятельности

-степень активности детей (работают больше дети, чем логопед-создание условий для работы детей)

-решение заданных задач

Включаем в деятельность  как можно больше количества анализаторов-в данном случае усвоенная ребёнком информация будет более системной, разносторонней и прочной.

III.Рефлексивно-оценочный этап

Кого мы с вами встретили в лесу?

Как называются части слова?

Что в слоге обязательно оставляем?

Что понравилось? Какие были трудности?

Диких животных.

Слог. Гласный.

-освоение элементарных норм ведения разговора

-поощрение

-формирование понимания личностной значимости учения

Обобщение, вспоминание. Что делали, чем занимались

-Общая и индивидуальная оценка детей.

-Создание благоприятного эмоционального состояния.

 

ВЫВОДЫ:
        При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

        В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

        На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.

        Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость.

        Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку.

        Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены.

РЕКОМЕДАЦИИ:

Слушать звуки и шумы

Давайте детям возможность говорить и отвечать на вопросы

Создание благоприятного эмоционального состояния детей .

 5. Методики по речевому развитию:

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Наглядные

- использование изобразительной наглядности

Наблюдение

Словесные

-Рассказ

- беседа

Практические

Дидактические игры

 дидактические упражнения

Обучение связной речи.

Формирование грамматического строя.

Обогащение и активизация словаря .

Воспитание звуковой культуры речи.

Дифференцировать все изученные звуки.

Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи.

Овладеть интонационными средствами выразительности речи  в пересказе, чтении.

Вывод:

Задачи направлены на:

1. накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности.

2.воспитание культуры поведения детей.

3.развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Рекомендации:

Слушайте звуки и шумы. Давайте ребёнку возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка  по коррекции речевого развития  

Фамилия, имя ребенка–

Год обучения- 1-й

Логопедическое заключение: ОНР- I  уровень

п/п

Основные направления

логопедической коррекционной работы

Динамика

1

Развитие артикуляционной моторики:

-Упражнения на развитие дыхания

- выработать умение сдувать ватку, лежащую на столе

- вырабатывать умение дуть на язык, спокойно лежащий на нижней губе;

Артикуляционные упражнения для языка:

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами)

- отрабатывать движения языка вверх (с механической помощью), развивая его подвижность

- самомассаж губ, языка;

- учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка;

- развивать произвольные движения языка;

- Учить удерживать язык распластанным, широким.

- работать над силой и интонированием голоса

- Артикуляционные упражнения для губ:

-открывание рта: а-а-а

- трубочка: у-у-у

- улыбка: и-и-и

-колесо: о-о-о

- сосательные движения;

2

Формирование правильного звукопроизношения

Постановка (вызывание) гласных звуков А, О, У, И

3

Развитие произносительной стороны речи. Учить определять источник звука.
Учить различать речевые и неречевые звуки.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего онтогенеза).
Учить отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Учить запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «ма-ма-ма».

4

Развитие понимания речи. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить понимать названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значения слов.

5

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка. Учить называть слова двух сложной слоговой структуры (ма-ма, ба-ба).
Учить детей понимать отдельные порядковые числительные (один, много).
Формировать понимание некоторых простых предлогов (на, у).
Учить понимать наиболее часто употребляемые приставочные глаголы.
Учить подбирать картинки существительных к названию действия.

6

Развитие внимания, памяти, мышления. Учить складывать картинки из двух, трех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—3 игрушки).
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные мячи).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только круги).

7

Развитие мелкой моторики

Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики)

Самомассаж шариками Су-джок.

Развивать динамическую организацию движений, пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, работа с мозаикой и конструктором

7. Рекомендации для учителей начальной школы и родителей

«Нарушения чтения и письма»

- Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит – нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном – учительница быстро разобралась и направила его к специалисту. Так что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

 Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечёткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях. Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение. Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.

«Предупреждение дисграфии у леворуких детей»

Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваемся с трудностями обучения леворуких детей. У ребенка - левши, помимо речевых нарушений, существует и ряд других факторов, ведущих к трудностям обучения. Это:

- нарушение зрительно-моторных координации (ребенок не может скопировать даже простые геометрические фигуры, буквы, цифры, неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

- нарушение зрительно пространственного восприятия (дети не ориентируются в понятиях: вправо-влево, вверх-вниз, вперед - назад);

- трудность организации и мобилизации внимания (излишняя активность детей, неусидчивость, неумение слушать и наблюдать, замедленность в выполнении заданий, неорганизованность и рассеянность).

Одним из важнейших факторов адаптации детей к школе является процесс овладения ими навыками письма, что является главной проблемой леворуких детей.

В работе с леворукими детьми опираемся на их образное мышление, подкрепляем словесные инструкции наглядностью. С этой целью на занятиях с детьми используются различные модели, макеты, схемы, игровые моменты.

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти начинаем формировать с предъявления детям ярких красочных персонажей - игрушек, чтобы они могли увидеть их отличительные признаки. Далее рассматриваем парные предметные картинки, проводим игры «Запомни слово», «Найди сходство и различие», «Что изменилось?» Дорисуй следующий или пропущенный предмет, запомни фигуры или предметы изображенные на одной карточке, затем найди новые на другой. Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание детей становится активным, целенаправленным, белее качественным.

«Письмо без ошибок: советы учителям»

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.

«Письмо без ошибок: советы родителям»

Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего школьного возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематика бесед для младших школьников значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Большинство детей на конец младшего школьного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. Младший школьник должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.

Учащийся младшего школьного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Учащимся младшего школьного  возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще в более младшем возрасте рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»

Любимым жанром младших школьников являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»

В) III этап — заключительный

(см. файл с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» Работу выполнила: Богачева Инна Валерьевна, у читель – логопед ГБОУ СОШ № 691 Невского района г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Актуальность проекта Необходимость эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов, развитие речемыслительной деятельности, предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника

Слайд 3

Цели и задачи проекта: - Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками; - Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания; - Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.

Слайд 4

Механизм реализации проекта Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями. Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.

Слайд 5

Этапы работы: 1. Подготовительно-информационный : сбор информации. 2. Практический-познавательный : подготовка, разработка, планирование мероприятий. 3. Реализация проекта : реализация деятельности. 4. Рефлексия, подведение итогов : анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе

Слайд 6

Проект « Развитие речи через коммуникативные игры» 1 Этап -Календарно-тематический план на месяц -Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами -Методы и приёмы развития коммуникации

Слайд 7

Календарно-тематический план на месяц Дата Тема Задачи работы с детьми Прогнозируемые результаты 1 неделя Владение речью — средство общения и культуры Учить владеть речью, как средством общения и культуры Уметь владеть речью 2 неделя Невербальные средства общения Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении Уметь общаться 3 неделя Рук как средство коммуникации Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации 4 неделя Побуждать детей к речевому высказыванию Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий Уметь высказываться по результатам действий

Слайд 8

модель взаимодействия с другими педагогами Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами

Слайд 10

Методы и приёмы развития коммуникации 1 этап (Подготовительно-информационный) : Наглядные Словесные Практические Метод наблюдения: -непосредственное наблюдение, -экскурсии, -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): -рассматривание картин и предметов 1. Чтение и рассказывание художественных произведений. 2. Заучивание наизусть 3. Пересказ 4.Обобщающие беседы 5. Рассказывание без опоры на наглядный материал 1. Дидактические игры 2. Игры-драматизации 3. Инсценировки

Слайд 11

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» 2 Этап -Перечень методик коммуникативного развития - Картотека коммуникативных игр - Методики по речевому развитию

Слайд 12

Перечень методик коммуникативного развития а ) Совместная игра. б) Инициативное сотрудничество, предполагающее взаимоконтроль. в) Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие). г) Совместное выполнение задания. д) Взаимные диктанты в паре. е) Групповые технологии.

Слайд 13

Картотека коммуникативных игр для младших школьников 1. Изобрази пословицу Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу: “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “Как аукнется, так и откликнется”

Слайд 14

Картотека коммуникативных игр для младших школьников 2. Разговор через стекло Цель: развить мимику и жесты. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Слайд 15

Картотека коммуникативных игр для младших школьников 3 . Пресс-конференция Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Слайд 16

НАЗВАНИЕ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ Наглядные - использование изобразительной наглядности Наблюдение Словесные -Рассказ - беседа Практические Дидактические игры дидактические упражнения Обучение связной речи. Формирование грамматического строя. Обогащение и активизация словаря . Воспитание звуковой культуры речи. Дифферинцировать все изученные звуки. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении. Вывод: Задачи направлены на: 1. накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности. 2.воспитание культуры поведения детей. 3.развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи. Рекомендации: Слушайте звуки и шумы. Давайте ребёнку возможность говорить и отвечать на вопросы. Методики по речевому развитию

Слайд 17

Жеребьёвки и считалки Небылицы-перевёртыши Докучные сказки Приговорки и заклички Рисование и музыка в игровой деятельности Художественно-игровая деятельность в алгоритме режима дня младшего школьника Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические и подвижные игры Содержание и формы деятельности:

Слайд 18

Реализация проекта «Развитие речи через коммуникативные игры» 3 Этап - Праздник для родителей -Оформление стенда (график мероприятий, рисунки, рефераты, плакаты) -Разработка буклетов -Коммуникативные игры с детьми

Слайд 19

Каждый класс на перемене показывает игры : «Клеевой ручеёк» «Весёлая сороконожка» «Лебедь, рак и щука» « Газета»и др. Игры

Слайд 20

Проведение игр во время классных мероприятий, на занятиях с учителем- логопедом,педагогом -психологом: «Ситуации» «Позвони другу» «Микрофон» «Пресс- конференция»и др. Игры

Слайд 21

Разработка буклетов «Рекомендации педагогам и родителям»

Слайд 22

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» 4 Этап -Рефлексия, подведение итогов

Слайд 23

Ожидаемые результаты: Обогащение, активизация словаря детей. Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями. Формирование речевых умений и навыков. - Развитие речевого дыхания, слухового внимания. Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды. - Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.

Слайд 24

Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей младшего школьного возраста Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через коммуникативные игры

Развитие речи через коммуникативные игры у детей с задержкой психического развития...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Актуальность темы проекта определена необходимостью личностного развития младшего школьника  через развитие речи в процессе использования коммуникативных игр. Используя игровой ресурс можно ...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Напрвление проекта- развитие речевых способностей и умений,  культуры речевого общения, овладения навыками практического общения в результате жизненных ситуаций....

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования общества.Речь является орудием для выражения наших представлений мыслей, познаний и средства к их обогащению ...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры».

В последнее время всё реже можно услышать правильную, грамотную речь. Ребёнку сложно донести своё понимание, умение, не умея владеть речью. Поэтому чтобы ребёнок научился ясно выражать свои мысли, нуж...

Развитие речи через коммуникативные игры

Презентация на тему "Развитие речи через коммуникативные игры"...