Технология "Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики" по Н.Нищевой
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Перетятько Наталья Александровна

Технология, направленная на развитие и подготовку руки ребёнка к письму, а также способствующая стимулированию речевого развития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_n.nishchevoy.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технология "Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики" по Н.Нищевой

 

Актуальность данной проблемы состоит в том, что дети в процессе обучения грамоте затрудняются в написании букв. У большинства дошкольников рука недостаточно развита, они очень напряжены и неправильно держат ручку, карандаш. Формирование этого навыка зависит не только от качества движений кистей рук, пальцев, координации и точности движений, тренированности мышц, но и от уровня развития пространственных представлений, двигательной и зрительной памяти, психических процессов внимания. Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание, все это дает основание считать тему актуальной в области коррекционной педагогики.

Цель:  развить и подготовить руку ребенка к письму, стимулировать речевое развитие детей.

Задачи:

- формирование тонких, координированных движений рук;

- развитие графических умений;

- улучшение общей двигательной активности;

- содействие нормализации речевой функции;

- создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы:

- игровой метод;

- массаж и самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковый театр;

- графические упражнения;

Формы работы: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Виды работы по развитию мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук, фаланг пальцев, массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами и т.д.

- упражнения с прищепками и пробками от бутылок;

- упражнения с бусами, со счетными палочками;

- «комканье платка», «комканье бумаги»;

- «шнуровка»;

- штрихование;

- кинезиологические упражнения.

 

Диагностика мелкой моторики у старших дошкольников

(по Н. В. Нищевой)

 

Кинестетическая основа движений:

1.      сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке;

2.      одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;

3.      одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук;

4.      поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на правой руке, потом – на левой. 

 Кинетическая основа движений:

             1.      по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой;

             2.      изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять;

             3.      упражнение «игра на рояле сначала разными руками, затем обеими;

             4.      «проба кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой.

 

Графические пробы:

  1. умение правильно держать карандаш;
  2. умение рисовать прямые горизонтальные линии;
  3. умение рисовать прямые вертикальные линии;
  4. умение рисовать круги;
  5. умение рисовать ломанные линии;
  6. умение рисовать замкнутые линии;
  7. умение рисовать волнистые линии;
  8. умение рисовать человека.

Манипуляции с предметами:

1.      умение застегивать и расстегивать пуговицы;

2.      перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;

3.      умение завязывать и развязывать шнурки;

4.      выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, круги из квадрата.     

 

 

                                                                                            

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук

Октябрь

  1. Разучивание пальчиковой игры «Вышел дождик», «Осенние листья», «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Компот», «В лес пойдем мы погулять»;
  2. Игра «Шнуровки».
  3. «Тарелка с фруктами» (Работа с трафаретами, закрашивание, не заходя за контур).
  4. Игра «Волшебная корзина» (определять на ощупь овощи и фрукты).
  5. Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезная картинка из 6-8 частей)
  6. Штриховка (тетрадь Нищевой по лексическим темам)

Ноябрь

  1. Разучивание пальчиковой игры «Аленка-маленка», «Новые кроссовки», «Мячик мой», «Помощники».
  2. Игры со счетными палочками (составь узор по образцу).
  3. Самомассаж ладоней рук при помощи шишек.
  4. «Укрась фартук бабушки» (рисование волнистой линии, раскрашивание предметов, не выходя за контур)
  5. «Выгладим платочки» (сминание листа бумаги и разглаживание его).
  6. Штриховка в тетради.
  7. Настольные игры «Пазлы», «Мозаика».
  8. «Кто скорее застегнет?» (пуговицы, кнопки).

Декабрь

  1. Разучивание пальчиковой игры «Снеговик», «Буренушка», «На елке».
  2. Штриховка.
  3. «Слепим мы снеговика». Составление снеговика из геометрических фигур.
  4. Составление из палочек «ёлочка», «снежинка».
  5. Учить инсценировать стих «Снеговик».
  6. Игра «Шнуровка».
  7. Составление из геометрических фигур зайца, медведя, лису.
  8. Информация на стенде «Приемы развития мелкой моторики рук».

Январь

  1. Игра с мячиками. Самомассаж рук.
  2. Выкладывание из веревочек «Ёлка», «Ёлочный шар».
  3. Разучивание пальчиковых игр «Квартира», «Паровоз», «Песня машиниста».
  4. «Мешок Деда Мороза» (определять на ощупь предметы).
  5. «Украсим ёлку». Украшать ёлку шариками из пластилина.
  6. «Шаловливый котенок». Сматывание и разматывание клубка ниток.
  7. Учить инсценировать стихи «Зимующие птицы».

Февраль

  1. Разучивание пальчиковой игры «Наша группа», «Наперсток», «Хитрые пальчики».
  2. Инсценировка стихотворения «Позвала нас в гости кошка».
  3. Самомассаж пальчиков рук «В гости к пальчику большому».
  4. Составление из геометрических фигур «Домик», «Цыпленок».
  5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», распознавание предметов на ощупь.
  6. Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
  7. Штриховка.
  8. Скатывание шариков из бумаги.

Март

1.      Составление из палочек машину, корабль, многоэтажный дом.

2.      Разучивание пальчиковой игры «Много мам на белом свете», «Рыбка».

3.      Инсценировка стихотворения «Дружно маме помогаем».

4.      Игра «Собери бусы на нитку».

5.      «Волшебный клубочек». Сматывание и разматывание клубка ниток.

6.      «Вытрим наши ручки». Собираем платок в кулачок одной руки, а потом другой.

7.      Игра «Шнуровки».

8.      Штриховка.

9.      Стендовая консультация для родителей.

Апрель

  1. Выкладывание из палочек очки, ракета.
  2. Разучивание пальчиковых игр «Ракета», «Каша», «Почтальон».
  3. Инсценировка стихотворения «Не плачь, куколка моя».
  4. Самомассаж резиновым мячиком. Сжимание и разжимание мяча правой и левой рукой.
  5. Работа с трафаретами. Обведи изображение и заштрихуй.
  6. Игры с мелким конструктором.
  7. Дорисуй чешую у рыбки. Рисование по клеткам.
  8. Штриховка.

 

Май

  1. Выкладывание из палочек геометрических фигур.
  2. Самомассаж пальцев рук при помощи грецкого ореха.
  3. Выкладывание цветов из геометрических фигур.
  4. Разучивание пальчиковой игры «Солдаты», «День победы», «Божья коровка», «Жучок».
  5. Нарисуй по клеткам цветы и заштрихуй.
  6. Штриховка.
  7. Настольные игры «Пазлы», «Мозаика».
  8. Рекомендации родителям на летний период.

  

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики

Сентябрь

                  1.              Разучивание пальчиковой игры «Осень», «Хозяйка однажды с базара пришла…».

                  2.              Выкладывание букв из палочек, «печатание».

                  3.              Штриховка .

                  4.              Раскрашивание листьев.

                  5.              Работа с разрезными картинками.

             6.      «Угадай листок». Найти в комочке мятой бумаги листик и назвать с какого он дерева.

             7.      «Заготавливаем корм к зиме» — сортировка смешанного риса, гречки и перловки в три коробки.

 

Октябрь

1.      Разучивание пальчиковой игры «Апельсин», «Насекомые», «Хозяйка однажды с базара пришла…».

2.      Игра «Шнуровки».

3.      Обводка и штриховка.

4.      Вырезание из цветной бумаги различных фруктов

5.      Обводка по трафарету овощей

6.      Индивидуальная работа в тетрадях детей (продолжи).

7.      «Сушка овощей» — двойные трафареты развесить на веревке.

8.      «Сделай, как я» -выкладывание контура птицы из палочек по образцу.

9.      «Волшебные цветы для бабочек» — работа с разнообразной мозаикой.

10.  «Волшебные цветы для бабочек» — работа с разнообразной мозаикой.

11.  Стендовая информация для родителей.

Ноябрь

  1. Разучивание пальчиковой игры «Грибы», «Есть у  каждого свой дом».
  2. Игры со счетными палочками (составь узор по образцу).
  3. Выкладывание букв из мозаики.
  4. Обводка по трафарету
  5. Аппликация из кусочков цветной бумаги.
  6. Пазл «Накорми животного»
  7. Штриховка в тетради.
  8. «Дорисуй узор на шарфике, сарафане и т.д.»
  9. «Шнуровка, застежка (молнии, пуговиц)».

Декабрь

  1. Разучивание пальчиковой игры «Кормушка», «Наша квартира», «Много мебели в квартире», «Мишкина каша», «Подарки».
  2. Штриховка.
  3. «Слепим мы снеговика». Составление снеговика из геометрических фигур.
  4. Составление из палочек «ёлочка», «снежинка», буквы.
  5. « Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
  6. «Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек шкафа, дивана.
  7. Собери «Разбитую чашку».
  8. «Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
  9. Информация на стенде «Игры на кухне».

Январь

           1.      Разучивание пальчиковых игр «Повар», «Песня машиниста».

  1. Игра с мячиками. Самомассаж рук.
  2. Выкладывание из веревочек буквы.
  3. Штриховка изображений по лексическим темам.
  4. Разрезные картинки.
  5. «Бланки для рецептов» - заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).       
  6. «Сарафан для мамы и дочки» - трафареты сарафанов раскрасить для мамы – в полоску, для дочки - в горох.
  7. Кинезиологическое упражнение.

Февраль

  1. Разучивание пальчиковой игры «Где обедал воробей?», «Катя леечку взяла», «Акула».
  2. Инсценировка стихотворения «Где обедал воробей?».
  3. Самомассаж пальчиков рук.
  4. Соедини по точкам.
  5. «Чудеса из бумаги» - изготовление обитателей морей методом оригами.
  6. «Осьминог» - обводка трафарета осьминога и заполнение объёма клочками  бумаги по методу мозаики.
  7. Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
  8. Штриховка.

            9.      Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

           10.  Кинезиологическое упражнение.

Март

1.      Разучивание пальчиковой игры «Дрозд-дроздок», «Прогулка по городу».

2.      Разрезные картинки.

3.      Игра «Собери бусы на нитку».

4.      «Волшебный клубочек». Сматывание и разматывание клубка ниток.

5.      «Трава» —зеленые полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев.

6.      «Удобный дом» — после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.

7.      «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.

8.      Штриховка.

9.      «Ловкие ручки» —выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка

10.  «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

11.  Стендовая консультация для родителей.

 

Апрель

  1. Выкладывание из палочек фигур по образцу.
  2. Разучивание пальчиковых игр «Ракета», «Котята», «Тараканище», «Где обедал воробей?».
  3. Разрезные картинки.
  4. Самомассаж резиновым мячиком. Сжимание и разжимание мяча правой и левой рукой.
  5. Работа с трафаретами. Обведи изображение и заштрихуй.
  6. Игры с мелким конструктором.
  7. Рисование по клеткам.
  8. Штриховка.
  9. Вырезать из цветной бумаги космическую технику и космонавтов.
  10. «Маленький конструктор». Собрать ракету из счетных палочек
  11.  Круглый стол для воспитателей.

 

Май

             1.       Ловкие руки военных» —завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.

             2.       «Голубь Мира» — выгибание из проволоки геометрических форм (овалакруга, треугольника) и выкладывание из них птицы.

  1. Догадайся, кому это нужно». Разгладить смятые в комочки бумажные трафареты военных атрибутов
  2. Выкладывание цветов из геометрических фигур, игры с волчком.
  3. Разучивание пальчиковой игры «Весна», «Ласточка», «В школу осенью пойду».
  4. Нарисуй по клеткам цветы и заштрихуй.
  5. Штриховка, разрезные картинки.
  6. Настольные игры «Пазлы», «Мозаика».
  7. Рекомендации родителям на летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.

В своей работе хочу рассказать о том, как сделать пальчиковый тренинг разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным....

Развитие мелкой моторики посредством использования предметов -заместителей

  В данном материале для развития мелкой моторики предлагается пальчиковый тренинг с использованием прищепок. Чтобы данный вид тренинга не был скучным и утомительным, дети озвучивают действия весёлыми...

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в классах СКК V вида.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Такие занятия развивают внимание, память, воо...

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

Буклет для педагогов на МО на тему "Развитие мелкой моторики через использование кинезиологических упражнений"

Буклет по развитию мелкой моторики предсназначен как для родителей, так и для педагогов....

Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики у учащихся начальной школы.

Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики у   учащихся начальной школы....