Особенности коммуникации детей с нарушениями речи к моменту начала школьного обучения
статья по логопедии

Лазинина Вероника Владимировна

В статье рассмотрены трудности коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи на уровне начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коммуникации детей с нарушениями речи

к моменту начала школьного обучения.

Коммуникация является одним из основных условий развития ребенка. Благодаря взаимодействию с людьми, ребенок, удовлетворяет свою потребность в общении, совершенствует психические, когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень развития. Согласно ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является необходимость успешного овладения ребенком устной речью, умение выражать речью свои мысли, желания и чувства, умение строить речевое высказывание в ситуации общения. Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Ольга Евгеньевна Грибова считает, что нарушение собственного речевого развития может служить причиной возникновения проблем при общении. А в наиболее тяжелых формах нарушения речевого развития это может привести к отказу от речевой коммуникации совсем.

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отстает от нормы. У ребенка с речевой патологией, а в частности, с общим недоразвитием речи, существенно снижена потребность в общении из-за того, что у таких детей не сформированы формы коммуникации: монологическая и диалогическая речь, что является основой для овладения речью, как средством общения. Это и препятствует осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками со взрослым. У многих детей данной категории наблюдаются трудности, как внутреннего планирования своей речи, так и его внешнего языкового оформления. Главной причиной этому является недостаточный словарный запас и несформированность грамматического строя речи. У учащегося с ТНР остаются не сформированными навыки словообразования и словоизменения, так же отмечаются нарушения слоговой структуры слов, такие как: перестановки, пропуски, замены слогов в слове. Для самостоятельной контекстной речи младших школьников характерно нарушение связности и последовательности изложения. Еще одной проблемой использования речи как средства общения является недостаточное понимание речи собеседника. Таким детям сложно ответить на нее и довольно трудно отследить смысловую цепочку речевого общения. Специфика коммуникативной деятельности младших школьников с ОНР проявляется в том, что дети не умеют обращаться с просьбами; не задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания; лучше ориентируются в инструкциях, направленных на предметную деятельность, чем на познавательную; на уроке их активная речь, как правило, обращена к учителю, в то же время они зачастую воспроизводят реплики своих товарищей без дополнительной умственной переработки.

О.Е. Грибова выделяет ряд коммуникационных особенностей у детей с речевыми нарушениями:

• Дети не считают себя полноценными участниками общения.

• Дети стараются избежать речевого общения.

•Диалог у детей данной категории происходит в форме вопросно-ответной «беседы», оказывается кратковременным и неполноценным.

• В общении детей преобладает активность одного из партнеров, при этом инициативные высказывания не стимулируют собеседника к общению.

Трудности коммуникации с окружающими проявляются следующими особенностями поведения:

• ребенок уходит от сверстников, и сверстники избегают контакта с ним,

• ребенок стремится к сверстникам, но они его не принимают в игру,

• стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер,

• уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.

Надежда Сергеевна Жукова отмечает, что препятствием для овладения коммуникативными умениями является не само нарушение речи, а то, как ребенок реагирует на него, как он оценивает свое нарушение и то, как он ощущает свой речевой недостаток. При этом степень восприятия ребенком своего нарушения речи не всегда совпадает со степенью тяжести речевой патологии. Поэтому наличие у детей стойких нарушений общения, сопровождается эмоциональной неустойчивостью, такими чертами характера, как застенчивость, зажатость, резкость, скованность, робость, импульсивность, безразличие, замкнутость, агрессивность, повышенная чувствительность. Для таких детей свойственна постоянная, часто беспричинная смена настроения. Из-за своего речевого нарушения дети не принимают себя такими какие они есть, они не могут быть уверенны в себе и своих возможностях, что приводит к заниженной самооценке; иногда такие дети могут испытывать ненависть к людям, которые их окружают. У таких детей часто имеются нарушения в поведении. Специфические особенности детей с нарушением речи, негативные особенности их коммуникативного поведения значительно затрудняют их адаптацию в социуме, могут отражаться на успешности школьного обучения и приводить к школьной дезадаптации.

Таким образом, специфика коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями речи проявляется следующими особенностями:

  • Неумением общаться, обращаться с просьбами.
  • Отсутствием уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания (кроме просьбы «повторить задание целиком»).
  • Неумением ориентироваться в инструкциях, особенно многоступенчатых, направленных на познавательную деятельность.
  • Неспособностью пересказать текст или составить текст по сюжетной картинке.
  • Воспроизведением реплик своих товарищей и учителя без дополнительной умственной переработки.
  • Ограниченностью словаря рамками обиходно-бытовой тематики, его качественной неполноценностью.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с ТНР - важнейшая задача. Для того чтобы у ребенка с нарушением речи не было проблем связанных с установлением контакта со сверстниками и взрослыми, необходимо предоставить такому ребенку комплексную помощь всех специалистов: психолога, логопеда, дефектолога. Логопедическая помощь должна быть направлена на преодоление речевого дефекта, потому что, вследствие этого нарушения ребенок будет испытывать значительные затруднения в усвоении коммуникативных умений, а также на развитие моторных функций, психических и когнитивных процессов. Работа психолога должна быть направлена на включение ребенка в социум, адаптацию в коллективе сверстников, формирование эмоционально-волевой сферы. На уроках  формирование речевой компетентности у детей формируется через обучение содержанию предметов. Они учатся рассуждать, придумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому, выделять главное и второстепенное, сравнивать, и таким образом получают опыт овладения навыками коммуникативной культуры.

Используемая литература:

  1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995, № 6. — 199с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320с.
  3. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
  4. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. — 2007. — № 4. — 45с.
  5. Филякина, Е. А. Особенности формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Филякина // Вестник науки и образования. – 2020. – № 25-1(103). – С. 79-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Статья на тему: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В статье говорится о детях с нарушениями речи и их психологическом сопровождении....

«Особенности чтения у детей с нарушением речи и зрительных функций» Выступление на МО учителей, реализующих инклюзивное обучение.

В норме чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложный механизм взаимодейс...

Особенности учебной деятельности у детей с нарушениями речи

Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов...

Психологические особенности детей с нарушениями речи

АннотацияРечь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков. Она играет центральную роль в формировании личности ребенка, его самооценки, психиче...

Особенности физического развития детей с нарушениями речи.

Особенности физического развития детей с нарушениями речи....