Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с системным недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Звуковой анализ нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух нужен для того, что различать на слух звучание  звуков. А это, в свою, очередь, связано с грамотным письмом. Фонематический слух – важный момент в логопедии, ведь если ребенок сам произносит звуки неправильно (или слышит неправильные образцы речи), то воспроизвести правильный звук труднее. В данной статье Вы найдёте полезный практический материал для формирования и развития навыков звукового анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и задания для формирования

звукового анализа у детей с системным недоразвитием речи.

        Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с системным недоразвитием речи. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

        Звуковой анализ может быть п р о с т ы м (элементарным), когда звук выделяется на фоне слова, и  с л о ж н ы м, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места (позиции) в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, место каждого звука по отношению к другим звукам.

        Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у обучающихся с системным недоразвитием речи.

        Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

  1. Уточнение  артикуляции звуков. Дети  д о л ж н ы:
  • правильно артикулировать звук,
  • удерживать артикуляцию,
  • узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду  
  • других звуков,
  • дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции,
  • определять наличие преграды для струи выдыхаемого воздуха.

  1. Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность. Место каждого по отношению к другому, определяют, какое место исчезло и т.д.

Затем можно переходить к непосредственному звуковому анализу слогов, слов.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  звукового  анализа,

  • Узнавание звука на фоне слова, среди ряда звуков (задания № 1,2).
  • Выделение слов с нужным звуком, определение наличия звука в слове (задания № 3,4).
  • Определение первого звука в слове (задания № 5,6).
  • Определение последнего согласного звука в слове (задание № 7).
  • Определение позиции звука в слове  (места звука в слове) – задание №8.
  • Определение последовательности и количества звуков в слове (задания № 8,9,10,11).

Полный  ф о н е т и ч е с к и й   анализ слова  в к л ю ч а е т :

  • Определение количества слогов в слове,
  • Определение ударного и безударного слога (звука) в слове,
  • Определение состава звуков в слове:

         -  гласные и согласные,

         -  гласные (ударные и безударные),

         -  согласные (твердые или мягкие, звонкие или глухие),

         -  порядок следования звуков.

          Примерные   з а д а н и   и   и г р ы  по мере усложнения форм звукового анализа.

З а д а н и я.

1.Ц е л ь:  учить узнавать звук на фоне слова.

                Учитель называет слова, дети должны поднять руку (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, поднять «светофорчик»…), когда услышат заданный звук (среди звуков, слогов, в слове).

2. Ц е л ь:  развивать фонематический слух.

              Учитель произносит звуки, дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета (гласный звук – фишка красная, согласный – синяя).

3. Ц е л ь : развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

               Учитель читает стихотворение, в котором часто встречается один и тот же звук, дети его определяют и называют слова, в которых слышали данный звук.

                           Примерный  речевой  материал.

Непоседа Васенька                                     Этой щеткой чищу зубы.

Не сидит на месте.                                      Этой щеткой – башмаки.

Непоседа Васенька                                     Этой щеткой чищу брюки.

Всюду с нами вместе.                                Все три щетки мне нужны.

Кошка прыгнула в окошко.                       Спать пора, уснул бычок.

Мышку ловит наша кошка.                        Лег в коробку на бочок.

Мышка к шкафу подбежала,                      Сонный мишка лег в кровать.

Кошке хвостик показала.                            Только слон не хочет спать.

Дети сели на качели                                   Идет бычок качается,

И, качаясь, песни пели.                              Вздыхает на ходу:

Ах, чудесные качели,                                 Вот доска кончается,

Слезть с качелей не хотели.                      Сейчас я упаду.

Из колодца принесла                                  Черепаха очень часто

Курица водицы.                                           Выползает на песок,

И цыплята всей семьей                               А когда грозит опасность –

Побежали мыться.                                       Тот час прячется в щиток.

Резиновую Зину                                           Нам шагать по лестнице

Купили в магазине.                                      Незачем с тобой –

Резиновую Зину                                           Лестница – чудесница

В корзине привезли.                                    Бежит сама собой.

  1. Ц е л ь :  учить определять наличие звука в слове.

                    Отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.

  1. Ц е л ь :  учить определять первый звук в слове.

               Отобрать картинки, название которых начинается на заданный гласный или согласный звук (первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).

  1. Ц е л ь :  учить определять первый звук в слове.

                 Учитель называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

  1. Ц е л ь :  формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

                  Учитель называет слова, дети называют последний звук в закрытых слогах. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, сок.

  1. Ц е л ь :  развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

                   Учитель называет слова с заданным звуком, а дети определяют место заданного звука в слове (полоска, разделенная на три части).

  1. Ц е л ь :  учить определять последовательность и количество звуков в слоге, в слове.

                    Учитель произносит слог (слово), дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.

Слоги сначала берутся закрытые (ах, ам…), а слова – односложные из трех звуков (мак, сын…).

  1. Ц е л ь :  учить определять количество звуков в слове.

                   Выбрать картинки, в названии которых:

                               -  три звука (рак, мак, лук…),

                               -  четыре звука (рука, рама, каша…),

                               -  пять звуков (кошка, мышка, парта…).

11. Ц е л ь :   учить определять количество звуков в слове и их последовательность.

                    На доске схемы слов, на столе – предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.

И  г  р  ы .

Посмотри вокруг.

Ц е л ь :  учить определять наличие звука в слове.

               Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в классе (группе)  предметы, в названии которых есть заданный звук.

Л о т о.

Ц е л ь :   учить определять наличие звука в слове.

                Перед ребенком набор картинок и фишки. Он должен найти картинку с нужным звуком и поставить на нее фишку. Можно усложнить задание: ребенок должен найти  л и ш н ю ю  картинку, в названии которой нет нужного звука и поставить на нее фишку.

Брось  мяч.

Ц е л ь :   учить выделять первый и последний звуки в слове, их последовательность.

                 Убрать первый звук в слове. Какое слово получилось?

(лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, кочки – очки, клещи – лещи, сурок – урок, муха  -  уха, мрак – рак…).

                  Убрать последний звук в слове. Какое слово получилось?

(рост – рот, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, кружит – кружи, волы – вол, волк – вол, взяла – взял…).

Два  берега.

Ц е л ь :   учить определять наличие звука или первый звук в слове.

                 На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или кораблик, в которых есть прорезь для предметных картинок. Учитель говорит, что на лодке плывут слова. Слова, которые начинаются со звука  …, должны  причалить к одному берегу, а все остальные – к другому берегу. Дети поочередно выходят к доске, берут картинку, определяют наличие нужного звука и укрепляют их магнитами к нужному берегу.

Раскрась  картинки.

Ц е л ь :   учить определять наличие звука, его позицию в слове.

                   У  ребят «раскраски», они должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названии которых есть нужный звук (или звук в определенной позиции).

Чей  домик?

Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.

               1 вариант. На столе синий или красный домик. Надо отобрать картинки, название которых начинается с этого звука.

               2 вариант. На столе два домика – синий и красный. Дети раскладывают картинки под определенным домиком.

Соберем цепочку.

Ц е л ь :  развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.

               Учитель называет слово, ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т.д. (мост – телефон –носки – игла –аист – топор – рак и т.д.).

Д о м и н о.

Ц е л ь :  развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

              Играющим раздаются предметные картинки. Ребенок берет картинку и кладет ее на стол, называет ее, определяет последний звук в слове, следующий ребенок выбирает картинку, название которой начинается с этого последнего звука (слон – насос –сосна – арбуз – зайка …).

Л о т о.

Ц е л ь :  учить выделять гласные и согласные звуки в начале или конце слова.

              Предметные картинки и фишки (квадратики, кружочки…). Если первый звук гласный, ученик кладет красную фишку, а если согласный – синюю.

Где  спрятался  звук.

Ц е л ь :   развивать умение определять позицию звука в слове.

               Домик с тремя окошками и предметные картинки. Ребенок берет картинку, определяет место нужного звука в слове и кладет эту картинку в «окошечко».

Где  звук?

Ц е л ь :  закреплять умение определять позицию звука в слове.

              Разложить картинки в три столбика  начало    середина    конец

З а г а д к и.   Работа со словами-отгадками помогает формированию всех видов

                       Звукового анализа.

Мы на саночках катались,

Наши санки потерялись.

Ц е л ь :   закрепление умения определять количество звуков в слове.

              На «саночках» цифры «3», «4», «5». Предметные картинки. Разложить предметные картинки по «саночкам» в зависимости от количества звуков в слове. Санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки рассыпались и перемешались. Надо найти каждой картинке санки.

Помоги  проводнику.

Ц е л ь :   учить определять количество звуков в слове.

              Вагончики с окошками (по три окна в каждом). В них едут звери, в названии которых три и более звуков. Проводник не знает, как правильно рассадить зверей. Играющие ему помогают.  Картинки:  лев, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, корова …

Расставь  фишки.

Ц е л ь :  учить определять количество звуков в слове, называть их

                последовательность.

              Альбомный лист разделен на прямоугольники, в начале каждой строки – картинка. Каждому звуку соответствует клетка, в которую ребенок кладет цветные фишки (кубики, кружочки…). Сколько в слове звуков, столько фишек ребенок выкладывает.

Л и т е р а т у р а.

1.  Журнал  «Логопед», № 8, 2009.

2.   Милостивенко Л.Г.  Методические  рекомендации по предупреждению

                                         ошибок чтения и письма у детей.

                                         С.Петербург, 1995.

3.   Колесникова Е.В.     Развитие звуковой культуры речи у детей.

                                    Москва, 1998.

4.   Колесникова Е.В.     Развитие звуко-буквенного анализа у детей.

                                    Москва, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ

1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса. 2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отражен...

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники

Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники...

Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.

в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью

Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...

Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).

Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...