Итоговое занятие «Путешествие по дорожке звуков на планету «Буквозвук».
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Роговцова Ирина Геннадьевна

Итоговое занятие разработано с целью отслеживания знаний, умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста и дошкольников по освоению программы. В конспект занятия включены игры и игровые приемы, логопедические упражнения и задания, направленные на выявление тех знаний и умений, которыми ребенок овладел в течение года. Форма занятия - игровое путешествие по звукам и буквам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие«Путешествие по дорожке

звуков на планету «Буквозвук».

Цель занятия: проверка знаний  учащихся по итогам освоения ДОП.

Тема:  «Путешествие по дорожке звуков на планету «Буквозвук»

Цель: Обобщение и  систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение полугодия

Ход занятия:

Логопед: -Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. Мы с тобой отправимся в путешествие на большую и интересную планету «Буквозвук». По дороге на планету  мы встретим деда Звукоеда, выполним задания, которые он нам приготовил. Ну, что отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Ой, посмотри, а вот и дед Звукоед, давай рассмотрим его, как он выглядит.

Выполнение упражнения № 1 к разделу «Знакомство с артикуляционным аппаратом»

Задание: Рассмотри и назови все части лица.

Задание: дед Звукоед загадывает загадки.

1.Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. /Глаза/
2.Тридцать два молотят,

А один поворачивает. /Язык и зубы/
3.Между двух светил я в середине. /Нос/
4.Белые силачи рубят калачи,

А красный говорун новые подкладывает. /Зубы, язык/
5.Две соседки-красавицы встретиться пытаются,

Поболтать, посмеяться, о своём пошептаться,

Но гора на их пути — не перелезть, не обойти. /Щеки/
6.Если б не было его, Не сказал бы ничего. /Язык/

Логопед: -Молодец! Выполнены все задания, и мы отправляемся дальше путешествовать. Ой, посмотри, наш воздушный шар стал сдуваться, срочно надо наполнить воздухом шар. Будем интенсивно дышать.

Выполнение упражнения № 2  к разделу «Дыхательная гимнастика»

Задание: упражнение «Насос», «Мыльные пузыри».

Задание: назови основные органы дыхания?

Логопед: -Наш воздушный шар накачен, и мы отправляемся дальше. Но, что случилось с дедом Звукоедом. Посмотри, он рассержен и запутался, в каких то картинках. Не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Надо деду Звукоеду помочь.

Выполнение упражнения № 3  к разделу «Гласный звук»

Задание: -Что это нарисовано на картинках? /Буквы/. Их много и они разные. Надо нам помочь Звукоеду разложить буквы по домикам. В красный домик поселятся красные буковки, а в синий – синие буковки.

- А как ты думаешь, почему ты их так расселила? /красные - гласные, синие - согласные/. А из чего состоят слова? /Из звуков/.  На какие группы делятся все звуки русского языка? /На гласные и согласные звуки/.

- Давай назовем с тобой какие звуки поселились у нас в красном домике /А,О,У,И,Я,Е,Ю,Ы,Э/. А чем отличаются звуки, которые живут в красном домике от синего? /Произношением. Их можно петь, тянуть../.

Задание:-Давай теперь около домика красного посадим сад. Посмотри перед тобой картинки с изображение цветов, деревьев. Выбери только те картинки, которые  начинаются с гласного звука. /Астра, ирис, одуванчик, ель, акация/. Ну вот Звукоед, мы справились с заданиями, не только помогли тебе разобрать картинки и расселить звуки, но и посадить красивый сад.

Логопед: А сейчас мы отправляемся дальше на планету «Буквозвук». А чтобы нам, было, не скучно пока летим, давай представим, что мы уже на планете не известной нам. И там живут одни инопланетяне, которые не говорят на  русском языке. Они часто путают слова в предложениях.

Выполнение упражнения № 4  к разделу «Согласный звук. Сонорные согласные звуки»

Задание: Давай поможем им «подружить» слова и предложения правильно.

Образец: Грядка, репа, расти на – Репа растет на грядке.

1.Лиса, нору, роет.

2.Макар, повар, базар, ходил.

3.Костер, бобер, разводил.

4.Сыр, любит, Мурка.

5.Лединцы, лилипуты, лопали.

Логопед: Посмотри, а в этих словах, какие звуки встречаются чаще всего? Назови их. /Р,Л/.  А какие это звуки? /Сонорные/.

Задание: Дед Звукоед предлагает выполнить задание.

1)выбрать картинки в названии которых есть сонорные звуки Р и Л;

2)обобщить картинки в родовые группы;

3)составить из них геометрическую фигуру похожую на наш шар, на котором мы летим на планету.

Задание: -А сейчас наше путешествие продолжится на веселом паровозике. Но кроме нас с тобой путешествовать будут и другие пассажиры. Посмотри на картинке и назови их. /Лось, рысь, лиса, рыба, скворец, корова, лягушка, ворона, ласточка, черепаха/. Прохлопай в ладоши количество слогов  в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадают с количеством окошек вагончиков) и определи в какой позиции находится звук в слове /начале, середине, конце/.

Логопед: Молодец, рассадили всех пассажиров по вагончикам.  И путешествуем дальше.

Выполнение упражнения № 4  к разделу «Согласный звук. Звонкие и глухие согласные»

Задание: -А пока едем, поиграем в игру «Колокольчик». Я буду произносить различные звуки, а ты если звук звонкий то звонишь в колокольчик, а если глухой закрываешь уши ручками.

Выполнение упражнения № 4  к разделу «Согласный звук. Свистящие согласные звуки»

Задание:  - Ой, посмотри, нам на пути встретился теремок. Давай остановимся и посмотрим, кто в теремочке живет, кто в не высоком живет. Висят таблички  с названием жильцов теремка: ….апля, ….аяц, …трекоза. Я не могу понять, кто же здесь проживает, висят таблички, а первые буквы в словах исчезли. Наверно дед Звукоед решил подшутить над нами и похитил звуки. Надо срочно все исправить. /Цапля, заяц, стрекоза/. И так звуки найдены, и мы узнали теперь, кто здесь проживает.  А вот что это за звуки можешь мне сказать, а то дед Звукоед опять похитит их. /Свистящие/.

Логопед: Ну а сейчас нам предстоит, пересесть на воздушный шар и совершить последний полет,  приземлившись на планету «Буквозвук». Летим!!

Выполнение упражнения № 4  к разделу «Согласный звук. Шипящие согласные звуки»

Задание: Поднимается сильный ветер – шшшшшшшшшш /шумим/.

- Скажи, а какой звук похож на шум ветра. /Ш/. Охарактеризуй этот звук /шипящий, согласный/. А какие еще ты знаешь шипящие звуки /Ж, Щ, Ч/. На что похож по звучанию звук Ж /едет машина/, звук Щ /шипит змея/ , звук Ч /тикают часики/. Молодец!

Логопед: Ну, вот мы с тобой приземлились на планету «Буквозвук». А как ты думаешь, почему эта планета так называется? /Состоит из букв и звуков/. Молодец! И сегодня мы с тобой вспомнили и увидели только часть этой замечательной планеты. Остальному нам предстоит с тобой еще научиться. Ну а дед Звукоед, нам в этом поможет.




Предварительный просмотр:

https://romashka-school.ru/wp-content/uploads/2020/10/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4.png

И.Г. Роговцова

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального округа

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

«Тяжинский центр дополнительного образования»

Принято                                                                                         Утверждаю:

на педагогическом совете                                                           директор МБУДО «ТЦДО»

от «25» мая 2022г.                                                                        ________О.В. Петрова

Протокол № 8                                                                             приказ № 22 от «25» мая 2022г.

                                                                              https://romashka-school.ru/wp-content/uploads/2020/10/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4.png

               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

 «Речевая карусель»

Базовый уровень

     

 Возраст учащихся: 5 – 10 лет

                                             Срок реализации: 1 год

                             

                                                            Составитель: Роговцова

                                                                                      Ирина Геннадьевна, педагог

                                                                                        дополнительного образования  

 

п.г.т. Тяжинский, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………

          1.3.1. Учебный план…………………………………………………………..

1.3.2. Учебно-тематический план ………………………………………….

1.3.3. Содержание учебно-тематического плана …………………………

1.4. Планируемые результаты ………………………………………………….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………...

2.1. Календарный учебный график ……………………………………………

2.2. Условия реализации программы ………………………………………….

2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.5. Методические материалы ………………………………………………….

2.6. Список литературы …………………………………………………………

3

6

7

7

8

10

20

21

22

24

24

25

28

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевая карусель» социально-гуманитарной направленности.

   Данная программа разработана в соответствии с:

  • Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г.);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.»;
  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования  до 2030г.»; 
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методическими рекомендациями  по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
  • Постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г.  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 05 мая 2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
  • Уставом  МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования»

  Актуальность программы. Дети с нарушением речи рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Проблема обучения, воспитания и социализации таких детей является актуальной как для России, так и для нашего поселка, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В условиях нашего учреждения, чаще всего, среди дошкольников  и младших школьников, встречаются дети с речевыми расстройствами. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие психических функций, особенно познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, затрудняет в дальнейшем процесс обучения в школе.

     В связи с тем, что у таких детей, как правило, страдают все стороны речевой системы, в большей или меньшей степени, встает необходимость составления такого содержания планирования, которое сможет предупредить и корригировать данную проблему. В связи с этим разработана данная программа.

    Своевременное и личностно - ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции  является необходимым условием полноценной интеграции детей с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.

         Отличительной особенностью данной программы является то, что предлагаемая система занятий по программе обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – развитие психических процессов и моторной деятельности, и предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей. Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой. К данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе разработана система специальных заданий, выполнение которых позволяет не только устранять речевые нарушения детей, но и развивать и совершенствовать их психические процессы, мелкую и общую моторику. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию движений пальцев рук, так как это является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и весьма полезно для подготовки руки к письму.

    Педагогическая целесообразность программы состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса.

         Индивидуальные занятия по коррекции речи детей разработаны по принципу с преобладанием практической части: дыхательная гимнастика,  артикуляционная гимнастика, основной блок, комплексный блок, двигательная разминка.

Основной блок включает  в себя работу по постановке, автоматизации и дифференциации звука. Комплексный блок направлен на создание развивающей среды и поддержку развития ребенка  (пальчиковая гимнастика  с использованием Су – Джок терапии, развивающие игры с природным материалом). Так же данный принцип способствует развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку и речевые возможности.

     Адресат программы. Программа предназначена для детей  5-8 лет, дошкольного и младшего школьного возраста,  имеющих речевые нарушения и нуждающихся в получении специальной коррекционно-педагогической помощи. 

Характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста,  имеющих речевые нарушения. При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 5-7 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Дети этого возраста эмоциональны, любознательны.

    Для детей же с нарушениями речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Им необходимо больше времени для понимания инструкции к заданию, для формирования представлений и понятий об окружающем. Требуется несколько повторений, разъяснения, наводящие вопросы. Они быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, медленнее реагируют, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Они долго не включаются в выполнение задания. Эти дети испытывают трудности при обучении чтению, а так же при переработке, сохранении и использовании информации полученной при чтении. Некоторым сложно уловить рифму и у них возникают сложности с заучиванием стихов.

    Кроме этого отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, снижение резистентности к стрессу и как следствие недостаточная социальная адаптация.

       Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, 72 часа; срок освоения  программы  - 1год.

       Режим занятий, периодичность и продолжительность.   Занятия ведутся индивидуально, что создает возможности для осуществления личностно – ориентированного подхода. Продолжительность одного занятия 1 академический час (1 академический час составляет 30 мин. для детей дошкольного возраста, для остальных - 45 мин).  Занятия по коррекции  речи проходят два раза в неделю,  что обеспечивает необходимую регулярность.

        Формы обучения – очная, с применением  дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций.

      Особенности набора учащихся – набираются дети,  имеющие речевые нарушения.

      Особенности организации образовательного процесса - программа индивидуального обучения, предназначена для учащихся разных возрастных категорий: дошкольного и  младшего школьного возраста.

     

 1.2. Цель и задачи программы

Цель  программы:  коррекция нарушений произносительной стороны речи

     Задачи:

  1. Обучающие:
  1.   Способствовать формированию правильного произношения,

закреплению правильных грамматических форм в устной речи.

  1.     Сформировать умение четко и правильно воспроизводить звуки,  

автоматизировать и дифференцировать их.

  1. Способствовать обогащению словарного запаса ребёнка.

2. Развивающие:

2.1.    Подготовить артикуляционную базу для усвоения отсутствующих  

          звуков

2.2.   Активизировать  движения органов артикуляционного аппарата

        2.3.    Формировать мотивацию речевой деятельности  (слушания и              

                  говорения).

        2.4.    Совершенствовать интонационную выразительность речи.

        2.5.    Развивать фонематический слух и восприятие.

        2.6.    Способствовать развитию познавательных процессов (восприятие,  

                  внимание, память, мышление, воображение)

       

       3. Воспитательные:

       3.1.  Воспитывать чувство уважения к родному языку

       3.2. Содействовать дальнейшему развитию коммуникативной  

             деятельности   через успешное овладение навыками устной речи

     

                  

                                         1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план  программы

        

Название раздела

Количество часов

/базовый уровень/

I.

Диагностика речевых нарушений

II.

Артикуляционный аппарат

III.

Дыхательная гимнастика

IV.

Гласный звук

V.

Согласный звук

VI.

Постановка звукопроизношения

33ч

VII.

Автоматизация поставленных звуков

12ч

VIII.

Дифференциация поставленных звуков

Итого

72ч

1.3.2. Учебно-тематический план

        

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

I.

Диагностика речевых нарушений

-

Стартовая диагностика, обследование по карте

II.

Артикуляционный аппарат

Работа по схеме «Артикуляционный аппарат»

III.

Дыхательная гимнастика

Практические дыхательные упражнения

IV.

4.1.

Гласный звук

Текущий контроль-речевые упражнения

«Буква», «Речевой звук», «Гласный звук»

4.2.

Произношение гласных звуков в слогах, словах

-

V.

5.1.

Согласный звук

1ч 20мин

7ч 40мин

Текущий контроль-речевые упражнения, карточки с заданиями

 «Согласный звук». Сонорные согласные звуки

20мин

1ч 40мин

5.2.

Звонкие и глухие согласные звуки

20мин

1ч 40мин

5.3.

Свистящие согласные звуки

20мин

1ч 40мин

5.4.

Шипящие согласные звуки

20мин

1ч 40мин

5.5.

Дорожка звука

-

Итоговое занятие /дидактическая игра/

VI.

6.1.

Постановка звукопроизношения

33ч

28ч

Работа по схеме «Артикуляционный аппарат

Артикуляционная  гимнастика

6.2.

 Пальчиковая гимнастика

-

Наблюдение

6.3.

Дыхательная гимнастика

-

6.4.

Характеристика звука

30мин

1ч 30мин

Текущий контроль-речевые упражнения, карточки с заданиями

6.5.

Слуховое и фонематическое восприятие

30мин

1ч 30мин

6.6.

Артикуляция звука:

  •  постановка свистящих звуков

  • постановка шипящих звуков

  •  постановка сонорных звуков

VII.

7.1.

Автоматизация поставленного звука

12ч

-

12ч

Текущий контроль-речевые упражнения,

«Звуковая дорожка» -дидактическая игра

Звук в слоге

-

7.2.

Звук в слове /начале слова, конце слова, середине слова/

-

7.3.

Звук в словосочетании

-

7.4.

Звук в предложении, чистоговорках, связной речи

-

VIII.

8.1.

Дифференциация поставленного звука

-

Текущий контроль -речевые упражнения,

работа с мнемотаблицами и мнемодорожками

Звук в слоге

-

8.2.

Звук в слове

-

8.3

Звук во фразовой речи

-

8.4.

Звуковая мозаика

-

Контрольное занятие /задания со связанными ответами, речевые практические упражнения/

Итого

72ч

9ч 20мин

62ч 40мин

   1.3.3. Содержание учебно-тематического плана

Разделы, темы

Часы

Программное содержание

I.

Диагностика речевых нарушений

Коррекционно -образовательная задача раздела: диагностика речевых нарушений у ребенка

Практика: Стартовая диагностика языковой способности у детей  по критериям:

  • выявление возможностей восприятия артикуляционной позы;
  • выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков;
  • выявление сформированности звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • определение уровня развития фонематического восприятия;
  • исследование навыков языкового анализа и синтеза;
  • грамматический строй речи.

II.

Артикуляционный аппарат

Коррекционно-образовательная задача раздела: знакомство с органами артикуляционного аппарата

Теория: Знакомство с частями лица: глаза, нос, уши, лоб, щеки, подбородок, рот. Основными  органами артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык, небо, горло. Знакомство с основными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции.

Практика: Работа по схеме и с картинками «Артикуляционный аппарат». Загадки по теме, сказка о веселом язычке. Игра «Сказочка-указочка». Упражнение «Узнай что это?». Выполнение основных движений органами артикуляционного аппарата.

III.

Дыхательная гимнастика

Коррекционно-образовательная задача раздела: познакомить с органами дыхания, правилами дыхательной гимнастики

Теория: Знакомство с органами дыхания. Важность дыхания. Правила дыхания. Правила дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.

Практика: Работа по схеме «Органы дыхания». Оздоравливающая гимнастика, упражнения по А.Н. Стрельниковой: «Кошка», «Насос», «Ладошки»   и др.

Теория: Дыхание и речь. Правила дыхания при произношении звуков.

Практика: Выполнение упражнений для развития дыхания детей с нарушениями речи: «Снег и ветер», «Кто спрятался?», «Пузырьки», «Греем руки», «Мыльные пузыри» и др.

IV.

4.1.

4.2.

Гласный звук

 

«Буква», «Речевой звук», «Гласный звук»

Произношение гласных звуков в слогах, словах

Образовательная задача раздела: знакомство с гласными буквами и звуками, автоматизация звуков в слогах и словах

Теория: Знакомство с термином «Буква», «Речевой звук». Отличие звука от буквы. Группы звуков. Формирование понятия «Гласный звук». Знакомство с органами артикуляционного  аппарата  при произношении данных звуков.  

Практика: Работа по схеме «Артикуляционный звук». Характеристика гласных звуков. Упражнения - игры «Поймай звук», «На что похож звук». Пальчиковая гимнастика «Собери из пуговиц гласные буквы».

Практика: Произношение гласных звуков   в слогах, словах, в звукоподражаниях. Упражнения - игры  «Выделение звука из слова», «Разведчики»,  «Третий лишний», «Почини коврик». Деление слов на слоги.

V.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Согласный звук

 «Согласный звук». Сонорные согласные звуки

Звонкие и глухие согласные звуки

Свистящие согласные звуки

Шипящие согласные звуки

Дорожка звука

Образовательная задача раздела: знакомство с согласными буквами и звуками, автоматизация звука в слогах и словах

Теория: Формирование понятия «Согласный звук», «Сонорный звук». Знакомство с сонорными звуками, органами артикуляционного  аппарата  при произношении сонорных согласных звуков.  

Практика: Работа по схеме «Артикуляционный звук». Характеристика сонорных согласных звуков. Упражнения - игры «На что похож звук», «Дорисуй букву», «Выклади букву», «Выдели из ряда букв букву». Произношение сонорных звуков   в слогах, словах.

Теория: Понятие «Звонкие» и «Глухие согласные». Знакомство со звонкими и глухими согласными звуками, правилами артикуляции при произношении данных звуков.

Практика: Работа со схемой «Артикуляционный звук». Характеристика звонких и глухих согласных звуков. Выделение звука из слова / в начале, середине, конце/. Работа со схемами слов «кол-гол, был – пыл. Игры с мячом «Выключи звоночек», «Колокольчик», «Кто, где живет?».

Теория: Понятие «Свистящие согласные». Знакомство со звуками, правилами артикуляции при произношении данных звуков.

Практика: Работа со схемой «Артикуляционный звук». Характеристика свистящих согласных звуков. Выделение звука из слова /в начале, середине, конце/. Игры – упражнения «Поймай звук», «Пятый лишний» и др.

Теория: Понятие «Шипящие согласные». Знакомство с шипящими согласными звуками, правилами артикуляции при произношении данных звуков.

Практика: Работа со схемой «Артикуляционный звук». Характеристика шипящих согласных звуков. Выделение звука из слова /в начале, середине, конце/. Фонематические игры и упражнения. Игра «Буква потерялась».

Практика: Путешествие  по дорожке звуков на планету «Буквозвук». Игра – викторина. Упражнение на распознавание звуков гласных-согласных «Кто внимательней». Упражнение «Зажигаем огоньки» - работа по схеме модели слова, определяем место звука в слове. Упражнение «Загадка-сюрприз».

VI.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

Постановкая звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Характеристика звука

Слуховое и фонематическое восприятие

Артикуляция звука:

  • постановка свистящих звуков

  • постановка шипящих звуков

  • постановка сонорных звуков

33ч

Коррекционно - образовательная задача раздела: формирование правильного произношения звуков изолировано

Теория: Положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука, особенности артикуляции.

Практика: Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для подготовки речевого аппарата к коррекции звука. Динамические и статистические упражнения. Работа по схеме «Правильная артикуляционная поза при произношении звука». Формирование зрительного образа звука. Показ и повторение положения органов артикуляции с помощью рисунка-схемы.

Практика: Пальчиковая гимнастика: массаж пальчиков и ладоней с помощью су-джок мяча, работа с мелкими деталями - сборка пазла или конструктора, задания с крупой, семенами, шишками или бусинами, работа с пластилином, вырезание простых предметов ножницами, мини-театр с мелкими игрушками.

Практика: Упражнения дыхательной гимнастики направленные на развитие речевого дыхания -  силы выдоха (дуем через трубочку, пускание мыльных пузырей). Дифференциация ротового и носового дыхания –упражнения «Ветер дует», «Муха» и др.

Теория: Закрепить понятие давать основные характеристики звука. Акустико-артикуляционный образ звука: гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий.

Практика: Игровые упражнения: «Найди свой домик» - работа с гласными – согласными звуками;  «Я живу здесь» - мягкий звук-твердый; упражнение «Колокольчик» - звонкие-глухие звуки.

Теория: Дать представление о речевых и неречевых звуках,  дифференциации данных звуков.

Практика: Фонематическая гимнастика: упражнения по развитию высоты голоса «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет»; упражнения по развитию ритма «Молоточек»; выделение звука среди звуков близких по звучанию и артикуляционному признаку «Подбери и назови», «Найди картинку».

Теория: Понятие «Свистящий звук», «Опорный звук». Правила произношения свистящих звуков.  

Практика: Формирование правильной артикуляции звука: прием подражания или имитации звука – вода течет, комар звенит. Постановка звука на основе опорного звука гласного или согласного. Специальные упражнения по постановке свистящих звуков.

Теория: Правила произношения свистящих звуков.

Практика: Формирование правильной артикуляции звука. Работа по схеме «Артикуляционный звук». Механический способ - упражнение «Забор»-«Окно»- «Мост». Смешанный способ – упражнение  «Забор»-«Мост»- «Лопата»- «Забор». Постановка звуков на вдохе. Речевые игры и упражнения. Автоматизация и дифференциация изолированного звука.

Теория: Понятие «Шипящий звук», «Базовый звук». Правила произношения шипящих звуков.

Практика: Формирование правильной артикуляции звука: прием подражания или имитации звука – насос качаем, пчела жужжит, змеиное шипение. Постановка звука на основе опорного звука согласного «Т» - упражнение «Рупор».

Теория: Правила произношения шипящих звуков.

Практика: Формирование правильной артикуляции звука. Работа по схеме «Артикуляционный звук». Механический способ - упражнение «Чашечка». Специальные речевые игры и упражнения. Автоматизация и дифференциация изолированного звука.

Теория: Понятие «Сонорные звуки». Правила произношения сонорных звуков.

Практика: Формирование правильной артикуляции звука: прием подражания или имитации звука – рокот мотора, мычание коровы, музыкальная песенка. Работа по схеме «Артикуляция сонорных звуков»

Теория: Понятие «Базовый звук». Правила произношения сонорных звуков на основе базового звука.

Практика: Формирование правильной артикуляции звука на основе схемы. Постановка звука на основе опорного звука согласного при помощи механического способа. Речевые упражнения и игры. Специальные упражнения для постановки сонорных звуков.

Теория: Сонорные звуки «Л, Р,Ль, Рь». Правила произношения сонорных звуков.

Практика: Формирование правильной артикуляции звуков. Смешанный способ – игра «Телефон». Речевые игры и упражнения. Специальные упражнения для постановки сонорных звуков.

Автоматизация и дифференциация изолированного звука.

VII.

7.1.

7.2.

7.3.

7.4

Автоматизация поставленного звука

Звук в слоге

Звук в слове /начале слова, конце слова, середине слова/

Звук в словосочетании

Звук в предложении, чистоговорках, связной речи

12ч

Коррекционно - образовательная задача раздела: автоматизация поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи

Практика: Отраженное повторение слоговых рядов, слоговых цепочек. Игра «Здравствуй пальчик, здравствуй слог», «Слоговое колесо». Звуковой анализ слогов «Слоговая лесенка», «Проведи слог по звуковой дорожке». Игровые приемы: «Кто дольше», «Кто больше», «Научи мишку». Работа с сигнальными картами на заданный слог.

Практика: Опора на слоги /са – сад/. Отраженное повторение – работа с картинками, упражнение «Придумай слово». Звуковой анализ слова – упражнение  «Найди звук». Загадки. Игра со Звукоедом - похищение звуков из слов.

Практика: Игра «В гостях у Винни-пуха». Логопедические настольные игры. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» - работа с картинками, «Воздушный шарик». Составление словосочетаний с использованием мнемотаблиц.

Практика:  Игра «Живое предложение», «Закончи предложение», игра - театрализация «В стране не дружных слов». Чтение чистоговорок, отработка скороговорок. Составление простых предложений с использованием мнемотаблиц.

VIII.

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

Дифференциация поставленного звука

Звук в слоге

Звук в слове

Звук во фразовой речи

Звуковая мозайка –итоговое занятие

Коррекционно-образовательная задача раздела:  дифференциация поставленного звука в слогах, словах, во фразовой речи

Практика: Работа с картинками – символами «Звук в слове». Упражнение «Повтори слоги», - прямые и обратные, «Скажи слог наоборот», «Найди лишний слог», «Поймай слог», «Недовольный Саша». Работа со слоговыми рядами.

Практика: Работа со словами - паронимами, объяснение смыслового значения слов при изменении одного звука в слове  (мишка-миска, шутки-сутки, жевать-зевать, свет-цвет и др.). Упражнение «Наоборот» - звуки в начале слова, в середине слова, в конце слова. Упражнение «Правильно-не правильно», «Придумай слово». Дифференциация по картинкам, упражнение «Выбери нужную». Игры и упражнения для различения близких по звуковому составу слов с постепенным усложнением условий  дифференциации слов: «Незнайка запутался», «Чем отличаются слова», «Лишнее слово».

Практика: Дифференциация во фразовой речи –словосочетаниях, предложениях: упражнение «Озорные слова». Проговаривание скороговорок, чтение стихов детских, работа по сюжетным картинкам, придумывание  словосочетаний и предложений на заданный звук.

Практика: «Путешествие по стране звуков».  Развитие фонематического слуха - упражнение «Разложи картинки в обручи»; быстрого звукового анализа  упражнение «Найди общий звук». Проговаривание потешек, скороговорок  и стихотворений. Упражнение «Прятки со звуком» - (звуки в начале слова, в середине, конце слова), цветовое обозначение гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги – игра «Паровозик».

Итого

72ч

1.4.Планируемые результаты освоения программы

При решении обучающих  задач будут знать, уметь:

1.Звукопроизношение: 

1.1.Различает и внятно произносит звуки родного языка (изолировано, в словах, в слогах).
1.2. Умеет подбирать слова на заданный звук.
1.3. Выделяет в произношении заданный звук.
1.4. Находит место звука в слове (начало, середина, конец).

1.5.Умеет четко и правильно воспроизводить звуки, дифференцировать их.

2.Фонематические процессы: 

2.1.Владеет элементами звукового анализа и синтеза, навыками употребления в речи слов разной слоговой структуры.

3.Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем: 

3.1. Умеет называть предметы и их свойства, обобщающие понятия.

4.Основы грамоты: 

4.1.Владеет понятиями «звук», «буква», «гласный и согласный звуки».

5.Связная речь: 

5.1.Умеет составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и владеет диалогической речью.

2.При решении развивающих задач будут знать, уметь:

2.1. Узнает, различает и может сравнивать простые слова, фразы.

2.2. Выделяет и запоминает определенные  слова в ряду других (сходных или различных  по звуковому составу).

2.3. Различает отдельные звуки в ряду других звуков, слогах, словах.

2.4. Запоминает слоговые ряды.

2.5. Усваивает артикуляцию, т.е. движения и позиции речевых органов, нужных для произнесения звуков.

2.6. Выразительно передает любой текст.

3.При решении воспитательных задач:

3.1. Проявляет этические чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.

3.2.Умеет слушать и ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь и строить свое речевое высказывание.

   

     РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.Календарный учебный график

Организация образовательного процесса  

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевая карусель» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных  Постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г.  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Срок освоения программы: 1 год

Режим и продолжительность занятий: Занятия ведутся индивидуально. Продолжительность одного занятия 1 академический час (1-академический час составляет 30 мин. для детей дошкольного возраста, для остальных - 45 мин).  Занятия по коррекции  речи проходят два раза в неделю,  что обеспечивает необходимую регулярность.

    Образовательный процесс (начало и окончание учебных занятий) осуществляется в соответствии с расписанием творческого объединения МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования» утвержденным директором Центра и согласованным с председателем первичной профсоюзной организации.

Начало учебного года: 10.09.2022 года

Окончание учебного года: июнь 23г.

Продолжительность учебного года: 38 учебных недель

Форма учебных занятий: аудиторная

Форма  аудиторных занятий: теоретические и практические занятия

Форма аттестации учащихся:  при поступлении учащихся в творческое объединение на первом занятии проводится стартовая диагностика языковой способности  детей.  

         Промежуточная аттестация: 

  1. представляет собой оценку качества освоения учащимся части программы за полугодие;
  2. может проводиться в следующих формах:  наблюдение, устный опрос, итоговое или контрольное занятие, дидактическая игра /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога, в речевых играх и упражнениях/.

 Итоговая аттестация:

1. проводится по результатам освоения программы в целом, определяется уровень знаний, умений и навыков;

2. может проводиться по формам: наблюдение, устный опрос, итоговое занятие /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога/.

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:    на занятиях  используется следующий перечень учебного оборудования:

учебный стол - 1 шт.,

стулья - 2 шт.,

ноутбук - 1 шт.,

зеркало -  1 шт.,

лампа – 1шт.,

 алфавитная доска с магнитными буквами и цифрами – 1 шт.,

пластилин -2 шт.,

ножницы -2 шт.,

массажные мячики Су-Джок – 2 шт.,

индивидуальные антибактериальные салфетки – 11 упаковок,

индивидуальные одноразовые салфетки – 11 упаковок,

антибактериальный спрей – 3 шт.,

одноразовые перчатки – 11шт.,

индивидуальные десертные ложечки – 10шт.,

листы белой бумаги,

цветные карандаши 2 упаковки,

природный материал: семена фруктов, горох, фасоль, шишки,

мягкие игрушки для сюжетных игр – 5шт.,

простые карандаши – 4шт.

2. Информационное обеспечение: 

Учебно – методический комплекс для педагога:

1.        Диагностический материал по Н.В. Микляевой «Диагностика языковой способности ребенка» /диагностические карты стартовой диагностики/ к разделу  № I.

2.        Практический материал «Артикуляционный аппарат» к разделу  № II.

3.        Практический материал «Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой» разделу № III.

4.        Практический материал «Гласные звуки» к разделу № IV.

5.     Практический материал «Согласные звуки» к разделу №  V.

6.     Сборник практических материалов «Артикуляционная гимнастика»  к разделу № VI /6.1./.

7.    Сборник практических материалов «Пальчиковая гимнастика»  к разделу № VI /6.2./.

8.    Сборник практических материалов «Дыхательная гимнастика»  к разделу № VI /6.3./.

9.    Практический материал «Характеристика звуков» к разделу  № VI /6.4./.

10.  Практический материал «Слуховое фонематическое восприятие» к разделу  № VI /6.5./.

11.  Практический материал «Постановка свистящих звуков» к разделу  № VI /6.6./.

12.  Практический материал «Постановка шипящих звуков» к разделу  № VI /6.6./.

13.  Практический материал «Постановка сонорных  звуков» к разделу  № VI /6.6./.

14.  Практический материал «Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразовой речи» к разделу  № VII.

15.  Практический материал «Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, во фразовой речи» к разделу  № VIII.

16.  Электронная папка «Презентации к занятиям».

17.  Электронная папка «Речевых игр».

18.Наглядный материал  /схемы по артикуляции звуков, сюжетные картинки по темам, мнемотаблицы, сборник скороговорок, чистоговорок, текстовый материал/.

   

Учебно – методический комплекс для детей:

1. Диагностическая карта «Диагностика языковых способностей ребенка» к разделу № I.

2. Наглядный материал /схемы «Артикуляционный аппарат», «Лицо человека»/, дидактические карточки упражнений и игр на развитие и подвижность артикуляционного аппарата –раздел № II.

3. Дидактические игры и упражнения на развитие дыхания к разделу № III.

4. Раздаточный дидактический материал /буквы гласные и согласные, массажные мячи, природный материал, сюжетные картинки, мнемотаблицы, карточки с упражнениями и играми, тексты рассказов, сказок, скороговорки, чистоговорки/ по темам программы:

«Гласные звуки» к разделу  № IV.

«Согласные звуки» к разделу  № V.

«Артикуляция звуков»  к разделу № VI.

«Автоматизация поставленных звуков»  к разделу № VII.

«Дифференциация поставленных звуков»  к разделу № VIII.

3. Кадровое обеспечения: ведущий специалист программы – педагог дополнительного образования, обладающий педагогическим образованием /высшее образование, Томский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика и методика начального образования»/, необходимой квалификацией /специализация «Организация логопедической работы» /, имеющий квалификационную категорию /высшая категория/, планомерно повышающий свое педагогическое мастерство и обладающий достаточным опытом работы с детьми.

     

2.3. Формы аттестации / контроля

         Промежуточная аттестация: 

- представляет собой оценку качества освоения учащимися части программы за полугодие;

- может проводиться в следующих формах:  наблюдение, устный опрос, итоговое или контрольное занятие, дидактическая игра /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога, в речевых играх и упражнениях/.

 Итоговая аттестация:

- проводится по результатам освоения программы в целом, определяется уровень знаний, умений и навыков;

- может проводиться по формам: наблюдение, устный опрос, итоговое занятие /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога/.

      Результаты оформляются в карте теоретических и практических умений и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и фиксируются в папке  «Диагностика учащихся». 

    Критерии оценки уровня, знаний, умений и навыков:

   Высокий уровень: учащийся освоил весь объем знаний от 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период, не допустил ошибок; четко и правильно произносит изолированные звуки, слоги, слова в скороговорках, пословицах, текстах.

   Средний уровень: ребёнок с помощью педагога после небольшой подсказки выполняет не менее 60-89% заданий правильно, может допустить в произношении звуков, слов, слогов ошибки.

   Низкий уровень: после любой помощи педагога ребенок не может выполнить ряд заданий, либо выполнил менее 60% заданий правильно, наблюдается искажение речи, нарушения  произношения более двух звуков. 

     

2.4. Оценочные материалы

       Подбор оценочных материалов проводится в соответствии с существующими методиками известных  авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой, Н.В. Микляевой. 

     При поступлении учащихся в творческое объединение на первом занятии проводится стартовая диагностика языковой способности  детей  по методике Н.В. Микляевой. Данная методика направлена на выявление уровня развития фонологического компонента языковой способности, носит тестовый характер и состоит из шести методик:

  • выявление артикуляционных возможностей детей;
  • выявление возможностей восприятия артикуляционной позы;
  • выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков;
  • выявление сформированности звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • определение уровня развития фонематического восприятия;
  • исследование навыков языкового анализа и синтеза.

     Данная диагностика позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать её для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия. 

   На завершающем этапе разработано итоговое занятие, в котором подобраны игры и игровые приемы, тесты, логопедические упражнения и задания.

   Оценочные материалы:

1. Сборник игр, логопедических упражнений и заданий по разделам программы.

2. Речевая карта языковой способности ребенка.

3. Карта теоретических и практических знаний, умений и навыков по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе «Речевая карусель»

  1. Методические материалы

       Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса дыхательных и артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, активизируется контроль над качеством звучащей речи, корректируются речевые дефекты.       Особенностями коррекционной работы с детьми является использование специальной дифференцированной индивидуальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, смена деятельности, как обязательная часть любого занятия. Во время занятий важно соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, речевого материала в вариациях, с учетом постепенности перехода от простого к сложному. Такое разнообразие в работе будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Например, один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

    Структура занятия по коррекции речи и его компоненты могут меняться и комбинироваться не только в зависимости от целей и задач, но и от выбранных методов работы.

Алгоритм занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование речевого и физиологического дыхания.
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Основной блок /сообщение темы занятия, постановка звука, автоматизация  звука, дифференциация звука/
  5. Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку развития ребенка (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и упражнения)
  6. Рефлексия занятия. Домашнее задание.

В ходе индивидуальной работы  используются технологии и методы обучения:

Словесные:

  • словесная инструкция;
  •  показ (подражание);
  • объяснение;
  • рассказ.

 Наглядные:

  • метод совместных действий;
  • наблюдение;
  • предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

Практические:

  • подвижные игры;
  •  сюжетные игры.

Технологии обучения:

  • Личностно-ориентированные
  • Индивидуализация обучения
  • Дифференцированного обучения
  • Игровой деятельности
  • Здоровьесберегающая технология

Формы контроля:

  • текущий
  • периодический

          Спецификой работы с детьми является необходимость индивидуального подбора заданий. В одних случаях, задания давать в тестовой форме, позволяющие ребенку не давать развернутый речевой ответ, в других – предъявлять речевой образец для ответа. По форме ответов для проверки результатов,  применяемых на занятиях,  задания выделяются в 2 группы:

  • задания со связанными ответами;
  • задания со свободными ответами.

    Каждое занятие оснащено различным дидактическим материалом (карточки, схемы, буквы, раздаточный материал, коллажи по сказкам, тактильные дощечки и т.д.) и техническими средствами:

  1. Карточки с изображением букв.
  2. Материал для дыхательных упражнений.
  3. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.
  4. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым  темам.
  5. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  6. Схемы «Артикуляционный аппарат»

2.6. Список литературы

для педагога:

  1. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи  [Текст]:  учебное пособие / Н.С. Жукова; –  М.: Эксмо, 2014г.-120с.
  2. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. [Текст]:  учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,  Т.Б. Филичева;  –  М.: Эксмо, 2012г.-288с.
  3. Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, мелкой моторики. [Текст]: пособие/ Т.В. Кабанова;- М.: Изд-во Гном и Д, 2013г.-104с.
  4.  Микляева, Ю. В. Работа над звукопроизношением  [Текст]: практическое пособие / Ю.В. Микляева; – М.: Дельта, 2012.
  5. Пятница,  Т.В. Речевые нарушения [Текст]: практическое пособие / Т. В. Пятница; – М.: Феникс, 2012 г.-336с.
  6. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская; –  СПб.: Детство-пресс, 2013г.-64с.
  7. Смирнова, М.В. Скороговорки для развития речи [Текст]: Речевые упражнения и занимательные картинки / М.В. Смирнова; –  СПб.: Литера, 2014г.
  8. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст]: альбом дошкольника/ Т.А. Ткаченко; –  М.: Книголюб, 2016г.-56с

для учащихся:

1. Гурин, Ю. В. Удачная рыбалка  [Текст]: пособие / Ю.В. Гурин; – М.: Литера, 2014г.-68с.

2.Ермоленко, О.С. В школе и дома. Развитие речи [Текст]:  практическое пособие игр и упражнений/ О.С. Ермоленко; –  М.: ООО «Издательство АСТ», 2014г.

2.        Колесникова, Е. В. Тесты для детей 5 лет [Текст]: система игровых заданий / Е.В. Колесникова; – М.: «Ювента», 2012г.

3. Колесникова, Е. В. Тесты для детей 6 лет [Текст]: система игровых заданий / Е.В. Колесникова; – М.: «Ювента», 2002г.

4. Курицына, Э.М., Тараева, Л.А. Игры на развитие речи. [Текст]: дидактический и методический материал/ Э.М. Курицына, Л.А. Тараева;– М.: РОСМЭН, 2014г.

5. Лагздынь,  Г.Р. Поцикаем и пошикаем. Звуковая культура речи [Текст]: практическое пособие/ Г.Р. Лагздынь; – М.: Карапуз, 2012г.-   85с.

Люцис,  К. Грамматика в картинках [Текст]: практическое пособие / К. Люцис; – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.

6. Куликова, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. [Текст]: пособие/ Т.А. Куликова;– М.: «Издательство Гном и Дном», 2006г.

7. Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики [Текст]: пособие / Я.Ю. Позднякова; –  М.: Литера, 2016г.-32с.

8. Сомкова, О. Н. Путешествие по стране правильной речи [Текст]: методический журнал / О.Н. Сомкова; – С-Пбг.: Детство-Пресс, 2002г..

9. Скворцова, И.В. 100 логопедических игр. [Текст]: программа развития  и обучения дошкольника. И.В. Скворцова;- М.: Издательский дом, 2003г.

10. Сухих, И.Г., Логопедия. Веселые скороговорки для не послушных звуков. [Текст]:  практическое пособие, речевой материал / И.Г. Сухих;  –  Яр-ль.: Академия развития, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые работы за 2 класс УМК "Планета знаний"

Проверочные работы по математике и русскому языку, комплексная работа за 2 класс по программе "Планета знаний"...

Итоговое занятие "Занимательный английский"(Путешествие по станциям)

Данный материал поможет детям обобщить знания  к концу учебного года , способствует познавательному развитию и конструированию, закрепить знания о цифрах,буквах, учить соотносить количество предм...

Итоговый протокол XV Международного Форума "Зелёная планета - 2017"

Гераськин Егор, 1 класс, лауреат Международного этапа Форума "Зелёная планета - 2017"  в номинации «Многообразие вековых традиций» – конкурс отдельных поделок и композ...

Итоговый тест по математике 2 класс Планета знаний

Тест  предполагает повтор материала за прошедший год с выбором одного правильного  варианта....

Физкультурное занятие "Путешествие к разноцветным планетам"

Учить детей сочетать свои действия с действиями других игроков команды;Воспитывать чувство уверенности в себе, выносливости, доброе отношение друг к другу;Тренировать детей в умении выполнять упражнен...