Как помочь своему ребенку улучшить чтение
статья по логопедии (1 класс)

Статья поможет родителям в домашних условиях улучшить навыки чтения своему ребенку ученику 1-2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_svoemu_rebenku_uluchshit_chtenie.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей «Как помочь своему ребенку улучшить чтение »  учитель-логопед  ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского  района СПб   Александрова С.А.

    В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Некоторые дети не могут научиться читать  продолжительное время. Попытки научить  читать этих детей сопровождается трудностями и ошибками при чтении. Дети пропускают, заменяют буквы, пропускают предлоги, не дочитывают окончания,  заменяют слова, не понимают смысл прочитанного.

  Нарушения чтения у детей отрицательно влияют на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению неуверенности в себе, робости, тревожной мнительности или, наоборот, агрессивности, озлобленности.

 Как помочь своему ребенку улучшить чтение?

  Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую  защищенность   ребенка,  его   комфорт,  потребность  в эмоциональном  общении  с вами.

  В   норме   чтение  представляет собой сложный    психофизиологический процесс,   в   котором    участвуют   различные   анализаторы:    зрительный, речедвигательный,     речеслуховой.     В  основе  его лежат     «сложнейшие механизмы    взаимодействия     анализаторов   и    временных  связей   двух  сигнальных систем».

 Процесс   чтения   начинается   со   зрительного  восприятия, различения и узнавания    букв.   В    дальнейшем    происходит    соотнесение     букв    с соответствующими       звуками     и     осуществляется       воспроизведение звукопроизносительного    образа     слова,   его  прочитывание.  И наконец, вследствие   соотнесения    звуковой     формы    слова    с   его    значением осуществляется понимание прочитанного.

    Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

  Каждая       из      них    характеризуется    своеобразием,      качественными особенностями,     определенной    психологической    структурой,     своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

Дислексия - частичное   нарушение   процесса   чтения,   проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

   Нарушения   чтения    могут    вызываться    причинами    органического   и функционального характера. Дислексия бывает обусловлена органическими повреждениями    зон    головного    мозга,  принимающих участие в процессе чтения.

  Функциональные    причины     могут    быть     связаны    с      воздействием внутренних    (например,     длительные      соматические     заболевания)     и внешних    (неправильная    речь     окружающих,   двуязычие, недостаточное внимание    к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

  Расстройства чтения часто    наблюдается    у  детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким   образом,  дислексия  чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

 Некоторые   авторы   отмечают    наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.

  При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок:

  1. Замены    и   смешения   звуков    при чтении,   чаще всего фонетически близких звуков    (звонких и глухих и др.), а также   замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.
  2. Побуквенное чтении нарушение слияния звуков  в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)
  3. Искажения   звукослоговой    структуры  слова, которые проявляются в пропусках     согласных   при    стечении,   добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
  4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются  на уровне отдельного слова,   предложения и   текста, когда  в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
  5. Аграмматизмы      при     чтении.     Отмечаются   нарушения падежных окончаний,    согласования       существительного    и   прилагательного, окончаний глаголов и др.

      Симптоматика    и    течение     дислексии    во  многом зависит от ее вида,         степени выраженности, а также этапа овладения чтением.

       Упражнения,  направленные на формирование навыка чтения:

  1. Чтение   слогов  (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево) Например, таких:

ма      мя            на      ня          ра     ря            са      ся            фа     фя

му      мю           ну     ню         ру     рю           су     сю           фу     фю

мы     ми            ны     ни         ры    ри            сы     си            фы    фи

мо      ме            но      не         ро     ре             со      се           фо      фе

мэ      ме            нэ       не         рэ     ре             сэ      се           фэ      фе

- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;

  1. Составление слов из слогов;
  2. чтение слов и соединение их с подходящими картинками;
  3. чтение слов наоборот побуквенно (лето - отел) ;
  4. составление предложений из слов  (Птица сидела на ветке -  ветке. на, птица,  сидела,);
  5. чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
  6. чтение наложенных слов;
  7. чтение зашумленных слов;
  8. поиск в тексте заданных слов;
  9. чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
  10. поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
  11. чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали,  и т. д.;
  12. чтение разрезанного текста    (разрезан    по   вертикали   на  две равные половины, и  они    сдвинуты    относительно друг друга    на две  или три строки);
  13. чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
  14. добавление пропущенных букв  в  словах;
  15. чтение со скрытыми окончаниями;
  16. чтение подписей под картинками;
  17. чтение инструкций;
  18. чтение   текстов,    в которых    некоторые   слова представлены в виде рисунков;
  19. чтение ответа на вопрос;
  20. чтение в  учебнике по чтению  текстов,    которые  еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
  21. разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
  22. в      совместном       досуге    взрослого      и     ребенка    использовать    настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
  23. ежедневное получасовое чтение  в выходные  дни,   на каникулах  (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
  24. чтение одного текста 3- 4 -5 раз   (пока ребенок   не будет   читать текст легко и быстро)  это может занять 1 день или 2 дня;

  Не желайте       страстно      результата,     но      ежедневно     трудитесь   над   улучшением чтения. Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.

Желаю      ВАМ    терпения,       трудолюбия,       успехов         в   совместной   деятельности       с  детьми,    мудрости,    огромной любви  к вашим детям  и процессу жизни.  

                                       Литература:

1. Будрина  С. В.  Играем в слова. – Киров., 20012.

2. Будрина  С. В.  учимся читать. – Киров., 20012.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1996..

4. Волина В. В.  Занимательное  азбуковедение.- М., 1991.

5. Ефименкова Л. Н.   Коррекция   устной    и    письменной   речи   учащихся начальных классов. -  М., 1991.

6.Корнев А.Н. нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997, 2003.

7. Крупенчук О.И.  77 упражнений для увеличения скорости чтения – СПб., 2010

8. Лалаева  Р. И.   Венедиктова Л.В.    Дифференциальная     диагностика     и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.

9.  Мазанова Е.В. Формы и  методы  логопедической  работы   по  коррекции дисграфии  // Развитие  и   коррекция.  Вып. 10.-   М.:   АНМЦ   «Развитие   и коррекция» ВОИ, 2001.

10. Садовникова И. Н.   Нарушения    письменной   речи и   их   преодоление у младших школьников.- М., 1995.

11 .  Парамонова  Л. Г. Правописание шаг за шагом.  - СПб., 1998.

12. Ястребова А. В.      Коррекция      недостатков    речи      у    учащихся общеобразовательной школы. – М.,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся....

Как помочь своему ребенку учиться?

материал для родителей....

Как помочь своему ребенку учиться.

«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание»Лесгафт Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащ...

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться" Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: · расшир...

Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом

сДанный материал поможет сформировать  у родителей представления  о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....

Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?

Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы  для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...

"РЕБЕНОК – ЖЕРТВА БУЛЛИНГА" Как помочь своему ребенку Советы родителям

ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), о...