Материал
статья по логопедии

Пономарёва (Плетникова) Ольга Владимировна

Статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка

Пономарёва Ольга Владимировна

учитель-логопед, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

Цуцура Марина Михайловна

учитель, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

В данной статье говориться о формирование письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи. Поэтапно раскрываются  важные и значительные разделы русского языка в формировании речевой деятельности.

Ключевые слова: речь, письменно-речевая деятельность, этапы формирования связной речи.

Речь-это наиболее сложная форма психической деятельности человека. Она является основным орудием формированиея мысли, средством общения и социальной связи. Письменно-речевая деятельность по отношению к ее устным формам является еще более сложным коммуникативным процессом, требующим организации и обеспечения особых условий его формирования, развития и реализации  (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) [1, с.220].

Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. В этот период ведется целенаправленная подготовка учащегося к переходу из школьной жизни во «взрослый» мир, мир более широкого и активного социального окружения. Новые социально-коммуникативные отношения будущей «взрослой» жизни потребуют от бывшего учащегося знаний и навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Поэтому в  школьные годы возрастает роль как образовательной, так и психологической подготовки, позволяющей благополучно приобретать и накапливать социально-коммуникативный опят, укреплять адаптационные возможности каждого ученика, развивать умение, интерес и вкус межличностного общения, проявлять собственное стремление к различным коммуникативно-речевым контактам, способствующим своевременной интеграции и гармонизации личности в социуме.

В первые два года обучения в школе учащинся овладевают непосредственно техникой письма, учатся четко и графически правильно писать все элементы строчных и загравных букв и их соединений. В этот период уделяется особое внимание заданиям на отработку и автоматизацию навыков безотрывного письма, способствующего увеличению его скорости. Изучение фонетики, грамматики и правописания, являющихся основными разделами русского языка, содействует развитию грамматической стороны письма учащихся. Таким образом, в этот период ведется очень важная подготовительная работа к овладению наиболее сложных элементом письменно-речевой деятельности,а именно самостоятельной грамотной письменной речью, способствующей, в свою очередь, реализации различных коммуникативно-речевых и социальных задач.

Обучение школьников самостоятельной связной письменной речи начинается с простых элементарных письменных упражнений, таких, как творческий диктант или изложение, рассказ по серии картин или сочинение по зачину и т.п., запланированных школьной программой для развития и активизации коммуникативных навыков на первичном этапе работы. Проведение соответствующих занятий осуществляется по методикам, учитывающим речевое развитие учащихся, при разработке которых особая роль отводится изучению трудностей школьников в усвоении сложной письменно-речевой деятельности и анализу ее нарушений (И.В. Прищепова; Е.Н. Российская) [3, с.85].

Можно отметить, что формирование грамотной связной письменной речи учащихся зависит от уровня сформированности как речевой, так и учебной деятельности. При этом уровень сформированности учебной деятельнсоти может страдать избирательно у определенной группы детей, а также являться последствием дидактогенных пробелов в обучении (ошибок и/или недостатков самого процесса обучения) и быть обратно обусловленным недостатками в развитии их речи.

Именно в начальных классах закладывается основа для успешного овладения учебной прогарммой, развития речи и коммуникативных качеств личности каждого школьника. Работа по развитию речи детей является важнейшим звеном во всем образовательном процессе. Эта часть педагогической деятельностипредусмотрена программным содержанием обучения учащихся в школе, которое обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи школьников. Решение поставленной задачи может быть обеспечено как на специальных уроках по развитию речи в процессе работы по определенным темам, так и на уроках русского языка во время отработки соответствующего языкового материала.

Одним из наиболее важных и значимых разделов в формировании связной  письменной речи является обучение учащихся над сочинением, включающее несколько этапов:

- подготовительный этап;

- этап исполнения;

- этап анализа учащимися их собственной тверческой продукции и самостоятельной работы над ошибками;

- этап проверки и оценки работы учителем.

Охарактеризуем подробно содержание каждого из них.

Подготовительный этап предусматривает сбор, обобщение, обсуждение и анализ сведений о тематике предстоящей работы. На этом этапе к написанию сочинения необходимо провести словарную работу, которая будет способствовать грамотному оформлению письменной продукции; уточнению словарного запаса, обеспечивающего ее полноту; актуализации лексических групп слов, способствующих связности и стилистической точности письменного высказывания.

Этап исполнения предусматривает собственно написание сочинения. В начальной школе, именно в 3-4 классах, учащимся еще можно разрешать самостоятельное проговаривание шепротом слов и/или целых предложений, а также пользоваться материалами домашней заготовки (черновиком).

Следующий обязательный этап в работе над сочиненией- анализ учащимися их творческой продукции и самостоятельная работа над ошибками. Важно, чтобы учащиеся не только просматривали свои работы на предмет ошибок, но и редактировали тектс, если это необходимо. Творческую активность учащихся необходимо всячески поощрять.

Завершающим этапом работы является оценка сочинений, т.е. проверка и оценка работы учителем. Помимо проверки умения учащегося строить самостоятельное развернутое письменное высказывание, правильно оформленное с точки зрения грамматики, синтаксиса и сематики, в сочинениях предметом оценивания являются содержание (полнота, логика, причинно-следственные связи, достоверность) и соответствие тому или иному стилю (жанру).

Анализировать деятельнсоть учащихся учителю следует с учетом степени сложности самой работы и трудностей, преодолеваемых учащимся в процессе письма. Следует также оценить динамику развития письменной речи школьника в сравнении с предыдущими результатами его деятельности.

Следует помнить, что соблюдение базовых принципов методики и дидактики в преподавании русского языка школьникам с нарушениями речи содействует преодолению нарушений речевой и учебной деятельности, минимизации затруднений дидактогенного характера, а также обеспечивает качественное усвоение учебной программы и в итоге позитивно влияет на развитие письменно-речевой деятельности, повышает коммуникативную активность учащихся и делает их интегративный путь более динамичным, что подтверждено результатами нашего опятного обучения.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983.

2. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1992.

3. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: Айрис-Пресс, 2001.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цуцура Марина Михайловна

учитель, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

Пономарёва Ольга Владимировна

учитель-логопед, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель», Россия, г. Белгород

В статье проводится анализ одарённости учащихся начальных классов через проектно-исследовательскую деятельность. Автор раскрывает основные этапы проектной деятельности заинтересованности младшего школьного возраста.

Ключевые слова: одарённость, проектно-исследовательская деятельность, этапы проектирования.

В настоящее время, пожалуй, самой серьёзной «болезнью» системы образования является ориентировка на «среднего» ребёнка, отсутствие опоры на индивидуальность школьника.

При этом научные труды исследователей детской одарённости указывают на то, что каждый ребёнок обладает интеллектуально-творческим потенциалом, который возможно развить в процессе целенаправленной педагогической работы.

Вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность – это не только обязательное требование ФГОС, но и способ индивидуализации образовательного процесса, возможность развития способностей одарённых детей и детей с признаками одарённости.

Педагогические технологии, в которых ведущее место принадлежит проблемным, поисковым, проектным, исследовательским, методам, являются наиболее продуктивными для развития одарённости. Они создают условия, при которых младшие школьники учатся формулировать гипотезы, находить доказательства, анализировать свою деятельность и определять свои успехи, причины неудач и ошибок.

Проектная деятельность предполагает создание для учащихся субъективно нового продукта, который будет возможно использовать
в повседневной жизни.

Этапы проектирования: концепция, цели и задачи, используемые ресурсы, планирование и целенаправленная деятельность по реализации задуманного, осмысление и рефлексия результатов.

Исследовательская деятельность предполагает изучение явления окружающего мира через эксперимент. При этом конечный результат лишь предполагаем, но неизвестен заранее.

Структура любого исследования такова:

- выявление и постановка проблемы;

- изучение теоретических вопросов;

- толкование определений;

- выбор методов/методик исследования;

- сбор собственного материала в ходе эксперимента;

- анализ и обобщение данных;

- научный аспект/комментарий;

- собственные выводы;

- презентация результатов.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся направлена
на формирование у них умений проектирования собственного исследования посредством определения целей и задач, выделение методов и методик, определение и планирование этапов, выбор ресурсов, представление ожидаемых результатов.

Элементы исследовательской деятельности в начальных классах включают в уроки.

Во многих школах в настоящее время широко используются такие формы, как урок-проект и урок-исследование, способствующие формированию культуры интеллектуального труда учащихся. Они активно применяются как на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, технологии, так и во внеурочной деятельности и позволяют познакомить школьников с навыками самостоятельной работы и азами исследований.

Длительность выполнения проекта или мини-исследования
по предмету – это урок или одна-две недели; во внеурочной деятельности продолжительность эксперимента может быть более пролонгированной.

Нередко при изучении какой-либо темы на уроке выявляются проблемные вопросы. Учащиеся настолько увлекаются этой проблемой, что это становится отправной точкой к выполнению ими индивидуальных проектно-исследовательских работ во внеурочное время.

В начальных классах чаще всего реализуются творческие, практико-ориентированные, информационные, социальные, исследования и проекты.

Широкий выбор тем, различные информационные источники, логика ведения исследования, выступление в ходе публичной защиты способствуют формированию у младших школьников не только личностных качеств, развитию речевых умений, но и постижению младшими школьниками основ научно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность в группах развивает навыки коммуникации, умение работать в команде, уважительное отношение
к мнению других [2, с.120].

Одарённые учащиеся, начиная с начальной школы, демонстрируют развитое мышление, воображение, способны решать исследовательские задачи, творчески преобразовывать действительность.

Результатом систематического участия одарённых школьников
в проектно-исследовательской деятельности является не только овладение ими самостоятельной познавательной деятельностью, но и формирование
проектно-исследовательской компетентности:

- видение проблем, требующих исследования;

- формулирование гипотезы;

- эффективная работа с различными источниками информации;

- видение и выделение существенного и отсечение «воды»;

- постановка познавательных задач;

- планирование и анализ деятельности;

- определение условий для проведения наблюдений, опытов;

- отбор оптимального оборудования и овладение технологиями проведения экспериментов;

- владение логикой изложения материала и структурирования результатов исследования;

- умение грамотно формулировать выводы;

- публичное выступление, в том числе, с использованием компьютерных средств и технологий;

- рефлексия и самооценка собственной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что некоторым одарённым детям присущи признаки дисгармоничного развития, что может проявляться
в физических, интеллектуальных, социальных или психических аспектах. Включение младших школьников с подобными особенностями
в исследовательскую деятельность положительно влияет на их развитие
и становление личности ребёнка.

Значительное влияние прослеживается в формировании регулятивных компонентов, в адекватной самооценке, в снижении общих показателей тревожности, и, как следствие, в повышении уровня психологической устойчивости.

Использование проектно-исследовательской деятельности в работе
с одарёнными детьми предполагает:

- выявление индивидуальных особенностей учащихся посредством наблюдений;

- определение направления проявления одарённости;

- составление ИУП (индивидуального учебного плана), отражающего траекторию развития;

- психолого-медико-педагогическое сопровождение;

- включение в групповые формы работы (с целью формирования навыков коммуникации);

- создание атмосферы сотрудничества [1].

Эффективность использования проектно-исследовательских методов
в образовательном процессе младших школьников напрямую зависит
от личностных и профессиональных качеств педагогов, их творческого отношения к деятельности, от умения увидеть в учениках признаки одарённости.

Список литературы

1. Карпова С.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённых учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа:  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-odarennyh-uchaschihsya/viewer (дата обращения 18.07.2022).

2. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант// Развитие
и диагностика способностей. – М., 1991. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для оформления классных стендов к Дню Матери.

Данный материал напомнит учащимся с классных стендов о добром празднике - Дне Матери....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Стихотворение ко Дню Матери. "Ода матери" Баева И.В.

К празднику 8 марта или ко Дню Матери душевное стихотворение "Ода Матери" Автор Баева И.В....

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....