«Левша – особенности развития или как помочь леворукому ребёнку в обучении»
презентация к уроку по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_seminar.pptx156 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Левша – особенности развития или как помочь леворукому ребенку в обучении Подготовила учитель – логопед Папст Т.Г .

Слайд 2

Леворукость – преобладание левой руки над правой по частоте использования, точности и ловкости движений.

Слайд 3

Причины леворукости Генетический Ребенок наследует леворукость от родственников. Дети с генетическим вариантом леворукости по всем параметрам – по темпам созревания мозга, по речевому и познавательному развитию, по формированию основных психических функций – совершенно такие же, как праворукие дети.

Слайд 4

Компенсаторный Сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем и те и другие проявления могут как иметь общую причину, так и определяться разными факторами Ученые предполагают, что основная причина компенсаторной леворукости – неблагоприятное воздействие на мозг во время беременности и родов.

Слайд 5

В целом ученые сходятся во мнении, что основные причины леворукости связаны с наследственностью и патологическими факторами.

Слайд 6

«Графическое функциональное превосходство» означает, что этой рукой ребенок лучше пишет, рисует. «Бытовое функциональное превосходство» – что этой рукой он выполняет привычные действия.

Слайд 7

Дети с выраженным бытовым превосходством левой руки, но графические амбидекстры , т.е. дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Чаще всего этих детей либо переучивали, либо поощряли рисовать и писать правой рукой. Им будет проще писать левой рукой, хотя почерк при этом может быть недостаточно аккуратным.

Слайд 8

Дети с выраженным бытовым превосходством правой руки, с графическим превосходством левой или графические амбидекстры . Часто в основе такого соотношения лежит ситуация, когда ребенок был вынужден использовать левую руку вместо правой (например, в результате травмы, перелома, болезни и т.п.). Таким детям лучше учиться писать правой рукой.

Слайд 9

Если ребенок пишет обеими руками, то необходимо следить, чтобы он выполнял задание до конца одной и той же рукой и перекладывал ручку или карандаш в другую руку только после завершения работы .

Слайд 10

Опросник А.П. Чуприкова для определения леворукости Вопросы: 1. Какой рукой ребенок рисует? 2. Какой рукой бросает камень, мяч? 3. Какой рукой режет ножницами? 4. Какой рукой бьет молотком? 5. Какой рукой держит зубную щетку? 6. Какой рукой расчесывает волосы? 7. Какой рукой стирает ластиком? 8. В какой руке держит ложку? 9. Какой рукой раздает карточки при игре в лото? 10. Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?

Слайд 11

- Снять крышку с коробки - Налить воды из кувшина - Играть ракеткой в теннис или бадминтон - Открутить крышку с банки - Вдеть нитку в иголку - Открутить что-либо отверткой - Подмести веником/щеткой (ведущая – рабочая рука, ко- торая направляет движение) - Копать лопатой (то же самое) - Зажечь спичку - Резать ножом - Помешать что-либо ложкой (например, суп в кастрюле) - Выпить воды из стакана (оценивается, какой рукой бе - рется стакан). К числу проб, которые вошли во многие современные тесты рукости (М.Аннет, Р.Олдфилд и др ), относятся такие задания:

Слайд 12

Левое полушарие Правое полушарие Устная речь. Чтение. Письмо. Словесное мышление. Ритм в музыке и поэзии. Названия и классификация цветов. Счет. Интерпретация мимики и.жестов. Понимание метафор, чувство юмора. Эмоциональная окраска речи, интонация. Тембр и гармония в музыке. Пространственные понятия и представления, общая пространственная ориентация. Распознавание мимики и жестов, узнавание лиц.

Слайд 13

Наиболее яркой особенностью мозговой деятельности у левшей является то, что у них, в отличие от правшей, распределение функций между полушариями не является однозначно предсказуемым.

Слайд 14

Семенович А. В. отмечает, что и внутри одного полушария у правшей и левшей наблюдаются различия. Мозг левшей – это не просто зеркальное отображение мозга правшей. У правшей существуют четко обозначенные зоны мозга, выполняющие определенные функции, например, в височной доле располагается центр обработки слуховой информации. А у левшей наблюдается так называемая внутриполушарная функциональная недифференцированность , то есть мозговой центр, всегда выполняющий у правшей одну и ту же функцию, у левшей может выполнять совершенно другую.

Слайд 15

А.В.Семенович выделяет еще одну особенность деятельности мозга левшей, которая никогда не встречается у правшей – у них гораздо меньше степень межполушарного взаимодействия, то есть левое и правое полушарие функционируют относительно автономно. Это их уникальная особенность. У правшей такого никогда не наблюдается. Кроме того, у левшей разница между полушариями головного мозга выражена значительно слабее, чем у правшей, они как бы более сбалансированы.

Слайд 16

Одна из главных особенностей левшей – трудности в формировании пространственных представлений, то есть способности ориентироваться в системе пространственных координат («вперед-назад»,«лево-право» и т.д.).

Слайд 17

Развитие пространственных представлений ( М.М. Семаго и Н.Я. Семаго) Первый этап – ориентация в пространстве собственного тела. Второй этап – ориентация в пространстве окружающих предметов. Третий этап – способность отразить понимание пространственных отношений в речи. У левшей трудности в этой области наблюдаются на всех трех этапах.

Слайд 18

Проявления недостатков пространственных представлений у левшей: зеркальные формы деятельности (зеркальное письмо (или рисование), зеркальное чтение и разнообразные зеркальные движения; - нарушения временных представлений; - целый ряд сложностей в обучении математике; - проще опираться на вербальные, то есть словесные, стимулы, чем на невербальные (схемы, картинки и пр.) То есть по плану, написанному словами, они работают лучше, чем по рисунку.

Слайд 19

Правильная поза при письме левой рукой

Слайд 21

держать ручку ВЫШЕ, чем правшам (специалисты Института исследования рукости называют такие цифры – от 2,5 до 4 см от пишущего конца ручки); при выполнении заданий в прописях или рабочих тетрадях необходимо проверить, хорошо ли ребенку виден образец или текст задания; обратить особое внимание на освещение рабочего места ребенка-левши: при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны; в классе предпочтительно посадить его у окна, с левой стороны парты.

Слайд 22

Как учить левшу ориентироваться в пространстве Обозначить левую руку ребенка. Таким образом ребенок обретает точку опоры, становится понятно, что писать нужно ОТ часов, а буква Я развернута К часам и так далее. То же самое касается и математических операций: решение примеров происходит ОТ часов. Главное – все время надевать этот предмет на одну и ту же руку. Через некоторое время потребность в этом отпадет. Помогать ребенку ориентироваться во взаимном расположении предметов и правильно его называть. Разрезные картинки. Упражнения на копирование и перерисовывание, определение правильно и неправильно написанных букв или цифр. Игры «Робот», «Пиратская карта».

Слайд 23

Как помогать леворукому ребенку учиться В обучении придерживаться более медленного темпа. Многим левшам тяжело переключаться и выполнять несколько действий одновременно, так что не нужно часто менять задания. При освоении новых навыков необходимо не просто показывать, а брать руки ребенка в свои и выполнять новое действие вместе. - Часто специалисты советуют при освоении каких-то навыков вообще не использовать слова типа левый-правый, чтобы ребенку было проще сориентироваться. Основной принцип обучения левшей письму, математике и т.д. – пошаговые инструкции.

Слайд 24

А.В. Семенович: «Преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более некомпетентное, да еще в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться не сразу, а через несколько лет. И бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но, главное, самому ребенку». Поэтому задача взрослых, рядом с которыми растет леворукий ребенок, – не пытаться изменить его, а создать для него такие условия, в которых он сможет максимально реализовать свой потенциал.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь леворукому ребенку дома

Рекомендации для родителей...

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ: КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ

Как работать с медлительными, активными, леворукими детьми, рекомендации родителям....

Особенности развития леворуких детей

Данный материал содержит рекомендации для родителей, имеющих леворуких детей....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи нео...

Родительское собрание "Роль микроклимата в семье для успешного обучения ребёнка. Как помочь стать ребёнку внимательным"

Знакомство родителей с факторами, влияющими на  успешность обучения, значимостью проблемы развития детского внимания. Методы и приёмы развития  внимания...

«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».

В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам....