Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия 2 класс"
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Федосеева Владислава Сергеевна

Организация учебной деятельности, как особой формы обучения, тесно связана с проблемой развития речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности родного языка, как знаковой единицы системы. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка, как средства общения в речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также изменений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Данная программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учащихся 2-х классов ГБОУ №000 с дисграфией и нарушением лексико-грамматического строя речи.

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (НОО); Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Образовательной программы ГБОУ №000 на 2022-2023 учебный год; Учебного плана образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год.

Данная программа носит интегрированный характер. Это синтез лингвистики, логопедии, психологии, педагогики, возрастной физиологии, дефектологии.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков грамотного письма и чтения. Коррекционная программа имеет практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, формирует языковые, грамматические умения и навыки правописания, необходимые для успешного общения.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 34. На реализацию курса отводится 1 час в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия 30-40 минут. Предельная наполняемость группы 5-6 человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_krz_2_klass.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ 2 КЛАСС»

Автор-составитель программы:

(Федосеева В.С., учитель-логопед)


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Общая характеристика программы

Организация учебной деятельности, как особой формы обучения, тесно связана с проблемой развития речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности родного языка, как знаковой единицы системы. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка, как средства общения в речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также изменений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Данная программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учащихся 2-х классов ГБОУ №000 с дисграфией и нарушением лексико-грамматического строя речи.

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (НОО); Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Образовательной программы ГБОУ №000 на 2022-2023 учебный год; Учебного плана образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год.

Данная программа носит интегрированный характер. Это синтез лингвистики, логопедии, психологии, педагогики, возрастной физиологии, дефектологии.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков грамотного письма и чтения. Коррекционная программа имеет практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, формирует языковые, грамматические умения и навыки правописания, необходимые для успешного общения.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 34. На реализацию курса отводится 1 час в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия 30-40 минут. Предельная наполняемость группы 5-6 человек.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, способность преодолевать трудности.

Основные задачи программы:

  • Уточнять и развивать пространственно-временные представления.
  • Формировать и совершенствовать пространственное восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез.
  • Развивать и формировать функции фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать и совершенствовать языковой и слоговой анализ и синтез.
  • Обогащать качественный и количественный словарь и фразовую развёрнутую речь.
  • Формировать функции словообразования и словоизменения.
  • Предупреждать и преодолевать лексико-грамматические ошибки в устной и письменной речи.
  • Развитие неречевых психических процессов: дыхания, артикуляционной и ручной моторики.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу обучения дети должны знать:

  1. Название гласных и согласных звуков и букв.
  2. Определения понятий: звук, буква, слог, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, слово, словосочетание, предложение, текст.
  3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы; гласные и согласные звуки; слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
  4. Графическое обозначение слогов, звуков, слов, границ предложения.

К концу обучения дети должны уметь:

  1. Различать гласные и согласные звуки.
  2. Различать звуки и буквы, слоги и слова. Словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
  3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.
  4. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.
  5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
  6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
  7. Графически обозначать звуки и слоги.

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание работы по данной программе тесно связано с программой по русскому языку и литературному чтению во 2-ом классе.

Формы организационной деятельности учащихся:

  • индивидуально-групповая;
  • групповая;
  • работа в парах.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей.
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи).
  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для лица, драматизация и т.д.)
  2. Развитие речи, овладение техникой чтения.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционно-развивающие занятия позволяют обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, повысить двигательную активность, корригировать его эмоциональный тонус, дают возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т. ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

На коррекционных занятиях ведётся индивидуально-групповая и групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития обучающихся. Важно создать ситуацию достижения успеха. На занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений (фишки, наклейки).

Коррекционно-развивающие занятия предусматривают общеразвивающую и предметную направленность.

Цель занятий общеразвивающей направленности:

  • повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
  • коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Цель занятий предметной направленности:

  • подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;
  • восполнение пробелов предшествующего обучения.

Методы работы на занятии скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности обучающихся и тем самым реализовывался охранительный режим обучения.

Предлагаемые на занятиях упражнения проводятся параллельно с учебными занятиями.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Обучающиеся в увлекательной форме совершенствуют свои мыслительные процессы, что является важной составляющей их умственного развития.

Формы контроля: диктант, списывание, тестовые задания.

Коррекционная работа условно делится на модули:

  1. Развитие психофизических функций. Коррекционная работа ведётся над развитием познавательных процессов, развитием произвольной сферы, ориентации в пространстве.
  2. Звукослоговой состав слов. Дифференциация гласных звуков и букв. Коррекционная работа ведётся над формированием слогового анализа и синтеза, умением выделять ударный слог и ставить ударение. А также над сложными формами фонематического анализа.
  3. Звукослоговой состав слов. Дифференциация согласных звуков и букв. Коррекционная работа над дифференциацией твёрдых и мягких согласных, обозначением мягкости согласных на письме, умением дифференцировать согласные и гласные звуки и буквы на письме.
  4. Формирование морфологических обобщений. Формирование морфологической стороны речи. Правильное использование синтаксических конструкций.
  5. Формирование стилистического построения и правописания.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

1

Знакомство с группой. Общая диагностика.

1

2

Знакомство с группой. Речевая диагностика.

1

3

Развитие пространственных и временных представлений.

1

4

Дыхательная гимнастика. Формирование правильного речевого дыхания.

1

5

Виды устной и письменной речи. Звуки и буквы.

1

6

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы, их различие.

1

7

Различие на письме гласных а-я в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных буквой я.

1

8

Различие на письме гласных о-ё в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных буквой ё.

1

9

Различие на письме гласных у-ю в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных буквой ю.

1

10

Различие на письме гласных ы-и в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных буквой и.

1

11

Различие на письме гласных э-е в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных буквой е.

1

12

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

1

13

Логоритмика. Развитие координации движений и речевого дыхания.

1

14

Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слова.

1

15

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л.

1

16

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н.

1

17

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П.

1

18

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К.

1

19

Артикуляционная гимнастика. Работа над звукопроизношением.

1

20

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф.

1

21

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т.

1

22

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С.

1

23

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш.

1

24

Сенсорная интеграция. Развитие сенсорного восприятия.

1

25

Согласные буквы и звуки Ж, Ш, Ц. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Глухие и звонкие звуки.

1

26

Согласные буквы и звуки Ч, Щ, Й. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Твёрдые и мягкие звуки.

1

27

Развитие общей моторики. Формирование правильного построения и деятельности двигательной системы.

1

28

Слоги. Слоговой анализ слов. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.

1

29

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.

1

30

Состав слова. Как растут слова?

31

Развитие мелкой моторики. Работа над «ловкостью» рук.

1

32

Мягкий знак в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак.

1

33

Текст. Предложение. Границы предложения.

1

34

Итоговый логопедический диктант. Работа над ошибками.

1

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1.  Учебники и учебно-методические пособия

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 182 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 302 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  3. Анищенкова Е.С. Исправление звукопроизношения у детей: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 190 с. – ил. – (Популярная логопедия).
  4. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2014. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  5. Оглобина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. / И.Ю. Оглобина. – М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2021. – 64 С.
  6. Оглобина И.Ю. Развиваем речь и мышление. Практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов и педагогов-дефектологов / И.Ю. Оглобина. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. – 168 С.
  7. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 160 с. (Библиотека Логопеда).

  1.  Образовательные Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.logopedy.ru – Логопедический портал.
  3. http://logopediya.com – Проект «Логопед».
  4. http://logoportal.ru – Логопедический портал для логопедов, педагогов, родителей.
  5. http://defectolog.ru – Дефектолог – сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребёнка.
  6. http://defectus.ru – Сайт для логопедов, дефектологов, учителей.
  7. http://defectolog.by – Дефектолог.BY
  8. http://www.logopedmaster.ru – Курсы повышения квалификации, методические материалы.

ВКонтакте: материалы, упражнения, игры

  1. «Болтушка» Логопед: https://vk.com/boltuska
  2. «РЕЧЕЦВЕТИК»: https://vk.com/rechecvetik
  3. «Логопеды»: https://vk.com/logoped2007
  4. «Дефектолог & Логопед»: https://vk.com/defektolog_logoped

5.3 Учебное оборудование

  • Доска
  • Проектор, экран
  • Сенсорные доски
  • Песочница
  • Массажные мячи, экспандеры, тренажеры для рук
  • Развивающие игры, слоговая касса букв, счётные палочки
  • Иллюстративный наглядный материал: плакаты, схемы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Рабочая программа для первого класса по курсу РПС "36 занятий для будущих отличников.

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся; ф...

Рабочая программа развивающих занятий в 1 классе

Рабочая программа развивающих занятий для учащихся 1 класса в адаптационный период.Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс

Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....

Рабочая программа автономных занятий по математике 2 класс

В этом документе содержится рабочая программа автономных занятий по математике для учащихся 2 класса, приведено тематическое планирование занятий....

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...