Логопедические игры дома с родителями.
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Котрова Екатерина Александровна

Здравствуйте, уважаемые родители.

Главным критерием правильного развития ребёнка принято считать речь.

При нарушениях речи родители обращаются к логопеду, который выстраивает индивидуальный план коррекции. Но, одним из важнейших условий решения речевых проблем являются регулярные занятия дома.

Логопедические занятия – это всегда значительный труд для ребенка. Именно основной сложностью в выполнении домашних логопедических занятий, является нежелание ребёнка заниматься. В силу своего возраста ребёнок не понимает важности и необходимости занятий с логопедом. А ведь речь ребёнка — это один из показателей его интеллектуального развития. Следовательно, нам требуется замотивировать ребёнка.

Многих родителей волнует вопрос: как привлечь ребенка к логопедическим занятиям дома? Что делать? Нужно ли, давить строгими требованиями, наказывать его?

А ведь непослушание легче предотвратить, чем потом пытаться исправить ситуацию.

Надеюсь, данная статья поможет вам разнообразить логопедические занятия, вы сможете их сделать более увлекательными.

Помните, только вы, ваша любовь и вера в способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители.

Главным критерием правильного развития ребёнка принято считать речь.

При нарушениях речи родители обращаются к логопеду, который выстраивает индивидуальный план коррекции. Но, одним из важнейших условий решения речевых проблем являются регулярные занятия дома.

Логопедические занятия – это всегда значительный труд для ребенка. Именно основной сложностью в выполнении домашних логопедических занятий, является нежелание ребёнка заниматься. В силу своего возраста ребёнок не понимает важности и необходимости занятий с логопедом. А ведь речь ребёнка — это один из показателей его интеллектуального развития. Следовательно, нам требуется замотивировать ребёнка.

Многих родителей волнует вопрос: как привлечь ребенка к логопедическим занятиям дома? Что делать? Нужно ли, давить строгими требованиями, наказывать его?

А ведь непослушание легче предотвратить, чем потом пытаться исправить ситуацию.

Надеюсь, данная статья поможет вам разнообразить логопедические занятия, вы сможете их сделать более увлекательными.

Помните, только вы, ваша любовь и вера в способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично!

Логопедические игры дома с родителями.

Главным критерием правильного развития ребёнка принято считать речь. Во сколько ребёнок начал произносить первые звуки, слова, предложения? Как чётко получается у него выговаривать слова? Какие буквы он не выговаривает, а какие проглатывает или заменяет, на более удобные? А может малышу и вовсе не хватает толчка для запуска речи, хотя Вы ежедневно и упорно занимаетесь с ним дома со всеми возможными играми-развивашками? Важно правильно подобрать игры. Ведь не каждая игрушка имеет необходимый функционал. Вопросов у родителей возникает очень много. Важно в нужное время обратить внимание на указанные вещи. И конечно, проконсультироваться со специалистом. Ведь только профессиональный логопед сможет грамотно определить проблему и устранить ее в максимально короткие сроки. Для каждого ребенка специалист выстраивает индивидуальную коррекционную программу.

Одним из важнейших условий решения речевых проблем являются регулярные занятия дома. Логопедические занятия – это всегда значительный труд для ребенка. А труд – это в первую очередь – проявление волевых усилий. Маленькие дети не умеют управлять своими волевыми процессами. Их внимание готово переключаться на любой заинтересовавший их предмет.

Однако, именно основной сложностью в выполнении домашних логопедических занятий, является нежелание ребёнка заниматься. В силу своего возраста ребёнок не понимает важности и необходимости занятий с логопедом. А ведь речь ребёнка — это один из показателей его интеллектуального развития. Следовательно, нам требуется замотивировать ребёнка.

Многих родителей волнует вопрос: как привлечь ребенка к логопедическим занятиям дома? Что делать? Нужно ли, давить строгими требованиями, наказывать его?

Непослушание легче предотвратить, чем потом пытаться исправить ситуацию.

Вот несколько советов, как не доводить дело до наказания.

Во время занятий обязательно выключайте телевизор, гаджеты, музыку, наслаждайтесь общением, ребенок должен слышать только вас и себя.

Так как в дошкольном возрасте основной деятельностью является игра, то и все занятия должны проходить в форме игры. С первого занятия договоритесь с ребенком об определенных правилах поведения на занятии и не нарушайте их сами.
Сообщайте ребенку о предстоящем занятии заранее и не строгим тоном, а дружелюбно пригласите поиграть, дети более охотно выполняют просьбы, а не повелительные приказы. Установите определенный моцион начала и окончания занятия: звон колокольчика или любимая песенка.
А так же в этом нам помогут многофункциональные игрушки. Яркие, красочные, супер- нужные развивающие игрушки!!!

Любой труд должен быть вознаграждён. Ребёнок должен быть твердо уверен, что после приложенных усилий его ждёт поощрение. Например, совместный просмотр любимого мультфильма, прогулка, чтение книжки или вкусняшка – будут прекрасным основанием для качественной работы на домашнем занятии.

В старшем дошкольном возрасте, а также обучающиеся в начальных классах школы любят сами вести роль учителя, подыграйте им в этом. В игры можно привлекать персонажи сказок или любимых мультфильмов, мягкие игрушки тоже могут «завести разговор» с ребёнком. Для достижения результата рекомендуется заниматься ежедневно. Так же хочу обратить внимание, что в виду возраста, детям требуется частая смена деятельности.

Поэтому, в занятия включаем разноплановые игры:
˗ Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;
˗ Игры на развитие памяти, внимания, мышления;
˗ Артикуляционную гимнастику;
˗ Игры на развитие речевого дыхания;
˗ Игры на развитие мелкой моторики;
˗ Игры на формирование грамматического строя речи.

Рекомендации для взрослых:

Говорите громко, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу, не сюсюкайте с детьми, они должны слышать правильную, чёткую речь взрослых.

Детки очень чутки к интонации, поэтому, каждое слово на которое падает логическое ударение произносите более выразительно.

Не переусердствуйте:

Не употребляйте слишком длинные фразы в большом количестве. Не перегружайте ребенка. Говорите простыми одно-двусложными предложениями.

Читайте: как можно больше потешек, стихов, сказок, песен. Как известно, дети легче воспринимают песни, стихотворную и сказочную форму познания мира. Уже много лет признаны самыми «детскими» авторами А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, Д. Хармс и другие. На произведениях (не побоюсь этого слова) именно этих авторов  выросло уже не одно поколение. Перечитывайте по несколько раз. Дети лучше воспринимают тексты, которые слышали несколько раз. Можно разыграть сценку или рассказать по ролям. Когда ребенок хорошо запомнит стихотворение и уловит его ритм, попробуйте не договаривать последнее слово каждой сточки, предоставляя это сделать ему самому. Чаще пойте простые песенки, помогая малышу воспринимать и воспроизводить их ритм.

Как говорил М.Монтессори: «Пальцы помогают говорить»

Хочу обратить особое внимание на развитие мелкой моторики - пальчиковые игры. Многие из родителей наверняка помнят «Сороку-ворону», которая «варила кашу» на ваших детских ладошках. Пальчиковый театр, лепка, рисование, шнуровки, игры с мелкими предметами – всё это поможет развитию речи, а в дальнейшем и на письме. Развивайте у ваших деток навыки самообслуживания, пусть ребенок сам застёгивает-расстёгивает пуговицы, засучивает рукава, шнурует ботинки, вначале на куклах, родителях, а уж потом и на себе. Чем больше ребенок будет работать со своими непослушными пальчиками, тем проворнее они станут и всё более понятной станет речь. Позвольте мне перефразировать В.А. Сухомлинского, который говорил: «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Только мне, как логопеду, хочется первое слово заменить, на слово- «РЕЧЬ». Ведь мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Говорите по-разному:

Повторяйте одно и то же слово по многу раз. Любую фразу можно проговорить несколько раз, по-разному переставляя слова, ставя логическое ударение, изменяя интонацию. Тем самым детям будет легче понять, что фразы состоят из слов. Так же детям будет проще понять слова с разным контекстом.

Развивайте слуховое внимание: 

Учите детей различать слова, отличающихся одним звуком (лук-люк, киска – миска, кот – кит, мишка – шишка и др.)

Учим в игре:
Учите ребенка подражанию (лают две собаки, или корова разговаривает с теленком, или разговор двух кукол и т. д).
Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-либо слова, для того чтоб игра состоялась. Обратите внимание: не вы пр0сите ребенка произнести какую-либо фразу, а создаёте ситуацию, которая побуждает к этому.
Очень мне нравится для таких экспериментов сказка «Три медведя», инсценируя её, ребенок пробует подражать голосам и интонациям всех трёх медведей. Пытается прорычать басом папы-медведя, пропищать тоненьким голосочком недовольного медвежонка и естественно голосом любящей мамы.

Отрабатывая дома выданный логопедом материал нужно постараться сделать домашнее занятие занимательным, обязательно используя игры и игровые приемы. Предложите ребенку пригласить к нему на занятие любимую игрушку. Устройте для нее мастер-класс. Используйте на занятии игры с мячом, игры - "бродилки", где на каждый ход проговаривается слог или слово с отрабатываемым звуком. Стройте башни из кубиков опять же с проговариванием речевого материала. Отправляйте поезд по станциям-словам, а машинку на склад за товаром (картинки с отрабатываемым звуком).

Хорошее настроение – залог успеха! Старайтесь произносить новые слова в эмоционально благоприятной ситуации, таким образом, ребенок усваивает информацию в 10 раз лучше. Не забывайте о поощрении во время занятий. Хвалите ребенка за труд. Оценивайте не самого ребенка, а его старание: "Ты постарался и у тебя получилось. Ты – молодец!"

В основе речи – стремление к общению. Всегда стимулируйте ребенка для вступления в контакт, принимайте и поддерживайте его желание.
Даже если ребенок вообще не говорит, поощряйте любое его движение, взгляд, вовлекайте его в невербальный диалог.

Возьмите за правило – поиграть после занятия с ребенком какую-либо подвижную игру, чтобы снять физическое напряжение. И не забудьте взять с собой гостя – игрушку.

Надеюсь, данная статья поможет вам разнообразить логопедические занятия, вы сможете их сделать более увлекательными.

Помните, только вы, ваша любовь и вера в способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично!

Совсем скоро, мы взрослые, будем сами учиться играть, чтоб научить этой мудрости своих деток.
Желаем Вам хорошего дня! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по проведению логопедических упражнений дома

В этой консультации даны советы родителям о том как более эффективно проводить логопедические упражнения  и автоматизирование поставленных звуков в домашних условиях...

Консультация для родителей «Подвижные игры дома»

Игра занимает важное место в жизни детей. Детям разного возраставыполнение игровых заданий доставляет огромное удовольствие. Играя,ребенок упражняется в различных движениях с помощью взрослыховладевае...

Логопедические игры дома

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы п...

Логопедические игры дома

Речевые игры в домашних уловиях? Научим!...

«Организация логопедических занятий дома или как помочь родителям преодолеть нежелание ребенка заниматься»

Основная проблема для Вас – нежелание ребенка заниматься.Чтобы преодолеть это, необходимо его заинтересовать. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.Все занятия...