Обучение неговорящих детей выполнению фонетического разбора слова с применением сигнальных карточек
методическая разработка по логопедии

Коробова Наталия Альбертовна

Дети с тяжелыми формами детского церебрального паралича, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в силу особенностей своего развития не могут ответить на вопрос педагога словами, то есть вербально. Для таких обучающихся нужны другие способы коммуникации, которые освещаются в статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

МАОУ СШ №143

г. Красноярск

Н.А. Коробова

 «Обучение неговорящих детей выполнению фонетического разбора слова с применением сигнальных карточек»

Речь для людей является основной формой коммуникации, социального взаимодействия. Однако, среди нас есть такие, кто в силу своих психофизиологических особенностей не может использовать речь для полноценного общения, как средство коммуникации с окружающими людьми. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. Дети с тяжёлыми формами детского церебрального паралича (ДЦП), с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в силу особенностей своего развития не могут ответить на вопрос педагога словом, то есть вербально.

Для того, чтобы организовать образовательный процесс и сделать возможным не только дать ребенку знания, но и проверить, насколько качественно он усвоил учебный материл, понял его, специалисту сопровождения следует обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации. С целью активизации деятельности обучающихся и привлечения их к выполнению заданий, необходимо использовать систему обратной связи, в рамках которой также уместно использовать невербальные формы общения. Элементом такой связи могут быть сигнальные кнопки, пульты для голосования; но такая роскошь есть далеко не в каждой школе. А вот изготовить сигнальные карточки из картона под силу каждому педагогу и родителю.

Начинать лучше с сигнальных карточек «ДА» - «НЕТ» (работа с которыми описана в методике PECS, и в работах Нуриевой Л.Г.). Важным на начальном этапе работы с графическими символами является умение педагога выстроить вопросы для ребенка с учетом его опыта, интересов и возможностей. В зависимости от нарушений предлагаем ребенку показать нужную карточку, пододвинуть её (вначале можно предлагать показывать глазами). Также, на занятиях с обучающимися с особыми образовательными потребностями считаю удачным применение методики глобального обучения чтению, благодаря которой можно простроить взаимодействие с ребенком, не умеющим читать и говорить. Для этого нам достаточно подобрать картинный материал к нужной лексической или грамматической теме и подготовить карточки-слова к картинкам.

Для обучения неговорящих детей выполнению фонетического разбора слова с применением графических символов постепенно вводим необходимые понятия: звук – буква – слог – слово, гласный – согласный, твёрдый согласный – мягкий согласный, звонкий согласный - глухой согласный, парный – непарный и подготавливаем соответствующие карточки-слова. Когда обучающийся достаточно хорошо усвоит эти понятия можно предложить ему сосчитать количество слогов в слове, показать соответствующую цифру или нужное количество полосочек – слогов, выделить ударный слог, дать характеристику каждому звуку в слове, обозначить его соответствующим цветом и буквой. Полоски для фонетического разбора рекомендую делать высотой 3см и не сильно широкие, приклеить на плотный картон (иначе они могут потерять свою форму после первого же занятия, быть порванными), обтянуть скотчем (ламинированные берутся с гладкой поверхности сложнее), так как их удобнее брать или двигать детям с тяжелыми формами ДЦП и ТМНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм фонетического разбора слова

В материале дан алгоритм фонетического разбора слова:план, образец устного и письменного разбора....

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

Использование «Карточек – перфокарт» для фонетического разбора слов на уроках русского языка.

Карточки используются во 2 классе, когда учащиеся не настолько быстро умеют писать. Эти карточки значительно экономят рабочее время на уроке....

Памятка для учащихся начальной школы по выполнению фонетического разбора слов.

Выполнение фонетического разбора слов в начальной школе вызывает трудности у детей. Памятка и таблица послужат планом действий....

«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Игровые методики и сказкотерапия при фонетическом разборе слова у детей дошкольного  и младшего школьного возраста....

Карточка-помощница "Фонетический разбор слова"

Карточка-помощница "Фонетический разбор слова" для 2 класса...