«ПАХНЕТ МАНДАРИНАМИ, - СКОРО НОВЫЙ ГОД!» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФРУКТОВЫЙ «КОКТЕЙЛЬ»
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Логопедическое занятияес обучающимися 1-х, 2-х, 3-х классов в рамках школьной предметной недели коррекционных предметов. Участники - дети с умственной отсталостью и с ТМНР. Занятие направлено на развитие у детей психических процессов внимания, памяти, мышления (операции анализ и синтез), речевых умений, а также способов альтернативной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: Фрукты.

Цели:

  1. Развивать зрительный гнозис.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Развивать звуковой анализ и синтез слов: тренировать в умении выделять первый звук в слове, составлять слово из букв.
  4. Расширять словарь, развивать грамматический строй.
  5. Воспитывать навык умения работать в группе.

Оборудование: дидактический материал, репродукция картины А.В.Волкова «Зима. Апельсины» (из серии «Минск и его жители», 1960-е), книжка-раскладушка авт. Л.Зубковой «Апельсин. Считалка».

Ход занятия:

  1. Введение в тему.
  1. Логопед: Я расскажу стихотворение. Вы внимательно слушайте и смотрите на мои действия.

(Логопед читает стихотворение и по ходу называния выкладывает фрукты):

«На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Вишни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз. Это самый вкусный груз!

Логопед: Что это такое: груша, хурма, лимон, апельсин, слива, мандарин, яблоко, банан…? Как это можно назвать одним словом? (ФРУКТЫ)

  1. Давайте расскажем стихотворение все вместе. Я начну, а вы называйте фрукты.

  1. Основная часть.
  1. Развитие зрительного гнозиса.
  1. Посмотрите на картинку. Назовите фрукт, который я показываю.

  1. Задание ученикам 1-х классов. «Найди второй такой же фрукт».

(Картинку второго фрукта снимаю)

  1. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов.

  1. Задание ученикам 1 «А» класса. Названия каких фруктов начинаются на звук (или букву):

А (арбуз, апельсин, ананас, абрикос)

Б (банан)

В (вишня)

Г (груша)

К (киви)

Л (лимон)

П (персик)

С (слива)

Х (хурма)

А

Б

В

Г

К

Л

П

С

Х

  1. Уточнение и развитие временных представлений. Развитие памяти. Расширение словаря.
  1. Беседа о днях недели и цветах радуги. Знакомство со словами «охотник», «фазан».

Логопед: Сегодня мы говорим о фруктах.

  • А какой сегодня день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • А сколько всего дней недели? – 7.

  • Чтоб запомнить дни недели, у меня есть цветик-семицветик. Почему он СЕМИцветик? (Потому что в нём 7 лепестков, столько же, сколько дней в неделе).
  • Лепестки у цветка – 7-ми разных цветов.
  • Какие это цвета? Послушайте, я назову.
  • Давайте назовём вместе хором.
  • Получилась … РАДУГА.

(Картинка на доске – РАДУГА).

  • 7 дней недели. 7 цветов радуги. Число 7 часто встречается в сказках и в жизни людей.
  • Но как же нам запомнить порядок цветов в радуге? Какой цвет за каким рисовать?

(Логопед переворачивает изнанкой цветик-семицветик и картинку с радугой)

  • Для этого придумали весёлую

фразу-запоминалку:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

  • Вы услышали здесь слова «охотник» и «фазан».

Кто это – охотник?

Кто это – фазан?

  1. Развитие звукового анализа слов. Выделение первых звуков в словах. Развитие памяти и словесной памяти.

Логопед: Задание ученикам 2 класса:

  • назвать первую букву в каждом слове этого предложения (к, о, ж, з, г, с, ф);

(логопед переворачивает лицом картинку с радугой)

  • назвать первую букву ещё раз и подобрать название цвета радуги на такую же букву.

Каждый – К – красный. И т.д. (Логопед закрывает разноцветными полосками все слова фразы, кроме первых букв этих слов) Получилась радуга??

  • А давайте сейчас, наоборот, по первым буквам вспомним фразу про охотника и фазАна: …

(Логопед переворачивает доску и демонстрирует написанную мелом фразу)

  • А сейчас, наоборот, - вспомнить порядок цветов радуги по первым буквам слов нашей фразы-замоминалки.

  1. Логопед: Даю задание ученикам 1-х классов. Посмотрите на первую букву, вспомните название фрукта и скажите, какого он цвета…

  1. Развитие грамматического строя. Развитие буквенного синтеза слов.

Логопед:

  • Какого цвета у меня свитер?
  • Выберите для меня только оранжевые фрукты.
  • Упражнение «Назови соки». Как называется сок из апельсина... (мандарина, абрикоса?)
  • Если смешать соки разных фруктов, получится «коктейль».
  • Наше занятие сегодня называется ФРУКТОВЫЙ КОКТЕЙЛЬ, потому что мы говорим вперемешку о разных фруктах.
  • И наше занятие сегодня называется ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ фруктовый коктейль, потому что мы изучаем слова! Я сейчас перемешаю буквы, сделаю КОКТЕЙЛЬ ИЗ БУКВ, а вы сложите слово КОКТЕЙЛЬ правильно.
  1. Заключительная часть. Динамические упражнения.
  • Посмотрите на картину.
  • Что у мамы в сумке-авоське?
  • Однажды мама купила апельсины, принесла домой, один апельсин укатился и попал к игрушечным зверям. И стали они делить апельсин:

Физминутка – Апельсин…

(На доске - книжка-раскладушка авт. Л.Зубковой «Апельсин. Считалка»)

  • Какое время года на картине? А у нас сейчас?

  • Какой зимний праздник приближается? В новогодних подарках всегда есть мандарины. «Пахнет мандаринами – скоро Новый год!»

  • В новогодний праздник вы всегда водите хоровод вокруг ёлки. Чтобы под пушистой ёлкой не потеряться со своими одноклассниками, нужно знать их по именам и дружить с ними. Дружить – значит делиться.

  • Даю задание. Поделиться мандарином со своими одноклассниками, называя их по именам: «Мы делили мандарин, много нас, а он – один. Эта долька…»

Начинает 3-й класс.

«Пахнет мандаринами – скоро Новый год!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скоро-скоро Новый год

В презентации показано,как Я и мои второклассники готовились к встрече Нового 2010 года...

Интеллектуальная игра "Фруктовый коктейль"

Цель интеллектуальной игры:Познакомить младших школьников с основными натуральными витаминами и их значением для здоровья человека....

"СКОРО, СКОРО НОВЫЙ ГОД" - СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ...

Внеклассное мероприятие - викторина "Скоро, скоро Новый год"

Данная викторина разработана для учеников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их двигательных и познавательных возможностей....

Презентация викторины "Скоро, скоро Новый год"

Презентация дополняет материалы конспекта викторины "Скоро, скоро Новый год"...

" Скоро,скоро Новый Год ! "

Сценарий утренника для начальных классов ....

Сценарий праздника "Скоро, скоро Новый год." 1 класс

Сценарий праздника "Скоро, скоро Новый год." 1 класс...