"Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия".
методическая разработка по логопедии

Голикова Татьяна Сергеевна

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_vnimaniya111.pdf.docx877.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры на  развитие фонематического слуха и  восприятия».

Фонематическое восприятие это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематический слух является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки».

Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, нередко смешивают их.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха выстроены от простого к сложному.

  1. Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 – 3 лет.

  • «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки.
  • «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».
  • «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание –ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.
  • «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
  • «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят с музыкальными инструментами, их звучанием, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает (называет или показывает), какой инструмент звучит.
  • «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал. Здесь можно узнать, кто из животных как говорит https://drive.google.com/open?id=1kR5-XgKJVaeQFppfU70DW7b7YHttYvgH
  • «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

1

+

+

2

+

++

3

++

+

4

+

++

+

5

++

+

++

Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте.

В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

  1. Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

  • «Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
  • «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
  • «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  1. Игры на различение сходных между собой звуков.

  • «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
  •         «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  • «Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
  • «Повторюшка» Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке:
  1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА ТА — ТА — ТА

ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА

ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА КА — КА — КА

КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки: К, Г, Х, Б, М, Н, В,Ф.

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ ТЫ — ТА — ТО МУ — МЫ — МА

МО — МА — МЫ ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ НУ — НЫ — НА НО — НА — НУ

ДА — ДЫ — ДО ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ БУ — БО — БА ПА — ПУ — ПО

ПЫ — ПО — ПУ КУ — КО — КА

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА КА — НА — ПА ФА — ХА — КА БА — ДА — ГА

МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА ГА — БА — ДА КА — ФА — ХА ВА — МА — НА

НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА ТА — ДА

ФА — ВА КА — ГА

ПА — БА — ПА БА — ПА — БА ТА — ДА — ТА

ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА ГА — КА — ГА ВА — ФА — ВА

ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ МА — МЯ ВА — ВЯ ТА — ТЯ БА — БЯ ДА — ДЯ

ФА — ФЯ

ПО — ПЁ МО — МЁ ВО — ВЁ ТО — ТЁ ВО — БЁ ДО — ДЁ

ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ МУ — МЮ ВУ — ВЮ ТУ — ТЮ БУ — БЮ ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ МЫ — МИ ВЫ — ВИ

ты — ТИ БЫ — БИ ДЫ — ДИ ФЫ — ФИ

  1. Воспроизведение односложных слов, отличающихся одним звуком.

БАК — ТАК МАК — БАК — ТАК ТОК — ТУК — ТАК БЫК — БАК — БОК ДАМ — ДОМ — ДЫМ КОМ — ДОМ — ТОМ

  1. Воспроизведение слов, похожих по звучанию

МОТОК — КАТОК — ПОТОК БАТОН — БУТОН — БЕТОН БУДКА — ДУДКА — УТКА НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА ТЫКВА — БУКВА — БУДКА КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНК

«Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.

ЛЮБА - ЛЮДА

Толя - Толя Коля - Толя ДИМА - ДИНА САША – САША МИША - МАША

Соня - САНЯ ДИНА - ИННА

Витя - Витя Витя – Митя

  1. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:

  • «Поймай звук».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он;

арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.

  • Назови первый звук в слове.

Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).

  • Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Можно взять карточки из лото или других настольных игр, важно выбрать слова, заканчивающиеся на согласный звук.

Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаем внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р).

Усложнение. Когда все картинки будут рассмотрены, можно разложить все карточки на две группы: в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.

  • «Разноцветные ведерки».

Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображением картинки, в составе которых есть звуки А и У, например, аист, астра, арка, утка, улей, уши, щука, облако и т.д.; два ведерка.

Описание. На ведерки можно прикрепить изображения букв А и У. Нужно в ведерко с буквой А поместить те картинки, в составе которых есть звук А, в другое ведерко У – картинки со звуком У.

Усложнение: добавить третье ведерко для картинок со звуками А и У.

  • Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова, в составе которых есть определенный звук, например, Х: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь. Место звука Х в словах различно: в начале слова, в середине, в конце.

Описание. Перед ребенком лежит полоска, разделенная на три части и маленькая фигурка утенка. Взрослый объясняет, что он будет произносить слова, а ребенку нужно ставить утенка на

начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Важно для игры выбирать те звуки, которые ребенок произносит чисто.

Определение позиции звука Ж

Определение позиции звука А

        

  • «Разноцветные кружки».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного, синего, зеленого цветов). Важно! Гласные звуки обозначают красным цветом, согласные твердые звуки обозначают синим цветом, согласные мягкие звуки – зеленым цветом.

Речевой материал: картинки с изображением односложных-двухсложных слов с гласными А, У, И, О, Э, Ы, например, рот, сок, дым, лак, рак. Для выкладывания схем можно использовать мозаику, крышки, детали Лего красного, синего, зеленого цветов.

Описание. Взрослый показывает картинки, просит назвать изображение и выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

Выложи или раскрась схему слов.

  • «Кто в каком домике живет».

Цель: . развивать навыки деления слов на слоги.

Материал: Рисунок с изображением трех домов, в домиках разное количество окон (1,2,3), картинки-слова, состоящие из 1,2,3-х слогов.

Описание. Перед нами три домика, в первом доме с одним окном живут слова, состоящие из одного слога, в доме с двумя окнами – слова из двух слогов, в доме с тремя окнами – слова из трех слогов. Нужно помочь карточкам, вернуться домой.

  • «Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Описание. Взрослый бросает мяч, произнося слово. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет количество слогов в слове.

  • Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Звук ш.

Варианты наборов слов: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин

  • зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло –

р; рис, крепость, букварь – рь.

  • Подумай, не торопись.

Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)
  • Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет маленькую Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, ручка…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

В разработке представлен апробированный комплекс упражнений по развитию фонематического восприятия первоклассников....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Презентация "Игры на развитие фонематического слуха" (1 класс)

   Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать разные игры....

Развитие фонематического слуха и восприятия; игры и упражнения для его формирования

Понятия «фонематический слух», «речевой слух», «фонематическое восприятие». Роль фонематического слуха в развитии правильного звукопроизношения. Пути развития фонем...

Игры на развитие фонематического слуха и восприятия

Игры на развитиефонематического слуха и восприятия...

Дидактические игры для развития фонематического слуха на уроках обучения грамоте

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу...