Нарушения письменной речи: виды, профилактика и коррекция.
презентация к уроку по логопедии

Екатерина Николаевна Михайлова

Согласно определению Р. И. Лалаевой, дисграфия -  это частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в процессе письма. Важно понимать, что это не пройдет самостоятельно, поэтому нужна комплексная коррекционная работа с ребенком.

 

Нарушения письма различной тяжести – достаточно распространенная проблема у учащихся начальных классов. К примеру, она встречается у 53% детей, обучающихся во втором классе классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

 

Выделяют основные нарушения письменной речи:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Проблема связана с неверным звукопроизношением, т.е. дети пишут точно так же, как и произносят слова. В данном случае, первым делом необходимо скорректировать звукопроизношение, после чего переходить к коррекции письма.
  • Акустическая дисграфия. Для этой проблемы характерна замена букв из одной группы другими (звонких – глухими, свистящих – шипящими и т.д.).
  • Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Как правило, это нарушение обнаруживается после третьего класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В итоге обнаруживается, что ребенок испытывает сложности с изменением слова по числам, падежам и т.д. На письме это выражается в неверном написании окончаний, а также неправильном согласовании слов между собой.
  • Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема выражается в перестановке букв, их пропуске, повторении слогов и букв, написанием лишних букв в слове.
  • Оптическая дисграфия. Она связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв (овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв.

Коррекция нарушений письменной речи – это определенный комплекс методик, который направленный на устранение неспособности овладеть письмом при нормальных интеллектуальных способностях ребенка.

 

Устранение дефектов письменной речи требует привлечения сразу нескольких специалистов (логопеда, остеопата, психолога), что и сказывается на специфике коррекционной работы.

 

Основная задача логопеда заключается в своевременном выявлении у школьников проблем при чтении и письме. Сама же коррекционная работа преследует следующие цели:

  • совершенствование языкового синтеза и анализа на уровне – слог, слово, предложение, текст;
  • развитие зрительного восприятия;
  • улучшение слуховой памяти и концентрации внимания;
  • формирование связности речевых конструкций;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие мелкой моторики рук (умение правильно держать руку, развивать двигательную подвижность и т.д.);
  • улучшение словарного запаса детей.

Родителям также необходимо принимать участие в решение этой проблемы. Детям полезно задавать задания на составление слов магнитными буквами – это положительно сказывается на зрительном восприятии. Восприятие на слух тренируется с помощью диктантов.

 

Способы профилактики

Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. В целом, как и профилактика других патологических состояния, она строится на исключении, по возможности, определенных факторов из жизни ребенка, которые могут спровоцировать данные нарушения.

 

А. Н. Корнев к первичной профилактике дисграфии относит следующие мероприятия:

  • Меры по предупреждению патологий развития плода в утробе матери. В комплекс мер входит охрана здоровья матери, профилактика возможных осложнений во время беременности, предупреждение травм при родах и т.д.
  • Мероприятия для снижения инфекционной и соматической заболеваемости новорожденных в первые годы их жизни.
  • Раннее выявление и коррекция дефектов развития речи у ребенка. Речевое нарушение важно диагностировать на ранней стадии. К примеру, позднее появление первых слов (после 1 года и 3 месяцев) уже является поводом для беспокойства.
  • Целенаправленная работа с неблагополучными семьями и детьми, которые не посещают детский сад. Ведутся занятия для развития у ребенка необходимых речевых и сенсомоторных навыков, что очень важно при подготовке к обучению в школе.

Основной принцип профилактики и коррекции нарушений письменной речи заключается в своевременности начатой коррекционной работы и раннем выявлении детей из группы риска. Объясняется это тем, что с возрастом дети намного сложнее поддаются какой-либо коррекции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_pismennoy_rechi.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения письменной речи: виды, профилактика и коррекция. Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП «Доверие» Михайлова Е. Н.

Слайд 2

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе формирования письменной речи. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с логопедическими заключениями ФФН или ОНР , при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой .

Слайд 3

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии : артикуляторно -акустическую дисграфию , акустическую дисграфию , дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза ; аграмматическую дисграфию , оптическую дисграфию .

Слайд 4

Артикуляторно -акустическая дисграфия В этом случае специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением. Замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно -акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии , ринолалии , дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Слайд 5

Акустическая дисграфия Звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Слайд 6

Дисграф ия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

Слайд 7

Аграмматическая дисграфия Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Слайд 8

Оптическая дисграфия На письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы . Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии ; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии . К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии , относится недописывание или добавление элементов букв ("л" вместо "м"; "х" вместо "ж" и наоборот), зеркальное написание букв.

Слайд 9

Коррекция дисграфии Логопедическая работа по выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают: восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

Слайд 10

Профилактика Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса , графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи , преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР посредством дидактических игр с детскими счетами.

Поиски эффективных приемов и методов коррекции устной речи, профилактики нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников не утратили своей актуальности.Опыт коррекционной работы по...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи....