Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Развитие речи для обучающегося с ТНР"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Карташова Ольга Николаевна

Рабоча программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5.2._razvitie_rechi.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

Рассмотрено:

на заседании методического объединения  СПС

протокол №

от  «      » сентября  2022 г

Согласовано:

зам. директора по ВР

_________С.Н. Троценко

от «     » сентября 2022 г

Утверждено:

директором

МОУ КСОШ «Радуга»

___________Н.Д. Майляв

приказ №

от «     » сентября  2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР»

класс обучающегося: 1 (вариант 5.2)

срок реализации: 2022/2023 учебный год

                                                        Составитель: учитель-логопед О.Н.Карташова

с. Красноселькуп, 2022г.                                                                     

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) и разработана на основе:

1.        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

2.        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);

3.        Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

4.        Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286- 15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;

5.        Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;

6.        Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.2).

Несформированность всех компонентов речи у обучающихся с ТНР является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Целью программы «Развитие речи» является - формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств как базы для успешного усвоения общеобразовательных программ и социализации у обучающихся с ТНР.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 

  • формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
  • формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
  • практическое        овладение        основными        морфологическими        закономерностями грамматического строя речи;
  • практическое        овладение        моделями        различных        синтаксических конструкций предложений;
  • усвоение        лексико-грамматического        материала        для        овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) характеризуется более поздним, по сравнению с нормой, развитием речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.

Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Обучающиеся с ТНР (вариант 5.2), находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов, не способны дифференцированно обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков.

Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение детей характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования.

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ТНР характеризуется следующими проявлениями: - нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа; - ограниченным словарным запасом; - наличием многочисленных словесных замен; - бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений - связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ТНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ТНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ТНР (как первичного дефекта).

     Логопедическая работа по коррекции нарушений речи основывается на следующих принципах:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.      

Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:

«Работа  над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Количество занятий- 2 раза в неделю.       Программа рассчитана на 66 часов (1 класс) в год. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребенка.

     Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 30 минут.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):

•        личностные;

•        регулятивные;

•        коммуникативные;

•        познавательные.

      Личностные результаты освоения коррекционной программы:

  • целостное восприятие окружающего мира;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя- логопеда);
  • осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
  • работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях;
  • выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
  • осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
  • Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Познавательные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Языковые

  • умение различать на слух и в самостоятельной речи грамматические формы слова;
  • знание названий окружающих предметов, их качеств, повседневных действий;
  • умение их употреблять в составе собственного высказывания;
  • умение образовывать новые слова суффиксальным способом (изученные формы);
  • умение выражать пространственные отношения предметов с помощью изученных предложнопадежных конструкций;
  • практическое        осознание        взаимосвязи        между        морфемами        в        составе слова        и изменением смысла слова;
  • умение осознанно грамматически правильно строить предложения из 3-4-х слов.

Коммуникативные

  • умение вслушиваться в обращенную речь, понимать инструкции и небольшие связные высказывания;
  • умение корригировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога или замечаниями соучеников;
  • умение точно отвечать на вопросы (простая форма);
  • умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или вопросом для удовлетворения своих потребностей.

5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа  над словом»,

«Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом.

-        формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;

-        обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования; - формирование представлений об обобщенном лексико- грамматическом значении слова;

-        уточнение значений слов;

-        развитие лексической системности;

-        расширение и закрепление связей слова с другими словами;

-        обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Работа над связной речью. 

-        формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

-        формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;

-        формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;

-        формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

Примерная тематика для развития речи:

 «Наш класс», «Наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья», «Наш дом», «Весна», «Лето».

Формирование лексико-

грамматической стороны речи

Развитие связной речи

Знать        строение        артикуляционного

аппарата;        акустико-артикуляционные        

различия и сходства звуков; значение правильного        дыхания;                основные грамматические термины: слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные звуки,        твердые                и        мягкие        согласные звуки, называть положение звука в слове, обозначать звук буквой; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

определять место ударения в слове.

Знать        основные        грамматические термины:                речь,                предложение, словосочетание, слово,

отличать на слух выразительную речь от невыразительной;

уметь пользоваться дыханием и голосом

в процессе речи.

Знать общее понятие о тексте: тема

текста; заглавие текста; опорные слова;

вычленять в тексте опорные слова; составлять простые предложения на заданную тему;

давать ответы на вопросы;

пересказывать небольшие тексты с опорой на вопросы, картинки.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь

1

2.

Техника речи: дыхание

1

3.

Техника речи: голос

1

4.

Техника речи: дикция. Скороговорки

1

5.

Звуки речи

1

6.

Буквы

1

7.

Звуки речи и буквы

1

8.

Звуки речи: гласные и согласные

1

9.

Алфавит

1

10.

Твердые и мягкие согласные звуки

1

11.

Звонкие и глухие согласные звуки

1

12.

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных

1

13.

Закрепление изученного

5

14.

Деление слов на слоги

2

15.

Деление слов на слоги. Ударение

1

16.

Ударение. Перенос слов

4

17.

Закрепление изученного

4

18.

Слово, его значение. Толковый словарь

1

19.

Прямое и переносное значение слова.

3

20.

Многозначные слова

3

21.

Слова приветствия и прощания

3

22.

Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение

3

23.

Закрепление изученного

1

24.

Слова-предметы

4

25.

Слова-признаки

4

26.

Слова-действия

4

27.

Омонимы.

3

28.

Синонимы.

3

29.

Антонимы

3

30.

Закрепление изученного.

3

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Работа с сюжетными картинками, с серией сюжетных картинок.

Разнообразные игры со словом.

Работа с пословицами  и  поговорками.

Словесное рисование.

Разгадывание ребусов, головоломок.

Работа с метаграммами.

Игры «Найди лишнее».

Работа с деформированным предложением, текстом.

Работа с синонимами, антонимами.

Анализ многозначности, иносказательных значений.

Конструктивные упражнения.

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Оборудование

  • Школьные парты – 1 – одноместная, 1 – двухместная
  • Школьные стулья – 3
  • Стол учителя – 1
  • Доска -1
  • Ноутбук – 1

Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

  1. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.
  2. Чиркина Г.В., Е.Н.Российская «Развитие речи». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1 класс –М.:АРКТИ, 2012. – 240 с.:
  3. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
  5. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение,  2013. – 256 с.
  6. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образов...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - начальный общий)

Авторско-составительская рабочая программа. Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результ...