Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе.
учебно-методический материал по логопедии

Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные и современные методы в работе учителя-логопеда в школе.

Технологии логопедического обследования школьников.

Этапы обследования:

  1. Этап – ориентировочный (беседа с детьми и родителями, изучение документов).
  2. Этап – обследование компонентов языковой системы; логопедическое заключение.
  3. Этап – динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения (уточнение проявления дефекта).

В диагностике использую элементы следующих методик.

Звукопроизношение.  Методика  Л. С. Волковой

Словарный запас.  Методика О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой, О.И. Азовой

Импрессивная речь (понимание).  Методика  Н.С.Жуковой, Т. А. Власовой

Экспрессивная сторона речи (воспроизведение).        Методика  Н. С. Жуковой

Грамматический строй речи.        Методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной

Фонематический слух и восприятие.        Методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной

Мелкая моторика. Н. И. Губкиной,  Л. А. Венгер

Связная речь.        Методика  Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной

Письменная речь.        Методика  Г. В.Чиркиной,И. Н. Садовниковой

Технологии коррекции звукопроизношения.

Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у школьников с умственной отсталостью, выделяю следующие стадии коррекционной работы:

I стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II стадия — уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.

Использую элементы методик: Н.В. Нищевой, М.Ф. Фомичевой, В.И. Рождественской, Г.В. Чиркиной, А.Г. Ипполитовой, Н.В. Червяковой, И.И. Ермаковой, Е.В. Мазановой,  О.Б.Сизовой, Т.А.Ткаченко, Л.А.Поздняковой, Н.Б. Геллер.

Технологии развития речевого дыхания.

Этапы формирования и развития речевого дыхания:

  1. Этап развития физиологического дыхания
  1. Этап формирования и развития фонационного выдоха
  1. Этап формирования и развития речевого дыхания

При формировании речевого дыхания у учащихся использую методики: Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушениями речи; А.Н. Стрельниковой.

Технология развития интонационной стороны речи.

Использую методики Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой. Применение данной технологии позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Технологии развития лексико - грамматических компонентов речи.

Основными направлениями по развитию лексики являются: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

При работе использую элементы методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек, Н.Э. Теремковой и др. Включаю задания предложенные Лалаевой Р.И

Технологии развития связной речи.

Особое место в моей работе отводится развитию связной речи, потому что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Умственно отсталые школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Переход к самостоятельному высказыванию протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях замедляется до старших классов. В процессе связной речи, учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции со стороны педагога, в систематической помощи, которая проявляется либо в форме вопросов, либо в подсказке. В процессе формирования связной речи у школьников с умственной отсталостью недостатки проявляются в содержании речи, её структуре и грамматическом оформлении. При работе использую методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой, Н.Е. Арбековой, Л. Г. Парамоновой, Е.В. Куциной, Т.А. Воробьёвой, В.П. Глухова и др.

Технологии коррекции  нарушения чтения и письма.

Логопедическая работа по коррекции чтения и письма, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. При  работе использую элементы методики  А. В. Ястребовой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, О.А. Ишимовой, О.В. Сусловой, М.В. Мальм, А.В. Китиковой, Л. Г. Кобзаревой, Т.В.Мазановой, и др.

Технология коррекционно-развивающего обучения. Эта технология позволяет наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие различных видов мышления;
  5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  6. развитие речи;
  7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Технология личностно-ориентированного обучения. Ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.  

Модель личностно-ориентированного обучения составляет:

  1. разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  2. дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, уровню психического развития;
  3. индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности;
  4. субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Коррекционные группы формирую с учетом общего речевого нарушения.  Для каждой группы разрабатывается отдельный план коррекционно-развивающей работы на год.

Элементы информационно-коммуникативной технологии. Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, я на логопедических занятиях активно использую информационно-коммуникационные технологии. Для этого я создаю библиотеку электронных ресурсов, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр. Владею навыками работы с персональным компьютером: программами Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Internet Explorer.

Коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность обучающихся и оживить учебный процесс. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Элементы здоровье сберегающей технологии. Цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и практические умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В ходе коррекционно-образовательного процесса используются такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:

-психогимнастика, релаксационные упражнения (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова);

-пальчиковая гимнастика (А.Л. Сиротюк, О.И. Крупенчук, Г.А. Османова, Л.П. Савина, В.В. Цвынтарный);

-динамические паузы (И.Е. Аверина, В.И. Ковалько);

-артикуляционная гимнастика (Т.В. Буденная, А.В. Ястребова, З.А. Репина);

-дыхательные комплексы (М.Н. Щитинин, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова);

-упражнения для глаз (Г.Г. Демирчоглян, Г.И. Рожкова, Е.А. Лапп).

Элементы арт технологий. Арт технологии – способы решения задач или проблем с помощью искусства: через пластичные (аппликация, лепка, рисование), динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр,  хореография) виды искусства. В основе арт - технологий лежит процесс творчества. Арт - технологии используют для того, чтобы предупредить проблемы общения детей с ОВЗ, развить творческое начало личности. Использую следующие аправления арт – технологий для развитии детей:

  1. сказкотерапия;
  2. слушание музыки;
  3. песочная терапия;
  4. изотерапия.

Элементы игровой технологии. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, я как средство обучения и коррекции, в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт.

  1. Игра – упражнение
  2. Сюжетные игры (игра – сказка, игра – путешествие, обыгрывание реальных ситуаций)
  3. Имитационные игры
  4. Языковые игры (загадки, лото, путаница и т. д)

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи учащихся Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Настоящее инструктивно-методическое письмо адресовано учителям-логопедам, работающим при общеобразовательных учебных заведениях. В нем представлены характеристика нарушений устной и письменной р...

Нетрадиционные приемы и методы в работе учителя-логопеда

Проводя логопедические занятия, используя нетрадционные методы можно легко и эффективно повысить уровень обучаемости детей....

Аурикулотерапия – современная технология в работе учителя-логопеда.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма.Воздействие осуществляется путём массажа ушной ракови...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...

Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом...