Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников
статья по логопедии

Николаева Екатерина Михайловна

В данной стате описана актуальная проблема для учащихся наальых классов - дислексия и дисграфия, описаны игры и упражния для их коррекции и проилактики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

и младших школьников»

Подготовила: Николаева Екатерина Михайловна

Учитель-логопед МБОУ Рыбно-Слободская СОШ №2

Переход ребенка из детского сада в школу – это один из главных этапов в жизни каждого человека. Это переход в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Комфортный, легкий переход из детского сада в школу и дальнейшее успешное обучение во многом зависит от готовности ребенка к школе.

Готовность к школьному обучению – это сложное новообразование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д. Поэтому при рассмотрении вопроса о готовности ребенка к школе необходимо учитывать его речевую готовность, т.е. уровень усвоения ребенком родного языка.

Мне, как школьному и дошкольному логопеду, не понаслышке известно о тенденции роста числа детей, поступающих в детский сад, с речевыми нарушениями, трудностями в звукопроизношении, несформированностью фонетико-фонематических процессов, нарушениями связной речи.  Многие проблемы остаются и при переходе детей в школу, вызывая трудности в обучении.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна
из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо
и чтение из цели начального обучения превращаются в средство
дальнейшего получения знаний учащимися. 

Как отмечает Татьяна Григорьевна Визель, уже в дошкольном возрасте у детей проявляется ряд диагностических признаков, которые отражают тенденцию появления возможных трудностей в процессе овладения навыком письма и обучения грамоте.

Известно, что раннее начало коррекционной работы имеет большое значение в преодолении имеющихся нарушений развития. В тоже время важно отметить, что проведение профилактической работы на этапе подготовки к школе детей с нарушениями речи играет большую роль в предупреждении возможных нарушений письма у детей. Следовательно, очень важно уже в дошкольном возрасте проводить систематическую коррекционную работу с включением комплекса игр и упражнений, способствующих профилактике разнообразных по проявлениям и степени выраженности различных видах дисграфии.

В моей практике у детей чаще всего встречаются акустическая и  артикуляторно-акустическая дисграфии.

Цель коррекционной работы по профилактике акустической
дисграфии –
развитие фонематического слуха и восприятия.
На занятиях с дошкольниками и младшими школьниками важно проводить следующую работу по развитию фонематического слуха и восприятия:

1) Учить различать речевые и неречевые звуки, используя игры на развитие слухового внимания: «Шумящие коробочки»,  «Кто как кричит?», «Кто тебя позвал?», «Угадай по звуку».

 2) Включать упражнение на различение речевых звуков: «Поймай звук».  
3) Знакомить с терминами: «звук», «буква», «слово». Формировать представления о том, что слова состоят из звуков, звучат по-разному; слова могут быть длинными и короткими. Объяснять, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и  видим. Знакомить с символами звуков. Учить различать на слух гласные и согласные на уровне звуков, слогов, слов. Для этого можно использовать дидактическую игру «Звукоцветик».

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи, т.е. ребенок в этом случае пишет так, как говорит, "косноязычие" из его устной речи переходит и на письмо – возникает артикуляционно-акустическая дисграфия.

Профилактикой проблемы артикуляторно-акустической дисграфии у детей является своевременное устранение звуковых замен в устной речи ребенка. Однако, простой «постановки» звука и его полной автоматизации в речи бывает недостаточно для полной уверенности в том, что у ребенка не возникнет проблем с письменной речью.

В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий, например различие в артикуляции.  

Дальнейшая задача – как можно ярче и разнообразнее подчеркнуть акустическую разницу звуков, связать звуки с природными или встречающимися в быту. При этом произносить эти «природные» звуки нужно утрированно, подчеркнуто и достаточно длительно.

Затем можно переходить к дифференциации речевых звуков.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что также очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

 Однако научить ребенка различать на слух только изолированно произносимые звуки недостаточно. Он обязательно должен научиться «чувствовать» эти звуки и в составе слова, поскольку это необходимо как для правильного употребления их в устной речи, так и для письма. Поэтому далее предлагаются упражнения на фонематический анализ слов.

 В процессе этих упражнений ребенок должен научиться определять наличие или отсутствие каждого из звуков в предлагаемом слове, а также место звука в этом слове (в начале, в середине, в конце). Овладеть умением объединять звуки в слоги, слоги – в слова; определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Если ребенок научится безошибочно произносить звуки и «чувствовать» каждый из этих звуков в слове, он не будет при обучении грамоте допускать соответствующие буквенные замены на письме.

Работа должна завершатся дифференциацией ранее заменявшегося звука от звука-заменителя, до полного исчезновения смешений данных звуков в устной речи ребенка.

Следующей часто распространенной формой дисграфии является дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. Она проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Ребенок, не имея отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые показались ему наиболее отчетливыми.

 Единственный путь преодоления данного вида дисграфии – обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов, а также анализа речевого потока в целом.
Игры и упражнения для предупреждения дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

1. Узнавание гласного звука на слух в ряду других гласных («Поймай звук – хлопни в ладоши»).

2. Назвать количество и последовательность звуков (АУ, УАИ, АУО).

3. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество (сок – 1 лог, сани – 2 слога, сапоги – 3 слога).
4. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления (игра «Поезд», «Рассели по домикам»)

5. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (Аня – начало слова, шкаф – середина слова, луна – конец слова).
6. Выложить только гласные буквы данного слова (
игра «Шифрольщик»)

7.Отбрать картинки, в названиях которых содержится определенный согласный звук (в начале слова, а затем в любой позиции).
8. Определить количество слогов в названных словах и поднять соответствующую цифру.
9. Выделить первый слог из названий картинок, составить его схему, выложить из букв разрезной азбуки.
10. Объединить первые слоги в словах в слова, затем составить из слов предложение. Прочитать полученные слова и предложение. (Например:
улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”).
11. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш

12. Игра “Перевѐртыши”. Составить слова из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, каласточка, леска, точка, ласка).
13. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (
гайка, чайка, майка, зайка, лайка).
14. Из букв данного слова составить новые слов (
сон – нос и т.д.).
15. Отгадывание ребусов.
16. Игра «Телеграфист» – передача слов закодированным сигналом.
17. Составление слова с использованием начальных звуков
(букв), по последнему звуку (букве). Затем, в зависимости от
уровня подготовки детей, составляются слова по четвертому, пятому и т.д.
18.
Игра “Цепочка”.
19. Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.
Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
– Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нѐм (Дети катаются на горке – 4 слова).
– Придумать предложение с определѐнным количеством слов (
Кошка лакает молоко – 3 лова. )

– Увеличить количество слов в предложении

-  Составить предложение из слов, данных в беспорядке

– Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображѐн один и тот же предмет в различных ситуациях (Мяч лежит на полке. На мяч села муха. Мальчик играет с мячом).

Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.
– Придумать предложение с определѐнным словом (например, слово
кошка Кошка догоняет мышку).
– Придумать предложение. Назвать самое короткое слово и самое длинное слово в предложении .
– Составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками.

– По графической схеме придумать предложение.
– Определить место слова в предложении (какое по счѐту указанное слово).
– Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

На долю аграмматической дисграфии приходится около 5,6 % случаев от общего числа нарушений письменной речи. Эта форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР).

 Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической
структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Для профилактики аграмматической дисграфии используются упражнения:
Назови несколько» (образование множественного числа имен существительных)

«Исправь ошибку»
«Закончи предложение»
Например, изменяя слово вода.
Девочка загорает у ... .
Мальчик выходит из ... .

«Один – два – три…» (согласование существительных с числительными)
«Подбери маленькое слово (предлог)».
«Выбери картинку» Логопед предлагает ребенку выбрать картинку, подходящую к слову. Например: Про что можно сказать «новый», «новая», «новые», «новое»?

В моей практике не встречалась «чистая» оптическая дисграфия, но иногда она сочетается у детей с другими видами дисграфии. Механизмом оптической дисграфии является недоразвитие зрительно – пространственных функций, зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Для этого вида дисграфии характерны искажение и замены букв близких по начертанию.

Для предупреждения оптической дисграфии проводится коррекционная работа по следующим направлениям:

Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, формы, величины, развитие зрительного восприятия, внимания).

1.Узнавание и называние:

– контурных изображений предметов,

– наложенных изображений предметов,

– зашумлѐнных, перечѐркнутых изображений предметов,

-геометрических фигур, из которых состоит рисунок.
2.Дорисовывание, называние предметов, нарисованных наполовину.

3. Определение, что нарисовано неправильно.

4. Подбор картинок к определѐнному цвету.

5. Группировка картинок по цвету, величине, форме.

6.Нахождение:
– предметов, спрятанных в рисунках,

– одинаковых предметов среди других,

– предметов в затруднѐнном для восприятия виде;

7. Игры с разрезными картинками, пазлами, «заплатками», «лабиринты».

Развитие зрительной памяти.

1.Игры «Найди парные картинки», «Чего не стало?» (5 -7 картинок), «Что изменилось? «Найди различия».

Развитие зрительно – моторных координаций

1. Дорисовывание второй половины рисунка.

2. Проведение линий:

– пунктирных, волнистых и др.от заданного начала к заданному концу,
– по заданному контуру, обозначенному штрихами, точками, линиями.
3.Срисовывание графических образов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
4.Вырезание по контуру фигур из бумаги.

5.Раскрашивание и штриховка карандашом с разной степенью нажима.
6.Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
7.Складывание рисунков-узоров из мелких предметов, конструирование и работа с мозаикой.
8. Выполнение пальчиковой гимнастики.

9. Нанизывание бусинок на длинную нитку (работа с бисером).
10. Печатание букв на манной крупе, на песке.

Развитие крупной моторики (силы, ловкости, координации движений)
1.Выполнение гимнастических упражнений.
2.Использование подвижных игр.
3.Игры с мячом, с резинкой.
4.Спортивные игры и физические упражнения для развития крупной моторики в соответствии с возрастными особенностями.
5.Занятия танцами, ритмикой, плаванием, аэробикой.

Развитие зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

– ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
– ориентировка в окружающем пространстве;
– ориентировка на листе бумаги.

Таким образом, профилактическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешное обучение детей. Кроме того, важно проводить профилактическую работу по предупреждению различных видов дисграфии у дошкольников, что позволит предупредить возможные трудности обучения детей в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе....

Профилактика дисграфии и дислексии. Работа с деформированным текстом.

Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Несформированность процесса письма сказывается на усвоении детьми знаний, что затрудняет их социальную адаптац...

Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР

Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья  включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у уча...

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.Письменная речь, формируется в условиях цел...

Выступление на РМО «Профилактика дисграфии и дислексии у и младших школьников»

Профилактика дисграфии и дислексии уи младших школьников...