Адаптированная образовательная программа Вариант 1
рабочая программа по логопедии

Тихонова Оксана Анатольевна

Цель рабочей программы: создать коррекционно - развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого ученика и на этой основе решать проблемы социальной интеграции подростка в современном обществе; развивать общекультурное, личностное и познавательное пространство обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_variant_1.docx111.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель рабочей программы: создать коррекционно - развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого ученика и на этой основе решать проблемы социальной интеграции подростка в современном обществе; развивать общекультурное, личностное и познавательное пространство обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно- двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

-Концепция о правах ребёнка

- Конституция Российской Федерации

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273

- Письмо Минобразования РФ от 04. 09. 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» с изменениями от 26. 12. 2000 г.

- Базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений (VIII вида) -1 вариант (приложение к приказу МО РФ от 10. 04. 2002 № 29/ 2065 - п)

Нормативно - правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учётом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

В учебной программе для 1-4классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, М., «Владос», 2001 г. (ритмика, развитие речи, физультура) представлена программ «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л. А., Удалова Э. Я

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы

Данная программа по «Развитию мыслительных функций» оказывает комплексную дифференцированную помощь обучающимся, направленную на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Определение места и роли предмета в овладении обучающими. Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально типологические особенности.

 Формы организации образовательного процесса.

Основная форма обучения

 - Коррекционное занятие

Коррекционные индивидуальные занятия проводятся продолжительностью 15—20 мин; на каждого ученика, учебным планом выделены  занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности:музыкально-ритмической,

изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Курс имеет безоценочную систему.

Технологии обучения.

Развивающие технологии: Элементы методики М.Монтессори Игровые технологии: развивающие, дидактические, подвижные игры.

Здоровьесберегающие технологии: элементы дыхательной гимнастики Э.М.Литвин

Компьютерные технологии: цикл программ Гарфилд., Яртова «Пальчиковая гимнастика».

I класс

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху— внизу, над— под, справа— слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

II класс  

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий  

Развитие моторики, графомоторных навыков  

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двухтрех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу

Тактильно-двигательное восприятие  

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.' Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый— средний — легкий).

Кинестетическое и кинетическое развитие  

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: кодирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов  

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия  

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)  

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое— горькое, сырое— вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы

(резкий— мягкий, свежий— испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Развитие слухового восприятия  

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Восприятие пространства  

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Восприятие времени  

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

III класс  

Обследование вновь принятых детей (  часа) Развитие моторики, графомоторных навыков  

      Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие  

       Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие— крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Кинестетическое и кинетическое развитие  

      Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

      Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов  

      Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4— 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие зрительного восприятия

      Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)  

        Развитие осязания (теплее— холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Развитие слухового восприятия  

       Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства  

       Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Восприятие времени  

        Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1ч, 1 мин, 1 с). Времена года, их закономерная смена.

IV класс

Развитие моторики, графомоторных навыков  

        Развитие согласованности движений на разные труппы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Тактильно-двигательное восприятие  

       Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-—5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

       Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.

Кинестетическое и кинетическое развитие  

      Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных        зажимов.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

         Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).

Развитие зрительного восприятия

          Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

           Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное— мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

Развитие слухового восприятия

         Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

Восприятие пространства

         Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по- разному, расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

Восприятие времени

          Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

I класс

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

дата

коррекционные

упражнения

вид контроля

по плану

по факту

1 четверть (8ч)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога

1

06.09.2021

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1

13.09.2021

повороты, перестроения

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

20.09.2021

«дорожка следов»

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

1

27.09.2021

повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

4.10.2021

Пальчиковая гимнастика

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1

11.11.2021

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему)

1

18.11.2021

штриховка

Развитие координации движений руки и глаза

1

25.11.2021

завязывание шнурков, нанизывание бусин

2 четверть (7ч)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1

8.11.21

Дидактическая игра «Море волнуется»

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1

15.11.21

. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольнику)

1

22.11.21

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

1

29.11.21

Группировка предметов и их изображений по форме

1

6.12.21

по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

13.12.21

Работа с геометрическим конструктором

1

20.12.21

«крупный напольный «Лего»

3 четверть (10ч)

Восприятие особых свойств предметов

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

1

10.01.22

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

1

17.01.22

Дидактическая игра «Определи по запаху»

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1

24.01.22

Итоговое занятие

Развитие слухового восприятия

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

1

31.01.22

Дидактическая игра «Узнай на слух»

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

1

7.02.22

Прослушивание музыкальных произведений

Различение речевых и музыкальных звуков

1

14.02.22

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

 21.02.22

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1

28.02.22

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1

7.03.22

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1

14.03.22

4 четверть (8ч)

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1

4.04.22

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

11.04.22

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

18.04.22

Расположение предметов на листе бумаги.

1

25.04.22

Дидактическая игра «Расположи верно»

Восприятие времени

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

1

2.05.22

Упражнения на графической модели «Сутки»

Последовательность событий (смена времени суток)

1

16.05.22

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

23.05.22

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

30.05.22

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Итоговое занятие

Учебно-тематический план 2 класс

п\п

Разделы программы

Общее

количество

часов

Итоговые

занятия

1

Обследование обучающихся

час

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

час

Итоговое занятие по темам

3

Тактильно-двигательное восприятие

 час

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

 час

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 час

Итоговое занятие по темам

6

Развитие зрительного восприятия

 час

7

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

 час

8

л

Развитие слухового восприятия

 час

Итоговое занятие по темам

9

Восприятие пространства

 час

10

Восприятие времени

 час

Итоговое занятие по темам

Итого

 час

Резервное время

Название раздела, тематика занятий

Кол-во          часов

дата

Коррекционные

упражнения

Вид контроля

По плану

По факту

2 класс

1четверть(8ч)

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие точности движений

7.09

метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

Координация движений

14.09

(игры с мячом, обручем)

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

21.09

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

28.09

Упражнения на синхронность работы обеих рук

5.10

работа со шнуровкой нанизывание бус)

Штриховка в разных направлениях

12.10

рисование по трафарету

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

19.10

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

26.10

2 четверть (7ч)

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1

9.11

Определение на ощупь формы предметов.

1

16.11

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

1

23.11

Игры со средней мозаикой

1

30.11

Кинестетическое и кинетическое развитие

1

7.12

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

1

14.12

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

1

21.12

3 четверть

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали)

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра «Что изменилось?» (4-5 предметов)

Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения)

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

Развитие слухового восприятия

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)

Итоговое занятие

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

 

Прослушивание музыкальных произведений

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Восприятие пространства

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

Расположение плоскостных и объемных предметов вертикальном поле листа

Пространственная ориентировка на поверхности парты

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Восприятие времени

Порядок месяцев в году

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

. Работа с графической моделью «Времена года»

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

Определение времени по часам.

Игры с моделью часов

Итоговое занятие

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

   3а класса

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога

- быстро и точно передвигаться в пространстве;

- анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет)

- определять времена года и называть их признаки

- последовательно соединять точки; владеть счетными операциями по программе

- выполнять творческие работы из различных материалов

конструировать без опоры на образец

- выделять предмет из группы

- определять картинку к заданным эталонам

- определять материал, из которого сделан предмет

- выполнять упражнения на дыхание и расслабление

- выполнять пальчиковые упражнения

- различать основные цвета, знать оттенки цветов

- классифицировать фигуры по нескольким признакам

- ориентироваться на листе бумаги и в пространстве

- распознавать основные эмоции, уметь их показывать

-составлять предмет из частей

Учебно-тематический план 3 класс

п\п

Разделы программы

Общее

количество

часов

Итоговые

занятия

1

Обследование графомоторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики.

 час

Итоговое занятие по темам

2

Тактильно-двигательное восприятие

 час

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

 час

4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 час

Итоговое занятие по темам

5

Развитие зрительного восприятия

 час

6

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущен

 час

7

Развитие слухового восприятия

 час

Итоговое занятие по темам

8

Восприятие пространства

 час

Восприятие времени

                   час

Итоговое занятие по темам

Итого

 час

Резервное время

Название раздела, тематика занятий

Кол-во          часов

дата

Коррекционные

упражнения

Вид

контроля

По плану

По факту

3 класс

Обследование вновь принятых детей

Развитие моторики, графомоторных навыков

  Упражнения на развитие меткости

(«Кольцеброс»,дартс, «Тир»

 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Обучение целенаправленным действиям по двух-и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

«Семья»

Совершенствование точности мелких движений рук

завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание

обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

Рисование бордюров по образцу

Графический диктант (зрительный и на слух)

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

 

Работа в технике объемной и рваной аппликации

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мел-

кие предметы)

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Дидактическая игра «Что бывает?

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание).

Лепка «Овощи

Игры с сюжетной мозаикой

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

 

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета)

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

Дидактическая игра «Часть и целое»

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета

  Цвета

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

        Развитие зрительного восприятия

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

Рисование бордюров по наглядному образцу

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра

«Что изменилось.»

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

     Восприятие особых свойств предметов

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

        Развитие слухового восприятия

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

Дидактическая игра «Прерванная песня»

  Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

Развитие чувства ритма.

Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

         Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.»

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

     

Дидактическая игра «Обставим комнату»

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

       

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

       

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

       

      Восприятие времени

       

Определение времени по часам

       

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1ч)

         

Дидактическая игра «Успей за 1,2,5 мин»

         

Работа с календарем и моделью календарного года

       

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

     

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

     

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

   Итоговое занятие

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся 4 а класса

  • Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
  •  Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
  •  Пользоваться элементами расслабления.
  •  Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
  •  Смешивать цвета, называть их.
  •  Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
  •  Находить нереальные элементы нелепых картинок.
  •  Определять противоположные качества и свойства предметов.
  •  Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
  •  Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
  •  Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
  •  Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
  •  Определять возраст людей.

Учебно-тематический план 4 класс

п\п

Разделы программы

Общее

количество

часов

Итоговые

занятия

1

Обследование обучающихся

час

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

                   час

Итоговое занятие по темам

3

Тактильно-двигательное восприятие

 час

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

час

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

 час

Итоговое занятие по темам

6

Развитие зрительного восприятия

час

7

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

                    час

8

J*

Развитие слухового восприятия

 час

Итоговое занятие по темам

9

Восприятие пространства

 час

10

Восприятие времени

час

Итоговое занятие по темам

Итого

 час

Резервное время

4 класс

Количество

часов

По плану

По факту

Коррекционные

упражнения

Вид контроля

Обследование вновь принятых детей

     

 

Развитие моторики, графомоторных навыков

       

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

     

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

       

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

       

Совершенствование точности мелких движений рук

       

мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

Графический диктант с усложненными заданиями

       

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

       

Дорисовывание симметричной половины изображения

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов

       

Белочка

снежинка,

Тактильно-двигательное восприятие

       

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

         

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

       

Игры «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами

       

Итоговое занятие

Кинестетическое и кинетическое развитие

       

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

       

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

     

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

         

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

       

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

       

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов

       

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

     

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

       

Определение постоянных цветов.

     

Дидактическая игра «Назови цвет»

Итоговое занятие

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие  пазлы)

     

Развитие зрительного восприятия

     

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

       

Нахождение нелепиц на картинках

       

Дидактическая игра «Лабиринт»

       

Тренировка зрительной памяти.

       

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

Восприятие особых свойств предметов

       

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

         

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

         

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

       

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии).

       

Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

Упражнения в измерении веса предметов на весах

     

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

     

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

   

Развитие слухового восприятия

     

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

     

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

       

Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов

       

Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

       

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

Итоговое

занятие

Восприятие пространства

       

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

       

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

         

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

         

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

       

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

       

          Восприятие времени

   

Определение времени по часам

     

Длительность временных интервалов.

     

  Дидактическая игра «Береги минутку»

Работа с календарем и моделью календарного года

       

Последовательность основных жизненных событий

     

  Дидактическая игра «Когда это бывает?»

      Возраст людей

     

Итоговое занятие

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

 

(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

Оценка одновременности движений » одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей

  • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
    Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)

  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»
  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации

  • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
  • » в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис

  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные — в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;

Оральный праксис

  • Улыбка (растянуть губы в улыбке)
  • Трубочка (сложить губы в «трубочку»)
  • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • движение в заданном направление по схеме;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
  • используется методика «Вырежь фигуры» Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела

  • по показу — ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу — педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение — ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования

  • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
  • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.

Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

9-10 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

7-8 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

5-6 баллов— Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

3-4 балла — Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

1-2 балла— Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.

Учебно-методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

1.Программа предмета коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 - 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Утверждена на педсовете № от 27.08.2015

2.Под редакцией В. Воронковой

Примерный курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 - 4 класса

Методическое обеспечение

1.Е.А. Алябьева

«Психогимнастика в начальной школе»

издательство Москва, Творческий центр «Сфера»2005г.

2.Под редакцией Венгера

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

3.Л.А. Метиева. Э.Я Удалова

«Развитие сенсорной сферы детей»

4.Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков

«Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК «Перспектива

Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по литературному чтению 2 класс  (вариант 7.1)Программа разработана на основе Программы УМК ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК «Перспектива

Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по математике 2 класс (вариант 7.1)...

Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК "Перспектива"

Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по изобразительному искусству 2 класс  (вариант 7.1)Программа разработана на основе Про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся по адаптированной образовательной программе (вариант 7.1) УМК «Перспектива

Рабочая программа для обучающихся по адаптированной образовательной программе по технологии  2 класс  (вариант 7.1)Программа разработана на основе Программы УМК &laq...

Конспект урока по предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса (дополнительного), получающего образование на дому по адаптированной образовательной программе (вариант 8.3)

Конспект урокапо предмету «Русский язык»для учащегося 2 класса (дополнительного),получающего образование на дому поадаптированной образовательной программе (вариант 8.3)...

Конспект урока по предмету «Русский язык» для учащегося 2 класса (дополнительного), получающего образование на дому по адаптированной образовательной программе (вариант 8.3)

Конспект урокапо предмету «Русский язык»для учащегося 2 класса (дополнительного),получающего образование на дому поадаптированной образовательной программе (вариант 8.3)...