Анализ результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе 20…-201…. уч год
методическая разработка по логопедии (1 класс)

 Елена Валерьевна Макеева

Анализ результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе 20…-201…. уч год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе 20…-201…. уч год

Педагог-психолог Макеева  Е.В.

Цель: исследование  уровня готовности первоклассников к обучению в школе

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (учащегося и класса) включает следующие позиции

Познавательная сфера

1.Тест «Рисунок человека»

2. Тест «Графический диктант»

3. Тест «Образец и правило»

4. Тест «Первая буква»

5. Общая успешность в 4-х тестах

6. Навыки чтения, письма, счета

Индивидуально-личностные особенности ребенка

7. Мотивация

8. Усвоение норм поведения в школе

9. Успешность функционирования в роли ученика

10. Взаимодействие со сверстниками

11. Эмоциональная стабильность (нетревожность)

12. Эмоциональное благополучие

Семья как ресурс адаптации первоклассника

13. Подготовка к школе в семье

14. Установки родителей по отношению к школьному обучению

15. Условия ребенка в семье для обучения

16. Помощь ребенку в обучении

Ресурсы здоровья

17. Цена адаптации ребенка к школе

18. Индивидуальные особенности здоровья

19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка

22. Возрастное соответствие массы тела и роста

23. Физкультурная группа

24. Группа здоровья

Интегральная оценка готовности (учителем и родителями)

20. Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя

21. Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя

Были получены следующие результаты:

1 «А» класс.

Количество учеников в классе- 35 чел.

Выполняли работу – 34 чел.( 97 %)

При интерпретации данных, представленных на профиле 1 «А» класса  выявлено, что значение показателя находится в пределах средних значений для большинства учащихся класса и условно может считаться «статистической нормой».

  • познавательная  сфера
  • тест «Рисунок человека» - По результатам выявлено: Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.
  • тест «Графический диктант» -  По результатам выявлено: Дети, не испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Они ориентируются в учебной ситуации, не нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага,  могут работать самостоятельно, учащиеся умеют  действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи; у учащихся сформирована эмо​ционально-волевой сферы, пространственная ориентировка и развитие мелких движений.
  • тест «Образец и правило» . По результатам выявлено: трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач) учащиеся не испытывают.
  • тест «Первая буква. . По результатам выявлено: готовность учащихся  к овладению грамотой (проверки фонематического слуха и правильного восприятия речи учителя).
  • общая успешность в 4-х тестах. По результатам выявлено: сформированность  у учащихся предпосылок учебной деятельности и готовности первоклассников  к обучению в школе,  
  • навыки чтения, письма, счета . По результатам выявлено: Сочетание средних и выше среднего результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данная группа наиболее оптимальна для учителя: при хорошей обучаемости можно правильно сформировать навыки учащихся. В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой.
  • индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Уровень мотивации. По результатам выявлено: Школьная (учебная) мотивация положительная  – это стремление, желание учиться. Она является важнейшим фактором успешности учебной деятельности.
  • усвоение норм поведения в школе. По результатам выявлено: хорошее усвоение роли ученика, способность следовать правилам.
  • успешность функционирования в роли ученика. По результатам выявлено: дети усвоили требования ролевой позиции «ученик», научились осуществлять свою деятельность в необходимом темпе, могут сами организовать свою учебную деятельность, как в школе, так и дома.
  • взаимодействие со сверстниками. По результатам выявлено: дети умеют  устанавливать дружеские отношения. Детей с трудностями вхождения в коллектив не выявлено. Класс не нуждается в специальной работе по формированию атмосферы сотрудничества.
  • эмоциональная стабильность (нетревожность). По результатам выявлено: Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что учащиеся в основном  испытывают  проблемы и страхи в отношениях с учителем.  Это вполне допустимо, так как для детей, переход к статусу ученика может вызвать тревогу в первые месяцы обучения. В целом по показателям  дети способны сохранять эмоциональную стабильность в условиях школьной жизни. Учителю владеет приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей.
  • эмоциональное благополучие). По результатам выявлено: учащиеся чувствуют себя в первом  классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителю, у них ярко выражено желание учиться. Привлечение средств психологической и педагогической коррекции не требуется.
  • семья как ресурс адаптации первоклассника
  • подготовка к  школе в семье. По результатам выявлено:  вклад семьи в подготовку к школе осуществляется на среднем уровне. Крайности: фактора педагогической запущенности, и гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка, не выявлено. Дети не  пресыщены «обучалками» и у них присутствует интерес к школьному обучению.
  • установки родителей по отношению к школьному обучению. По результатам выявлено: крайних позиций родителей, затрудняющих  адаптацию ребенка, не выявлено.
  • условия ребенка в семье для обучения. По результатам выявлено: установки семьи на поддержку учебной деятельности ребенка и условия, которые созданы в семье для обучения,  довольно высоки. Семьи готовы  поддерживать ребенка и помогать в преодолении возможных затруднений.
  • помощь ребенку в обучении. По результатам выявлено: В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является хорошим показателем семьи как надежного ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент.
  • Цена адаптации ребенка в школе. По результатам выявлено: перенапряжение детей и ухудшение их здоровья не выявлено. Режим педагогом подобран  правильный. Эмоциональное перенапряжение не отмечается.
  • Индивидуальные особенности здоровья. По результатам выявлено: Адаптационный ресурс здоровья довольно высок. Это указывает на тщательное соблюдения режима, а также на  использование здоровьесберегающих технологий в организации обучения.
  •  Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка. По результатам выявлено: Детей с высоким уровнем адаптационного потенциала в классе большинство, следовательно тем эффективней будет работа над учебными задачами.
  • Возрастное соответствие массы тела и роста. По результатам выявлено: Выход за рамки нормы в обе стороны не выявлено..
  • Физкультурная группа. По результатам выявлено: Физкультурная группа отражает функциональные ресурсы школьника. Показателей  сниженного ресурса здоровья не выявлено..
  • Группа здоровья. По результатам выявлено: Показатель приводится по медицинской карте первоклассника, указывается группа здоровья. Следует учитывать, что дети самой распространённой второй группы здоровья, также имеют некоторые функциональные проблемы, проявляющиеся в снижении адаптационных ресурсов. Это указывает на необходимость защиты детей от переутомления и излишнего эмоционального стресса, курс на внедрение здоровьесберегающих технологий в организации обучения.
  • Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя. По результатам выявлено: наблюдения учителя за ребенком в первые недели пребывания в школе в различных аспектах учебной жизни показывают на  уровень готовности к школе выше нормы.
  • Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя. По результатам выявлено: Оценка родителем готовности ребенка находится на среднем уровне. Данный показатель обобщает результаты наблюдения родителей за ребенком в различных аспектах жизни, опыта своего взаимодействия с ним, а также свои ожидания к его учебным успехам. Именно в этом причина различий в показателях готовности к школе глазами учителя и родителя. В некоторых случаях более точно определяет потенциал учитель, опирающийся на профессиональный опыт.

По результатам обследования все же  выявлены отклонения, требующие  дополнительно проанализировать содержание отдельных вопросов, по которым формировался показатель, и обратиться к рекомендациям по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе.

Рекомендации для учителя 1 «А» класса

1. Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей.

Упражнения для быстрого снятия напряжения.

В случае, когда обстоятельства требуется немедленно овладеть эмоциями можно использовать один из способов быстрого снятия напряжения. Разные методы могут пригодиться в разных ситуациях.

 

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, плечи, увлажните губы. Проследите, чтобы лицо и положение тела не выражали стрессового состояния. Проще добиться расслабления. Если предварительно, напротив, максимально сильно напрячь мышцы. Для этого скорчить самую «зверскую, злобную» гримасу, задержать на несколько секунд, а затем на выдохе – максимально расслабить мышцы лица. (Понятно, что лучше. если никто не увидит нас в этот момент!)

Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, медленный выдох через нос. Постарайтесь представить, что с каждым вдохом и выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Противострессовое внимание. Оглянитесь вокруг и медленно мысленно переберите все предметы один за другим. Мысленно перечисляйте: «белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Так можно отвлечься от внутреннего напряжения.

2. Учителю необходимо организовать эффективное взаимодействие с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является показателем семьи как хорошего ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент. Правильно организованная совместная деятельность родителей с ребенком помогает эффективней использовать «зону ближайшего развития». В то же время, излишняя концентрация на успехах ребенка может затруднять адаптацию ребенка к школе. Современный родитель оказывается часто дезориентирован избыточным потоком информации и ему требуется помощь учителя  и психолога в понимании ситуации. Поэтому необходимо совершенствовать систему работы с семьей

1 «Б» класс

 Количество учеников в классе-33 чел.

Выполняли работу – 33 чел (100 %)

При интерпретации данных, представленных на профиле 1 «Б» класса  выявлено, что значение показателя находится в пределах средних значений для большинства учащихся класса и условно может считаться «статистической нормой».

  • познавательная  сфера
  • тест «Рисунок человека» - По результатам выявлено: средний уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости детей ,проявляется в не достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Дети  готовы к усвоению школьных требований, но пока у них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.
  • тест «Графический диктант» -  По результатам выявлено: Дети, не испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Они ориентируются в учебной ситуации, не нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага,  могут работать самостоятельно, учащиеся умеют  действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи; у учащихся сформирована эмо​ционально-волевой сферы, пространственная ориентировка и развитие мелких движений.
  • тест «Образец и правило» . По результатам выявлено: трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач) учащиеся не испытывают.
  • тест «Первая буква. . По результатам выявлено: готовность учащихся  к овладению грамотой (проверки фонематического слуха и правильного восприятия речи учителя).
  • общая успешность в 4-х тестах. По результатам выявлено: сформированность  у учащихся предпосылок учебной деятельности и готовности первоклассников  к обучению в школе,  
  • навыки чтения, письма, счета . По результатам выявлено: Сочетание средних и выше среднего результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данная группа наиболее оптимальна для учителя: при хорошей обучаемости можно правильно сформировать навыки учащихся. В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой.
  • индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • уровень мотивации. По результатам выявлено: Школьная (учебная) мотивация положительная  – это стремление, желание учиться. Она является важнейшим фактором успешности учебной деятельности.
  • усвоение норм поведения в школе. По результатам выявлено: хорошее усвоение роли ученика, способность следовать правилам.
  • успешность функционирования в роли ученика. По результатам выявлено: Дети усвоили требования ролевой позиции «ученик», научились осуществлять свою деятельность в необходимом темпе, могут сами организовать свою учебную деятельность, как в школе, так и дома.
  • взаимодействие со сверстниками .По результатам выявлено: дети умеют  устанавливать дружеские отношения. Детей с трудностями вхождения в коллектив не выявлено. Класс не нуждается в специальной работе по формированию атмосферы сотрудничества.
  • эмоциональная стабильность (нетревожность). По результатам выявлено: Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что учащиеся в основном  испытывают  проблемы и страхи в отношениях с учителем.  Это вполне допустимо, так как для детей, переход к статусу ученика может вызвать тревогу в первые месяцы обучения. В целом по показателям  дети способны сохранять эмоциональную стабильность в условиях школьной жизни. Учителю владеет приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей.
  • эмоциональное благополучие). По результатам выявлено Учащиеся чувствуют себя в первом  классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителю, у них ярко выражено желание учиться. Привлечение средств психологической и педагогической коррекции не требуется.
  • семья как ресурс адаптации первоклассника
  • подготовка к  школе в семье. По результатам выявлено:  вклад семьи в подготовку к школе осуществляется на среднем уровне. Крайности: фактора педагогической запущенности, и гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка, не выявлено. Дети не  пресыщены «обучалками» и у них присутствует интерес к школьному обучению.
  • установки родителей по отношению к школьному обучению. По результатам выявлено: крайних позиций родителей, затрудняющих  адаптацию ребенка, не выявлено.
  • условия ребенка в семье для обучения. По результатам выявлено: установки семьи на поддержку учебной деятельности ребенка и условия, которые созданы в семье для обучения,  довольно высоки. Семьи готовы  поддерживать ребенка и помогать в преодолении возможных затруднений.
  • помощь ребенку в обучении. По результатам выявлено: В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является хорошим показателем семьи как надежного ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент.
  • Цена адаптации ребенка в школе. По результатам выявлено: перенапряжение детей и ухудшение их здоровья не выявлено. Режим педагогом подобран  правильный. Эмоциональное перенапряжение не отмечается.
  • Индивидуальные особенности здоровья. По результатам выявлено: Адаптационный ресурс здоровья довольно высок. Это указывает на тщательное соблюдения режима, а также на  использование здоровьесберегающих технологий в организации обучения.
  •  Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка. По результатам выявлено: Детей с высоким уровнем адаптационного потенциала в классе большинство, следовательно тем эффективней будет работа над учебными задачами.
  • Возрастное соответствие массы тела и роста. По результатам выявлено: Выход за рамки нормы в обе стороны не выявлено.
  • Физкультурная группа. По результатам выявлено: Физкультурная группа отражает функциональные ресурсы школьника. Показателей  сниженного ресурса здоровья не выявлено.
  • Группа здоровья. По результатам выявлено: Показатель приводится по медицинской карте первоклассника, указывается группа здоровья. Следует учитывать, что дети самой распространённой второй группы здоровья, также имеют некоторые функциональные проблемы, проявляющиеся в снижении адаптационных ресурсов. Это указывает на необходимость защиты детей от переутомления и излишнего эмоционального стресса, курс на внедрение здоровьесберегающих технологий в организации обучения.
  • Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя. По результатам выявлено: наблюдения учителя за ребенком в первые недели пребывания в школе в различных аспектах учебной жизни показывают на нормальный уровень готовности к школе.
  • Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя. По результатам выявлено: Оценка родителем готовности ребенка находится на среднем уровне, что совпадает с мнением учителя.

По результатам обследования все же  выявлены отклонения, требующие  дополнительно проанализировать содержание отдельных вопросов, по которым формировался показатель, и обратиться к рекомендациям по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе.

Рекомендации для учителя 1 «Б» класса.

1. Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей.

Упражнения для быстрого снятия напряжения.

В случае, когда обстоятельства требуется немедленно овладеть эмоциями можно использовать один из способов быстрого снятия напряжения. Разные методы могут пригодиться в разных ситуациях.

 

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, плечи, увлажните губы. Проследите, чтобы лицо и положение тела не выражали стрессового состояния. Проще добиться расслабления. Если предварительно, напротив, максимально сильно напрячь мышцы. Для этого скорчить самую «зверскую, злобную» гримасу, задержать на несколько секунд, а затем на выдохе – максимально расслабить мышцы лица. (Понятно, что лучше. если никто не увидит нас в этот момент!)

Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, медленный выдох через нос. Постарайтесь представить, что с каждым вдохом и выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Противострессовое внимание. Оглянитесь вокруг и медленно мысленно переберите все предметы один за другим. Мысленно перечисляйте: «белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Так можно отвлечься от внутреннего напряжения.

2. Учителю необходимо организовать эффективное взаимодействие с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является показателем семьи как хорошего ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент. Правильно организованная совместная деятельность родителей с ребенком помогает эффективней использовать «зону ближайшего развития». В то же время, излишняя концентрация на успехах ребенка может затруднять адаптацию ребенка к школе. Современный родитель оказывается часто дезориентирован избыточным потоком информации и ему требуется помощь учителя  и психолога в понимании ситуации. Поэтому необходимо совершенствовать систему работы с семьей

 1 «В»

Класс. Количество учеников в классе-25 чел.

Выполняли работу – 24 чел( 97 %).

При интерпретации данных, представленных на профиле 1 «Б» класса  выявлено, что значение показателя находится в пределах средних значений для большинства учащихся класса и условно может считаться «статистической нормой».

  • познавательная  сфера
  • тест «Рисунок человека» - По результатам выявлено: Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.
  • тест «Графический диктант» -  По результатам выявлено: Дети, не испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Они ориентируются в учебной ситуации, не нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага,  могут работать самостоятельно, учащиеся умеют  действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи; у учащихся сформирована эмо​ционально-волевой сферы, пространственная ориентировка и развитие мелких движений.
  • тест «Образец и правило» . По результатам выявлено: трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач) учащиеся не испытывают.
  • тест «Первая буква. . По результатам выявлено: готовность учащихся  к овладению грамотой (проверки фонематического слуха и правильного восприятия речи учителя).
  • общая успешность в 4-х тестах. По результатам выявлено: сформированность  у учащихся предпосылок учебной деятельности и готовности первоклассников  к обучению в школе,  
  • навыки чтения, письма, счета . По результатам выявлено: на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данная группа наиболее оптимальна для учителя: при хорошей обучаемости можно правильно сформировать навыки учащихся. В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, например, нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, проблемы с моторикой.
  • индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Уровень мотивации. По результатам выявлено: Школьная (учебная) мотивация положительная  – это стремление, желание учиться. Она является важнейшим фактором успешности учебной деятельности.
  • усвоение норм поведения в школе. По результатам выявлено: хорошее усвоение роли ученика, способность следовать правилам.
  • успешность функционирования в роли ученика. По результатам выявлено: Дети усвоили требования ролевой позиции «ученик», научились осуществлять свою деятельность в необходимом темпе, могут сами организовать свою учебную деятельность, как в школе, так и дома.
  • взаимодействие со сверстниками. По результатам выявлено: дети умеют  устанавливать дружеские отношения. Детей с трудностями вхождения в коллектив не выявлено. Класс не нуждается в специальной работе по формированию атмосферы сотрудничества.
  • эмоциональная стабильность (нетревожность). По результатам выявлено: Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что учащиеся в основном  испытывают  проблемы и страхи в отношениях с учителем.  Это вполне допустимо, так как для детей, переход к статусу ученика может вызвать тревогу в первые месяцы обучения. В целом по показателям  дети способны сохранять эмоциональную стабильность в условиях школьной жизни. Учителю владеет приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей.
  • эмоциональное благополучие). По результатам выявлено: учащиеся чувствуют себя в первом  классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителю, у них ярко выражено желание учиться. Привлечение средств психологической и педагогической коррекции не требуется.
  • семья как ресурс адаптации первоклассника
  • подготовка к  школе в семье. По результатам выявлено:  вклад семьи в подготовку к школе осуществляется на среднем уровне. Крайности: фактора педагогической запущенности, и гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка, не выявлено. Дети не  пресыщены «обучалками» и у них присутствует интерес к школьному обучению.
  • установки родителей по отношению к школьному обучению. По результатам выявлено: крайних позиций родителей, затрудняющих  адаптацию ребенка, не выявлено.
  • условия ребенка в семье для обучения. По результатам выявлено: установки семьи на поддержку учебной деятельности ребенка и условия, которые созданы в семье для обучения,  довольно высоки. Семьи готовы  поддерживать ребенка и помогать в преодолении возможных затруднений.
  • помощь ребенку в обучении. По результатам выявлено: В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является хорошим показателем семьи как надежного ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент.
  • Цена адаптации ребенка в школе. По результатам выявлено: перенапряжение детей и ухудшение их здоровья не выявлено. Режим педагогом подобран  правильный. Эмоциональное перенапряжение не отмечается.
  • Индивидуальные особенности здоровья. По результатам выявлено: Адаптационный ресурс здоровья довольно высок. Это указывает на тщательное соблюдения режима, а также на  использование здоровьесберегающих технологий в организации обучения.
  •  Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка. По результатам выявлено: Детей с высоким уровнем адаптационного потенциала в классе большинство, следовательно тем эффективней будет работа над учебными задачами.
  • Возрастное соответствие массы тела и роста. По результатам выявлено: Выход за рамки нормы в обе стороны не выявлено..
  • Физкультурная группа. По результатам выявлено: Физкультурная группа отражает функциональные ресурсы школьника. Показателей  сниженного ресурса здоровья не выявлено..
  • Группа здоровья. По результатам выявлено: Показатель приводится по медицинской карте первоклассника, указывается группа здоровья. Следует учитывать, что дети самой распространённой второй группы здоровья, также имеют некоторые функциональные проблемы, проявляющиеся в снижении адаптационных ресурсов. Это указывает на необходимость защиты детей от переутомления и излишнего эмоционального стресса, курс на внедрение здоровьесберегающих технологий в организации обучения.
  • Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя. По результатам выявлено: наблюдения учителя за ребенком в первые недели пребывания в школе в различных аспектах учебной жизни показывают на нормальный уровень готовности к школе.
  • Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя. По результатам выявлено: Оценка родителем готовности ребенка находится на среднем уровне, что совпадает с мнением учителя.

По результатам обследования все же  выявлены отклонения, требующие  дополнительно проанализировать содержание отдельных вопросов, по которым формировался показатель, и обратиться к рекомендациям по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе.

Рекомендации для учителя 1 «В» класса.

1. Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей. Данные проявления отражают целостную эмоциональную реакцию на пребывание в школе. Значительное повышение представленности негативных эмоций может быть отражением цены, которую платит ребенок за адаптацию к школьной жизни, интегральным индикатором трудности адаптационного процесса для данного ребенка. Если таких детей в конкретном классе много, то необходимо проанализировать особенности организации учебной деятельности, режимных моментов, педагогического стиля и уровень учебной нагрузки. Причиной эмоционального неблагополучия может быть также напряжение, связанное с нарушениями режима отдыха, повышенными требованиями родителей, проблемами в семейном общении, соматической и психофизиологической ослабленностью. Подобные проявления указывают на выраженное неблагополучие и потребность в помощи. Необходим комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции, а в некоторых случаях и медицинской поддержки.

Упражнения для быстрого снятия напряжения.

В случае, когда обстоятельства требуется немедленно овладеть эмоциями можно использовать один из способов быстрого снятия напряжения. Разные методы могут пригодиться в разных ситуациях.

 

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, плечи, увлажните губы. Проследите, чтобы лицо и положение тела не выражали стрессового состояния. Проще добиться расслабления. Если предварительно, напротив, максимально сильно напрячь мышцы. Для этого скорчить самую «зверскую, злобную» гримасу, задержать на несколько секунд, а затем на выдохе – максимально расслабить мышцы лица. (Понятно, что лучше. если никто не увидит нас в этот момент!)

Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, медленный выдох через нос. Постарайтесь представить, что с каждым вдохом и выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Противострессовое внимание. Оглянитесь вокруг и медленно мысленно переберите все предметы один за другим. Мысленно перечисляйте: «белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Так можно отвлечься от внутреннего напряжения.

2. Учителю необходимо организовать эффективное взаимодействие с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

В период адаптации к школе ребенку важно снижение адаптационной нагрузки во всех остальных сферах. Пребывание на продленке с самого начала обучения является большой дополнительной нагрузкой. Помощь родственников, особенно мамы, на этом этапе является показателем семьи как хорошего ресурса адаптации, способности поддержать ребенка в кризисный момент. Правильно организованная совместная деятельность родителей с ребенком помогает эффективней использовать «зону ближайшего развития». В то же время, излишняя концентрация на успехах ребенка может затруднять адаптацию ребенка к школе. Современный родитель оказывается часто дезориентирован избыточным потоком информации и ему требуется помощь учителя  и психолога в понимании ситуации. Поэтому необходимо совершенствовать систему работы с семьей.

Технология педагогической поддержки родителей младших школьников.

Педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в дело семейного воспитания, а внимательное изучение особенностей каждой семьи, стило родительского поведения и бережное союзничество взаимодействие с родителями.

Изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи.

Бесспорно, следует обратить внимание на материальные условия жизни семьи, количество в ней детей и взрослых, образовательный и культурный уровень родителей. Очень важно понять классному руководителю стиль воспитательного поведения родителей.

3. Учителю необходимо организовать работу по  формированию атмосферы сотрудничества. Чем ниже значение показателя, тем больше отверженность ребенка коллективом. Дети с трудностями вхождения в коллектив нуждаются в помощи взрослых: и учителя, и родителя. Сам ребенок, как правило, преодолеть эти проблемы не в состоянии. Класс, в котором много детей с подобными проблемами, нуждается в специальной работе по формированию атмосферы сотрудничества.

В связи с изменениями, диктуемыми новыми подходами в преподавании и обучении, каждый учитель пытается искать новые методы и формы работы с детьми, старается перестроить свою работу под те требования, которые предъявляет время.

Так, внедряя интерактивную деятельность в процесс обучения, мы пытаемся создать для учащихся атмосферу сотрудничества, чтобы они смогли сами добывать знания в процессе познавательской, исследовательской деятельности, в работе над дифференцированными заданиями, заданиями на расширение, углубление и опережение материала, через парную и групповую работу, в режиме диалогового обучения.

Организовывая парную и групповую работу в классе, целью которой является вовлечение в работу всех участников учебного процесса, учителю необходимо создать атмосферу сотрудничества, в которой дети смогут выразить собственное понимание темы через толерантное отношение к одноклассникам.

1. Создание атмосферы сотрудничества и доверия в классе.

«Совместная работа в классе не может ограничиваться лишь простой передачей содержания преподаваемого предмета и должна быть направлена на обеспечение учителем обучения в атмосфере сотрудничества. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, в которой личности чувствуют себя свободными в процессе обучения»

- через игры:

1.«Положительные качества на первую букву имени» (Даша – добрая, дружелюбная).

Такое упражнение дает каждому возможность оценить себя с положительной стороны;

2.«Общие интересы»

Эта игра позволяет найти себе соратников, близких по духу.

- через организацию парной и групповой форм работы;

- через работу с родителями;

- поощрение;

- ситуацию успеха;

- положительные убеждения (ты все сможешь, у тебя все получится);

- работу в группе с людьми, близкими ему по духу, но, с разными способностями;

- консультирование учащихся,

 «Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик» и «ученик-ученик» составляют значимую часть построения и понимания»

 «Если он может это делать, я тоже смогу это сделать» - суть процесса сравнения себя с кем-либо другим. Когда люди видят кого-то добивающегося успеха в чем-то, их самоэффективность повысится, аналогично как при виде неудач других, понижается их самоэффективность. Данный процесс более результативен, когда человек видит себя соответствующим его собственной модели. Если сверстник, который воспринимается как обладающий аналогичными способностями, добивается успеха, это, как правило, повышает самоэффективность наблюдателя. И хотя моделирование не настолько влиятельно, как опыт, оно оказывает мощное влияние, когда человек не уверен в себе».

 «Социальные убеждения связаны с поощрением (неодобрением). Они могут оказать сильное влияние: большинство людей помнят случаи, когда что-то сказанное им изменило их уверенность. В то же время как положительные убеждения повышают самоээективность, негативные убеждения ее понижают. Как правило, понизить чью-либо самоэффективность легче, чем повысить ее»

Вывод: Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же ставим перед собой цель гордиться слабыми, которые стали сильными. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его нужно добиваться годами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе)

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начальног...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

Конференция по преемственности "Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе".

В данной презентации отражены данные мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе по ФГОС....

Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.

В данном исследовании на основании 6 методик определяется уровень готовности учащихся 1-ых классов к обучению, даны рекомендации родителям и воспитателям для успешной адаптации детей при переходе из д...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...

Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года»

Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года»...