Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда "Азбука речи"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Курс  логопедических занятий расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на профилактику формирования проблем в развитии письменной речи.

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

 

Программа направлена на развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. 

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_rechi_1_klass.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности
«Азбука речи»
Направление-общеинтеллектуальное
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (1 класс)

 

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа данного  курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
    (утв. 
    приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)

с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы НОО    
            

Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова).

Курс  логопедических занятий расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на профилактику формирования проблем в развитии письменной речи.

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

Программа направлена на развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками.  

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Задачи

-формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;

-способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков по фонетике русского языка, обогащению словарного запаса учащихся;

-формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка;

-развивать творческие способности учащихся;

-воспитание культуры обращения с книгой, словарём;

-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

-развивать смекалку и сообразительность;

Курс внеурочной деятельности предназначен для обучающихся1-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год .

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Кружок «Азбука речи» реализуется учителем – логопедом   с учетом рабочей программы воспитания школы 1 на 2021-2025 годы.

Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельности

Личностные

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.

По основным направлениям воспитания:

гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений;

участие в диалоге;

2.Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознаниебогатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире.

3.Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;

подбор слова на заданный звук;

 сравнение слова со сходными звуками;

 построение звуковые схемы слогов и слов;

умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, слово, предложение;

написание заглавной буквы  в начале предложения, в именах собственных;

постановка  знака  препинания в конце предложения.

способность контролировать свои действия, проверять написанное.

владение терминами, используемыми  для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция, все буквы и звуки родного языка; гласные и согласные звуки.

Формирование умений проведения фонетического анализа слова

овладение звукобуквенным анализом слов; умение проверять написанное;

различение гласных  и согласных  звуки;

обозначение гласных; твёрдых, мягких, глухих и звонких согласных на письме;

Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:

осознанное расширение своей речевой практики;

Содержание   курса внеурочной деятельности

Содержание/Тема занятия

Формы организации

Виды деятельности

1

Раздел 1. Мир Звуков(5 часов)

Путешествие в мир звуков. В гостях у Безмолвия. Кто как голос подаёт. В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник.

Практикум
игра

Творческая работа

Познавательная, игровая

2

Раздел 2. Мир Письменности(12 часов)

Путешествие на машине времени. Тайна звуков и букв. В гости к буквам. Переполох в Буквограде. Встреча с Буквоедом Задачки Буквоеда Буквы на балу. В гостях у волшебника Ударения. Игра букв. Как мягкий знак изменил слово. Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

Практикум
Игра

Познавательная, игровая.

3

Раздел 3. Путешествие с Буквами(16 часов).

Буква Б и её дальняя родственница. Путешествие с буквами «Д» и «Т».Ворчливая З и тихая С. Путешествие с буквами «Г» и «К».Путешествие с буквами «В» и «Ф».Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»). Путешествие с буквами «С» и «Ш».Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»).  (С – Ц)Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».Путешествие с буквами (Сь – Щ).  Путешествие с буквами (Ль – Й).  В гостях у Ромы и Лены.Итоговое занятие. Конкурс.

Практикум
Игра

Познавательная, игровая, творческая

Тематическое планирование

(1 классы)

Тема занятия

Часы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Путешествие в мир звуков.

1

2

В гостях у Безмолвия

1

3

Кто как голос подаёт (1- ое занятие)

1

4

Кто как голос подаёт (2- ое занятие)

5

В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем звуки. Кот – охотник.

1

6

Путешествие на машине времени. (1ое занятие)

1

7

Путешествие на машине времени. (2ое занятие)

1

8

Тайна звуков и букв.

1

9

В гости к буквам.

1

10

Переполох в Буквограде. (1ое занятие)

1

11

Переполох в Буквограде. (2ое занятие)

1

12

Встреча с Буквоедом

1

13

Задачки Буквоеда

1

14

Буквы на балу.

1

15

В гостях у волшебника Ударения

1

16

Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.

1

17

Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

1

18

Буква Б и её дальняя родственница

1

19

Путешествие с буквами «Д» и «Т».

1

20

Ворчливая З и тихая С

1

21

Путешествие с буквами «Г» и «К».

1

22

Путешествие с буквами «В» и «Ф».

1

23

Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)

1

24

Путешествие с буквами «С» и «Ш»

1

25

Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»)

1

26

(С – Ц)

1

27

Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».

1

28

Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».

1

29

Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».

1

30

Путешествие с буквами (Сь – Щ)

1

31

Путешествие с буквами (Ль – Й)

1

32

В гостях у Ромы и Лены

1

33

Итоговое занятие. Конкурс

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

В программе пояснительная записка, тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по « Культуре речи».

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственн...

Программа внеурочной деятельности "Язык и речь" для 4 класса

Программа внеурочной деятельности «Язык и речь»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная  раб...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа внеурочной деятельности по развитию речи "СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс). Содержание программы знакомит обучающихся с увлекательным, разнообраз...