Упражнения дисграфия
материал по логопедии

Гринёва Наталия Евгеньевна

Упражнения, направленные на устранение дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.disgrafiya.docx940.11 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы больше узнать о дисграфии, отсканируй код

Артикуляторно-акустическая дисграфия

  1. Нахождение картин со  звуками

Ход: Перед детьми слова-картинки,  в которых  произносятся  звуки [Л-Р]. Необходимо распределить картинки в два столбика.  

(После того,  как дети распределят  картинки, следует уточнить место звука в слове:  в начале, середине, конце.)  ( корова, карта, лопата, палка, галстук, горка, белка, марка, волк, дрозд)

  1. Разгадывание кроссворда.

                       

Л

Л

Л

Л

Р

Р

Р

Р

  1. Заставил плакать всё вокруг,

      Хоть он и не драчун, а  …  (лук)

  1. Над домами у дорожки

            Висит кусок лепешки  (луна)

  1. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
  2. Тихо-тихо снег идет,

      Белый снег, мохнатый.

      Мы расчистим снег и лёд

      Во дворе  …  (лопатой)

 5.  Под водой живёт народ,

      Ходит задом наперёд.  (раки)

 6.  Утром бусы засверкали,

      Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём –

Ищем, ищем, не найдём.  (роса)

  1. Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет. (ручка)

  1. Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звёзд.  (ракета)

  1.  «Изменим слово»

Педагог произносит слова со звуками [Л] или [Р], а дети должны быстро подумать и вместо звука [Л] в слове произнести [Р], и вместо звука [Р]  произнести [Л].

Лак – рак, лама - _ама, ложки - _ожки, плавать – п_авить, Валя – Ва_я, лить - _ыть, Лука - _ука, Карина – ка_ина, игра – иг_а,  ложь - _ожь, рожки - _ожки, ров - _ов.

  1. «Рассели жителей города        БукваЛенд»        

Учащимся необходимо распределить слова по группам и записать в их домики

  1.  «Помоги маме»

Учащимся необходимо записать слова в список покупок. Нужно выбрать только те предметы для мамы, в которых пишется буква «С».

Список покупок

Акустическая дисграфия

  1. «Читалочка»

Выпишите названия фруктов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

Обрати внимание, что слова написаны слитно, их нужно отделить друг от друга. В каких словах нет букв а,о? возьмите в овал, букву а подчеркни одной чертой)

ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

  1. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях

На доске записаны слова в 2 столбика. Нужно соединить слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.

шерстяной

шапка

кожаная

шкаф

пушистый

картошка

домашнее

жилет

жареная

животное

книжный

снежок

  1. «Вставь буквы»

Буквы в тексте потерялись, вставь Ш или Ж.  Букву Ж обведи кружком, букву Ш зачеркни.

Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.

  1. «Допиши»

Дописать предложения, вставив нужное слово:

В синем небе звёзды____________(плещут, блещут).

В синем море волны ____________(плещут, блещут).

На траву выкатили ____________(почки, бочки).

На деревьях набухают ____________(почки, бочки).

Повалился старый _______________(забор, запор).

На воротах крепкий ______________(забор, запор).

Во дворе _____________(пропел, пробел) петух.

Надо устранить ____________(пробел, пропел) в знаниях.

  1. «Подбери слово»

К данным словам подбери проверочные. Напиши слова парами, дописывая букву д или т в первом слове.

сле__- следы                зака__ - __________

горо__ - ___________ хала__ - ___________

кну__ - ____________ кус__ - ____________

салю__ - ___________ заво__ - ____________

пру__ - ____________ клёс__ - ___________

комо__ - ___________ пило__ - ___________

бра__ - ____________ дроз__ - ___________

сала__ - ___________ бере__ - ___________

Аграмматическая дисграфия

1. Что из чего сделано?

2. Найди ошибки

Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти
правильно, запиши.


Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
На дереве выросли сладкие слива.
И Аллы зацвел роза.
Учитель пишет в доске.
Паша рисует за альбомом.
Анна вяжет теплое шарф.
В небе светила яркая солнце.

3.

Оптическая дисграфия

1.

2.

 

3.

 

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

1. Восстанови предложение и рассказ.
Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.
1. ѐжика, подарил, дедушка, ребятам
в, он, летом, жил, сарае
ежик, в, зимой, норе, уснул
голодный, ежик, вернется, весной
мыши! берегитесь
2. жалобно, лесу, в, стонут, деревья
мчится, голы , по , ветер, ветвям, холодный
настоящая, зима, пришла, уже
верхушки, деревьев, качает ,он

2.

3. Определение границ предложения.

«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»

 «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

«Проблемы чтения и письма. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите ...

Упражнения по коррекции дисграфии.

Для устранения нарушений письменной речи необходима последовательная и планомерная работа....

Упражнения по коррекции дисграфии.

Для устранения нарушений письменной речи необходима последовательная и планомерная работа....

Упражнения по коррекции дисграфии.

Для устранения нарушений письменной речи необходима последовательная и планомерная работа....

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...