Если обучающийся пишет с ошибками
консультация по логопедии

Чехонина Лариса Евгеньевна

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется  этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_obuchayushchiysya_pishet_s_oshibkami.docx421.01 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок пишет с ошибками.

Психофизиологическая структура процесса письма.

Дисграфия  -  частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности,  многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется  этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано  с  процессом  устной  речи  и  осуществляется  только  на  основе   достаточно

высокого  уровня  ее  развития.
Дисграфические ошибки - это специфические ошибки на письме, не связанные с применением орфографических и грамматических правил русского языка.

Особенности письменной речи у детей с дисграфией:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.

При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),

— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

— твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

Дисграфия, обусловленная нарушениемязыкового анализа и синтеза

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:

— слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);

— сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамыкраякофта» — «у мамы красная кофта»);

— раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).

Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:

— пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет»,«мика» — «мишка», «лит» — «лист»);

— добавление гласного («палаток» — платок»);

— перестановка букв («коно» — окно»);

— пропуски, перестановки, вставки слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

Аграмматизмы на письме проявляются:

— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»);

— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);

— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).

При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.

Оптическая  дисграфия

Оптическая  дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);

— замены графически сходных букв, отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х,  х — ж);

— замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);

— зеркальное написание букв (с — е, э — е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

Рекомендуемая литература:


http://www.kmrz.ru/catimg/35/357714.jpg     

Материалы, предлагаемые в альбомах 1 и 2 "Учусь не путать звуки", помогут ребенку расширить объем внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов сочетаются с играми по дифференциации смешиваемых звуков. Это дает возможность ребенку упражняться в образовании различных частей речи, наблюдать чередование гласных в корнях слов, тренироваться в образовании разных форм слова и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению аграмматической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка.

http://2.bp.blogspot.com/-8gN-k7x-F9s/UOqSRtF2_sI/AAAAAAAAAdQ/rP-e3SnWqHs/s320/506911.jpg

Работая по этому альбому, дети научатся узнавать предложения и словосочетания, разовьют умения и навыки по практическому сравнению отдельных слов, словосочетаний и предложений, научатся анализировать и составлять небольшие тексты (определять основную мысль рассказа; последовательность и связность предложений; составлять план и определять смысловую зависимость между предложениями).


http://www.kmrz.ru/catimg/34/349369.jpg

В альбомах "Учусь не путать буквы" № 1и №2 предлагаются упражнения, направленные на преодоление оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста.
 

http://1.bp.blogspot.com/-D_LpBIE_SGw/UP0K3ghMr-I/AAAAAAAAAds/2nGdRcclPBo/s320/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B50001.jpg

Задания и упражнения направлены на коррекцию нарушений лексико-грамматического строя речи и усвоение навыков практического словообразования.


http://1.bp.blogspot.com/-eSK2ouSn0xE/UP0Lc3TQKAI/AAAAAAAAAd0/MQXeT7K4gME/s320/1.jpg

Тетрадь предназначена для работы с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия. Ее могут применять и учителя начальных классов в качестве пособия по различению смешиваемых согласных у младших школьников.

http://3.bp.blogspot.com/-n2r8A63c1sE/UP0Ln7ycWrI/AAAAAAAAAd8/k3qdr0CrMxE/s320/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B50001.jpg

Тетрадь может быть использована на групповых и индивидуальных занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, с учениками классов коррекции. Ее могут применять и учителя начальных классов в качестве пособия по различению твердых и мягких согласных у младших школьников.

http://1.bp.blogspot.com/-8Wn0mP80yb4/UP0Nh4WxW4I/AAAAAAAAAeY/UxDdawsszkY/s320/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%B3.jpg

Тетрадь предлагает задания, направленные на правильное согласование имен прилагательных и имен существительных в роде и падеже, а также на согласование глаголов с именами существительными.

Различные виды заданий помогут детям освоить лексико-грамматический строй речи.

Эту тетрадь, кроме того, могут использовать учителя начальных классов как дополнительный материал для занятий с младшими школьниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок пишет с ошибками

Если ребенок пишет с ошибками     Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не ...

Если ребёнок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее о...

Если ребенок пишет с ошибками...

   В настоящее время отмечается увеличение количества детей, учащихся начальных классов, имеющих те или иные нарушения письма. Дисграфические ошибки являются серьезным препятствием в ...

Если ребенок пишет с ошибками

....статья в помощь родителям и учителям...

"Если ребёнок пишет с ошибками"

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте са...

Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте са...

Советы и рекомендации родителям. "Если ребенок пишет с ошибками... "

Советы и рекомендации родителям. "Если ребенок пишет с ошибками...."...