Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»


                                                                                                                              Приложение

к адаптированной

основной общеобразовательной

программе начального

общего образования

(приказ от 20.12.23 №9)






Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ



Учитель-логопед: Никулина Татьяна Васильевна

Назначение программы: адаптированная коррекционно-развивающая
логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса

Вариант 5.2












Югорск, 2023


Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цели и задачи

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

1.4. Психолого-педагогическая (индивидуальная) характеристика обучающегося

1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1.6. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной программы

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся

2.3. Тематическое планирование

2.4. Календарно-тематическое планирование

 

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

3.2. График организации образовательного процесса

3.3. Направления коррекционной работы учителя-логопеда. Планирование деятельности по направлениям

3.4. Описание форм, методов и средств реализации рабочей логопедической программы

3.5. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

3.6. Методическое обеспечение рабочей программы


Пояснительная записка

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями на фоне первичного дефекта в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Инструктивно-методическое письмо «О работе логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Положение о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)

В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:

  • диагностический блок (мониторинговые исследования);
  • программа коррекционной работы;
  • план консультативной работы учителя-логопеда с родителями обучающихся с ОВЗ;
  • профилактическая работа;

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.


1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

Общие задачи:

  • Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.
  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с тяжелыми нарушениями речи по вопросам возрастных особенностей речевого развития.

Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП НОО (вариант 5.2):

  • Коррекция нарушений устной и письменной речи.
  • Работа по преодолению нарушений фонетического, грамматического и лексико-грамматическогокомпонентов речевой функциональной системы.
  • Формирование универсальных учебных действий.

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звуко-слоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звуко-слоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуковой наполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незаконченного процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

1.4. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 5.2),а также в вариативных коррекционных логопедических программах:

В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
  • принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
  • принцип возрастания сложности;
  • принцип учета объема и степени разнообразия материала;
  • принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;

На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности. Специфические подходы:

  • системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;
  • личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
  • индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.

1.5. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

Этапы

Результаты

Сроки

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

  • Определение специфики и их особых образовательных потребностей.
  • Оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

  • Процесс специального коррекционно-развивающего сопровождения.
  • Помощь детям с ОВЗ в освоении данного варианта АООП.
  • Социализация сопровождаемой категории детей.

15.09-25.05 текущего учебного года

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Январь

Май

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

В течение года

1.6. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной логопедической программы

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты

По окончании 1 класса обучающийся должен уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа

Обучающийся с ОВЗ, в отношении которого реализуется данная коррекционно-развивающая логопедическая программа, находится на школьном логопедическом пункте

На момент разработки рабочей программы (начало учебного года)

Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ

Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:

  • Звукопроизношение
  • Фонематическое восприятие
  • Слоговая структура слова
  • Лексика
  • Грамматический строй речи
  • Связная речь

Модульный принцип коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в школе

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  1. На фонетическом уровне.
  2. На лексико - грамматическом уровне.
  3. На синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя – логопеда с обучающимся

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения;

2. Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности: а) принятие учебной задачи; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

3. Работа над произносительной стороной речи:

  • Коррекция звукопроизношения.
  • Постановка и автоматизация звуков:
  • Владение навыками речевой коммуникации.
  • Свистящие.
  • Шипящие.
  • Соноры.
  • Дифференциация звуков в произношении: Ч*-Т*, Р-Л, Ш-С, Щ-С*

4. Коррекция и развитие фонематических процессов:

  • Различение слов, близких по звуковому составу.
  • Дифференциация фонем.
  • Определение количества слогов в словах разной сложности.
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

5. Коррекция лексической – грамматической стороны речи:

  • Расширение словаря.
  • Активизация словаря.
  • Уточнение словаря.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование образования существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов.
  • Формирование словоизменения существительных.

6. Профилактика и коррекция дисграфии:

  • Расширение объема зрительной памяти ребенка.
  • Овладение графической символизацией.
  • Развитие слухового анализа и синтеза.
  • Формирование временных и пространственных представлений.
  • Формирование графомоторных навыков.
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.

Содержание коррекционно-развивающей работы

2.3. Тематическое планирование

№ недели

Тема

Лексический материал

I четверть

1 неделя

Обследование обучающегося: определение уровня развития устной речи

2 неделя

Обследование обучающегося: определение уровня развития письменной речи

3 неделя

Тема «Как вести себя на улице»

Тема «Как вести себя на улице»

Словарь: тротуар, переход, светофор, мостовая, прохожие, переходить улицу.

Ходи только по тротуару.

Переходи дорогу только там, где есть переход.

Дорогу можно переходить только при зелёном свете светофора.

Скажи, при каком свете нельзя переходить улицу?

Где можно переходить улицу?

При каком свете светофора можно переходить улицу?

Пешеходы идут по тротуару.

4 неделя

Тема «Осень»

Тема «Осень»

Приметы осени – похолодание, дожди, прохладный ветер, окраска листьев на деревьях, травы.

Словарь: дождь, ветер, холодный ветер, листья, желтая трава, зелёные ёлки, земля, на землю.

Множественное число сущ. в И.п. и Р.п. 

Наступила осень. День стал короче, а ночь длиннее. Солнышко светит редко. Трава пожелтела. Листья падают на землю. Только ёлки стоят зелёные. Птицы улетают на юг. Часто идёт дождь. Дует холодный ветер.

- О чем текст? Какое время года наступило? Какая стала трава? Какая погода осенью?

5 неделя

Тема «Фрукты. Овощи»

Тема «Фрукты. Овощи»

Словарь: яблоко – яблоки, груша – груши, апельсин, лимон, виноград, слива, огурец – огурцы, свекла, морковь, капуста, помидор, картофель, огород, сад, фрукты, овощи, растут.

Назови овощи. Овощи растут на огороде. Где растут овощи? Назови фрукты.

Покажи (возьми) огурец (морковь, капусту, помидор, картофель). Покажи яблоко, грушу, сливу. Фрукты растут в саду. Овощи растут на огороде.

6 неделя

Тема «Школьный огород»

Тема «Школьный огород»

Восприятие текста целиком и по предложениям.

Около нашей школы есть огород. Весной дети вскопали грядки и посадили овощи: лук, капусту, репу, помидоры, огурцы, картошку; посеяли морковь. Весной и летом дети ухаживали за посадками. Они пололи и поливали грядки. Дети окучивали картофель, капусту и помидоры. Они снимали гусениц с капусты. На огороде выросли хорошие овощи. Осенью дети собрали много овощей.

7 неделя

Тема «Школьный огород»

II четверть

8 неделя

Тема «Подготовка к зиме»

Тема «Подготовка к зиме»

Уточнения понятий о том, как птицы и звери готовятся к зиме.

Восприятие текста целиком и по предложениям.

Осенью скворцы, грачи, ласточки улетают на юг.

Там тепло, много корма. А в лесу звери готовятся к зиме. Белка прячет в дупло грибы, орехи, жёлуди. В дупле у белки тёплое гнездо. Ёж много ест. Он ловит жуков, червяков, лягушек. Зимой ёж спит в гнезде и ничего не ест. Медведь тоже ест много: ягоды, жёлуди, грибы, мёд. Осенью медведь делает себе берлогу. В берлоге медведь спит всю зиму.

9 неделя

Тема «Берегите книги»

Тема «Берегите книги»

Словарь: учебник (-и), чистая бумага, будут учиться, вырывать, не вырывай, не загибай страницы, лист – листы.

Книга – наш лучший друг.

Ты любишь читать книги?

Как называются книги, по которым ты учишься?

В школу привезли новые учебники.

Ребята нашего класса берегут учебники.

По твоим учебникам будут учиться другие школьники.

Берегите книги.

Оберни учебник.

Не загибай страницы.

10 неделя

Тема «Школьная библиотека»

Тема «Школьная библиотека»

Словарь: школьная библиотека, библиотекарь – у библиотекаря, попросила, сдал, интересные книги,

много книг. Ты любишь читать книги?

В школьной библиотеке много интересных книг.

Когда работает школьная библиотека?

Как зовут вашего библиотекаря?

Ученик прочитал книгу и сдал её в библиотеку.

Таня попросила у библиотекаря книгу о животных.

Ребята нашего класса любят читать книги.

Какую книгу ты хочешь попросить у библиотекаря?

11 неделя

Тема «Магазин»

Тема «Магазин»

Словарь: торговый центр, продавец, магазин, булочная, покупать - купили

Что продают в торговом центре?

Девочка увидела в магазине красивую куклу. Мама купила осеннее пальто. Зимние сапоги можно купить в магазине «Обувь». Расскажи, что ты покупал в магазине. Бабушка купила внуку в магазине красивую шапку.

В магазине можно купить продукты, одежду, игрушки. В каком магазине можно купить продукты?

12 неделя

Тема «Зима»

Тема «Зима»

Словарь: зимний месяц, январь, декабрь, февраль, признаки зимы, сугробы.

Назови второй месяц зимы.

Декабрь – первый месяц зимы.

Сколько месяцев продолжается зима?

Снег покрыл землю глубокими сугробами.

Толстый лёд лежит на реках и озёрах.

13 неделя

Тема «Домашние животные»

Тема «Домашние животные»

Обобщающее понятие «домашние животные», корова, кошка, собака, … Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …)

Признаки: пятнистая, пушистая, рогатая, злая, домашняя, ласковая.

Действия: заботится, ухаживать, доить, ходить и т.д.

Предлоги: с, под, около, на

14 неделя

Тема «Зимующие птицы»

Тема «Зимующие птицы»

Обобщающее понятие «зимующие птицы», Дифференцировать с домашними. Причины зимовки птиц. Особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Названия детенышей, звукоподражание, название жилища. Забота о птицах в зимнее время (кормушки)

15 неделя

III четверть

16 неделя

Тема «Зима»

Тема «Зима»

Повторение времен года. Соседи зимы. Приметы зимы в погоде, в природе (живой, неживой).

Словарь.

Предметы: по теме

Признаки: зимующий, холодный, снежный, морозный, белая, вьюжная…

Действия: замерзнуть, наступает, морозит, холодает, воет , дует, ….

Антонимы: много – мало, холодный – теплый, летний – зимний. Согласование сущ. с глаголами.

17 неделя

Тема «Новогодний праздник»

Тема «Новогодний праздник»

Представление о празднике, особенности и традиции праздника.

Словарь

Предметы- дед Мороз, елка, Снегурочка, подарки, маски, костюмы, карнавал

Признаки – праздничный, нарядный, новогодний, веселый.

Глаголы – поздравлять, веселиться, дарить, танцевать, веселится.

Грамматика употребление предлогов в, на, под, у. Связная речь. Стихи, загадки.

18 неделя

Тема «Дикие животные севера»

Тема «Дикие животные севера»

Обобщающее понятие «дикие животные севера», место проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), север, льдина, ласты.

Признаки: пушистый, зубастый, белый, толстокожий,...

Действия: спит, бегает, плавает, охотится,…

Предлоги: в, с, под, около, на

19 неделя

Тема «Дикие животные юга»

Тема «Дикие животные юга»

Обобщающее понятие «дикие животные юга», место проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), юг, Африка, джунгли, хобот.

Признаки: пушистый, полосатый, ловкий, пятнистый, зубастый.

Действия: спит, заготавливает, бегает, скачет,…

Предлоги: в, с, под, около, на

20 неделя

Тема «Дикие животные леса»

Тема «Дикие животные леса»

Обобщающее понятие «дикие животные». Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …)

Признаки: пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый.

Действия: спит, заготавливает, бегает.

Предлоги: в, с, под, около, на

21 неделя

Тема «Город»

Тема «Город»

Название города. Улицы, достопримечательности. Профессии жителей города. Места отдыха, учебы. Транспорт города. Домашний адрес.

Словарь.

Предметы: улица, площадь, парк, школа, магазин, детский сад, больница, нефтяник, строитель, автобус, машина,,…

Признаки: чистый, красивый, молодой, современный, любимый, тихий, нефтяной,…

Действия: убирают, моют, сажают, ухаживают,…

22 неделя

Тема «Дом и его части»

Тема «Дом и его части»

Кто строит дома? Из чего? Назовите свой адрес? Где дом (в городе или в деревне)? Части дома? Какой дом?

Словарь.

Предметы: строители, стены, окна, фундамент, крыша, этажи, подъезды,…

Признаки: высокий, низкий, одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный, каменный, высотный, стеклянное….

Действия: строить, красить, стеклить, белить, ремонтировать,…

Уменьшительно-ласкательные сущ.

23 неделя

Тема «Бытовые приборы»

Тема «Бытовые приборы»

Понятие «бытовые приборы». Классификация – для кухни, гостиной, спальни, ванной, что служит питанием для приборов, где живет электричество, части электроприборов,

Словарь

Предметы – по теме.

Признаки – электрический, необходимый, нужный, сломанный…

Действие – пылесосит, сверлит, гладить, показывает, играет, работает, светит, морозит, греет,…

Существительные именительного падежа множественного числа.

24 неделя

Тема «Мебель»

Тема «Мебель»

Обобщающее понятие «мебель». Название предметов мебели, их назначение, материал для изготовления мебели. Место изготовления и продажи. Части мебели.

Словарь.

Предметы: предметы мебели, части.

Признаки: деревянная, круглый, удобный, мягкий, уютный, высокий,…

Действия: сидеть, лежать, отдыхать, заправлять, продавать покупать.

Уменьшительно-ласкательные сущ., относительные прилагательные, предлоги на, около, под, из, из-под, из-за. Составление описательных рассказов.

25 неделя

IV четверть

26 неделя

Тема «Весна»

Тема «Весна»

Повторение времен года. Соседи весны. Приметы весны в погоде, в природе (живой, неживой). Весенние праздники.

Словарь.

Предметы: по теме

Признаки: весенней, теплый, приятный, ранний, солнечный, …

Действия: тает, бежит, журчит, цветет, прилетают, бегут, ….

Антонимы: много – мало, холодный – теплый, весенний – осенний.

Согласование существительных с глаголами.

27 неделя

Тема «Перелетные птицы»

Тема «Перелетные птицы»

Обобщающее понятие «перелетные птицы», Дифференцировать с домашними, зимующими. Причины отлета и прилета птиц. Особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Названия детенышей, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия птиц, птенцов и их частей тела.

Признаки: перелетные, весенний.

Действия: летят, кричат, радуются, строят, …

Предлоги: с, под, около, на, в.

Согласование существительного с числительными «один, два, пять».

28 неделя

Тема «Транспорт»

Тема «Транспорт»

Понятие «транспорт». Наименование транспорта. Классификация – наземный, водный, воздушный, подземный. Части, профессии людей, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте.

Словарь.

Предметы по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир).

Признаки – грузовой, легковой, пассажирский, воздушный,…

Действия – ехать, водить, делать, грузить, заводить, переходить,… Употребление предлогов по, из, в, около, через.

29 неделя

Тема «Профессии»

Тема «Профессии»

Названия профессий. Для чего они нужны? Кем хотите стать? Какие инструменты нужны для работы?

Словарь.

Предметы - по теме.

Признаки – работящие, заботливые, трудолюбивые, ленивые, добрые, смелые, старательные, аккуратные,…

Действия – работают, строят, воспитывают, тушат, учат, лечат,…

30 неделя

Тема «Насекомые»

Тема «Насекомые»

Обобщающее понятие «насекомые». Название. Особенности внешнего вида, величина, части тела, окраска, особенности передвижения, звукоподражания.

Словарь

Предметы- названия насекомых, частей тела.

Действия – летает, жужжит, звенит, стрекочет, собирает, уничтожает, кусается…

Признаки – полезный, вредный, красивый, маленький, легкий,…

Предлоги – в, на, под,…

31 неделя

Тема «Лето»

Тема «Лето»

Повторение времен года. Соседи лета. Приметы лета в погоде, в природе (живой, неживой).

Словарь.

Предметы: по теме

Признаки: летний, теплый, жаркий, солнечный, зеленый, цветущий,…

Действия: цветет, пахнет, растет, жужжат, поют,…

Согласование существительных с глаголами.

32 неделя

33 неделя

Обследование обучающегося: определение уровня развития устной речи

34 неделя

Обследование обучающегося: определение уровня развития письменной речи

2.4. Календарно-тематическое планирование

Недели

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Коррекционные задачи

Виды работ, игры и упражнения

I четверть

1 неделя

Диагностика устной речи.

Обследование звуковых навыков, фонематического слуха

Обследование умения выделять звук в слове, речевых навыков

Индивидуальная диагностика

Диагностика устной речи.

Выявление недостатков в формировании устной речи

2 неделя

Диагностика письменной речи.

Смена времен года. Период – ранняя, золотая, поздняя осень. Приметы осени – похолодание, дожди, прохладный ветер, окраска листьев на деревьях, травы.

Словарь.

Множественное число сущ. в И.п. и Р.п..

Индивидуальная диагностика

Диагностика письменной речи.

Выявление недостатков в формировании письменной речи

Подготовительный этап

3 неделя

Тема «Как вести себя на улице»

Дорогу можно переходить только при зелёном свете светофора.

Закреплять правила поведения на улице.

Словарь: тротуар, переход, светофор, мостовая, прохожие, переходить улицу. Ходи только по тротуару. Переходи дорогу только там, где есть переход. Скажи, при каком свете нельзя переходить улицу? Где можно переходить улицу? При каком свете светофора можно переходить улицу? Пешеходы идут по тротуару.

Слово

  1. Развитие общих речевых навыков.
  2. Знакомство с понятиями «слово»
  3. Знакомство с понятием «слово как единица речи»
  4. Знакомство с Правилами речи.
  5. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.
  1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п.
  2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
  3. Скороговорки.

4 неделя

Тема «Осень»

Смена времен года, их взаимосвязь (осень после лета, после осени зима). Период – ранняя, золотая, поздняя осень. Приметы осени – похолодание, дожди, прохладный ветер, окраска листьев на деревьях, травы.

Словарь.

Множественное число сущ. в И.п. и Р.п.

«Звуки природы осенью».

Значение слова.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Формирование умения находить значение слова в толковом словаре.

Формирование понятия «слово», знания о роли слов в речи.

Формирование умения составлять из букв (слогов) слова, соотносить слово с предметной картинкой.

«Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

«Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)»

«Звуки комнаты»

«Звуки улицы» и т.п..

5 неделя

Тема «Фрукты. Овощи»

Словарь: яблоко – яблоки, груша – груши, апельсин, лимон, виноград, слива, огурец – огурцы, свекла, морковь, капуста, помидор, картофель, огород, сад, фрукты, овощи, растут.

Назови овощи. Овощи растут на огороде. Где растут овощи? Назови фрукты. Фрукты растут в саду. Где растут фрукты? Покажи огурец (помидор, морковь, капусту…). Покажи апельсин (грушу, яблоко…). Вот лимон (виноград, слива…). Ты любишь яблоки?

Покажи (возьми) огурец (морковь, капусту, помидор, картофель). Покажи яблоко, грушу, сливу. Фрукты растут в саду. Овощи растут на огороде.

Образование существительных при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

  1. Развитие общих речевых навыков.
  2. Правила речи.
  3. Развивать умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительного.
  1. Упражнение «Сделать трубочку»
  2. Упражнение «Открыть широко рот»
  3. Упражнение «Почистить зубы» (наверху и внизу)

6 неделя

Тема «Школьный огород»

Развитие умения воспринимать текст целиком и по частям.

Около нашей школы есть огород. Весной дети вскопали грядки и посадили овощи: лук, капусту, репу, помидоры, огурцы, картошку; посеяли морковь. Весной и летом дети ухаживали за посадками. Они пололи и поливали грядки. Дети окучивали картофель, капусту и помидоры. Они снимали гусениц с капусты. На огороде выросли хорошие овощи. Осенью дети собрали много овощей.

Согласование. Согласование слов в роде и числе.

  1. Закрепление понятия «слово», «словосочетание».
  2. Формирование умения использования слова в правильной грамматической форме в зависимости от его значения в составе словосочетания.

«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.

7 неделя

Тема «Школьный огород»

Звуки и буквы. Алфавит.

Диктант.

  1. Развитие общих речевых навыков.
  2. Понятие «гласные звуки».
  3. Понятие «гласные буквы».
  4. Закрепление понятия «алфавит».
  5. Правила речи.

Закрепление пройденного материала. Проверка владением полученными навы.

II четверть

8 неделя

Тема «Подготовка к зиме»

Уточнения понятий о том, как птицы и звери готовятся к зиме.

Развитие умения воспринимать текст целиком и по предложениям.

Осенью скворцы, грачи, ласточки улетают на юг.

Там тепло, много корма. А в лесу звери готовятся к зиме. Белка прячет в дупло грибы, орехи, жёлуди. В дупле у белки тёплое гнездо. Ёж много ест. Он ловит жуков, червяков, лягушек. Зимой ёж спит в гнезде и ничего не ест. Медведь тоже ест много: ягоды, жёлуди, грибы, мёд. Осенью медведь делает себе берлогу. В берлоге медведь спит всю зиму.

Словосочетание. Согласование имени существительного с глаголом.

  1. Развитие общих речевых навыков.
  2. Понятие «согласные звуки».
  3. Понятие «согласные буквы».
  4. Закрепление понятия «словосочетание».
  5. Правила речи.
  6. Формирование умения согласовать имя существительное с глаголом.

Силовая гимнастика:

а) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

б) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.

9 неделя

Тема «Берегите книги»

Книга – наш лучший друг.

Ты любишь читать книги?

Как называются книги, по которым ты учишься?

В школу привезли новые учебники.

Ребята нашего класса берегут учебники.

По твоим учебникам будут учиться другие школьники.

Берегите книги.

Оберни учебник.

Не загибай страницы.

Словарь: учебник (-и), чистая бумага, будут учиться, вырывать, не вырывай, не загибай страницы, лист – листы.

Словосочетание. Согласование имени существительного с прилагательным.

  1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Понятие «гласные звуки и буквы».
  4. Понятие «словосочетание».
  5. Правила речи.
  6. Формирование умения согласовать имя существительное с именем прилагательным.
  1. «Что звучало?»
  2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

10 неделя

Тема «Школьная библиотека»

Ты любишь читать книги?

В школьной библиотеке много интересных книг.

Когда работает школьная библиотека?

Как зовут вашего библиотекаря?

Ученик прочитал книгу и сдал её в библиотеку.

Таня попросила у библиотекаря книгу о животных.

Ребята нашего класса любят читать книги.

Какую книгу ты хочешь попросить у библиотекаря?

Словарь: школьная библиотека, библиотекарь – у библиотекаря, попросила, сдал, интересные книги, много книг.

Словосочетание. Согласование существительного с числительным.

  1. Развитие умения различать звуки речи.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Понятие словосочетание».
  4. Развитие умения определять количество слов в словосочетании.
  5. Правила речи.
  6. Формирование умения согласовывать имя существительное с числительным.
  1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.
  2. Артикуляционные упражнения.

11 неделя

Тема «Магазин»

Что продают в торговом центре?

Девочка увидела в магазине красивую куклу. Мама купила осеннее пальто. Зимние сапоги можно купить в магазине «Обувь». Расскажи, что ты покупал в магазине. Бабушка купила внуку в магазине красивую шапку.

В магазине можно купить продукты, одежду, игрушки. В каком магазине можно купить продукты?

Словарь: торговый центр, продавец, магазин, булочная, покупать - купили

Предложение.

  1. Развитие умения различать звуки речи.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Понятия «слово» и «предложение».
  4. Развитие умения определять количество слов в предложении.
  5. Правила речи.
  1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».
  2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».
  3. Дыхание с задержкой под счет.
  4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».

12 неделя

Тема «Зима»

Назови второй месяц зимы.

Декабрь – первый месяц зимы.

Сколько месяцев продолжается зима?

Снег покрыл землю глубокими сугробами.

Толстый лёд лежит на реках и озёрах.

Словарь: зимний месяц, январь, декабрь, февраль, признаки зимы, сугробы.

Предложение.

  1. Развитие умения различать звуки речи.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Понятия «слово» и «предложение».
  4. Развитие умения определять количество слов в предложении.
  5. Правила речи.
  6. Развитие устной речи в процессе работы с сюжетной картинкой.
  1. Игры с мячом.
  2. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.
  3. «Расскажи стихи руками».

13 неделя

Тема «Домашние животные»

Обобщающее понятие «домашние животные», корова, кошка, собака, … Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …)

Признаки: пятнистая, пушистая, рогатая, злая, домашняя, ласковая.

Действия: заботится, ухаживать, доить, ходить и т.д..

Предлоги: с, под, около, на.

Предложение. Составление предложений по сюжетной картинке.

  1. Развитие умения различать звуки речи.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Понятия «слово» и «предложение».
  4. Развитие умения определять количество слов в предложении.
  5. Правила речи.
  6. Развитие устной речи в процессе работы с сюжетной картинкой.
  7. Совершенствование коммуникативных навыков путем организации диалога на основе вопросно-ответной формы.
  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика с предметами.
  3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.)

14 неделя

Тема «Зимующие птицы»

Обобщающее понятие «зимующие птицы», Дифференцировать с домашними. Причины зимовки птиц. Особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения.

Названия детенышей, звукоподражание, название жилища. Забота о птицах в зимнее время (кормушки)

Предложение. Выделение границ предложения.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Закрепление понятие «предложение».
  4. Совершенствование умения анализировать предложение с опорой на речевую инструкцию учителя.
  1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?».
  2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
  3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».
  4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».

15 неделя

Проверочный диктант.

III четверть

16 неделя

Тема «Зима»

Повторение времен года. Соседи зимы. Приметы зимы в погоде, в природе (живой, неживой).

Словарь.

Предметы: по теме

Признаки: зимующий, холодный, снежный, морозный, белая, вьюжная…

Действия: замерзнуть, наступает, морозит, холодает, воет , дует, ….

Антонимы: много – мало, холодный – теплый, летний – зимний. Согласование сущ. с глаголами.

Предложение. Работа с деформированными текстами.

  1. Развитие умения различать звуки речи.
  2. Развитие общих речевых навыков.
  3. Понятия «слово» и «предложение».
  4. Развитие умения определять количество слов в предложении.
  5. Правила речи.
  6. Развитие устной речи в процессе работы с деформированным текстом.
  1. Рисование бордюров, узоров.
  2. Графические диктанты.
  3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).
  4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.
  5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

17 неделя

Тема «Новогодний праздник»

Представление о празднике, особенности и традиции праздника.

Словарь

Предметы - дед Мороз, елка, Снегурочка, подарки, маски, костюмы, карнавал

Признаки – праздничный, нарядный, новогодний, веселый.

Глаголы – поздравлять, веселиться, дарить, танцевать, веселится. Грамматика употребление предлогов в, на, под, у. Связная речь. Стихи, загадки.

Предложение. Соединение частей разорванных предложений.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Совершенствование умения проводить анализ предложения (выделять слова в предложении, предложения в тексте)
  4. Совершенствование навыка распространения предложений путем увеличения количества слов по предложенным словосочетаниям.
  5. Формирование умения выделять слова в предложении.
  6. Формирование умения выделять предложения в слитном тексте.

Упражнение в выделении слов в предложении.

18 неделя

Тема «Дикие животные севера»

Обобщающее понятие «дикие животные севера», место проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), север, льдина, ласты.

Признаки: пушистый, зубастый, белый, толстокожий,...

Действия: спит, бегает, плавает, охотится,…

Предлоги: в, с, под, около, на

Предложение. Соединение частей разорванных предложений.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Совершенствование умения проводить анализ предложения (выделять слова в предложении, предложения в тексте)
  4. Совершенствование навыка распространения предложений путем увеличения количества слов по предложенным словосочетаниям.
  5. Формирование умения выделять слова в предложении.
  6. Формирование умения выделять предложения в слитном тексте.

Упражнение в выделении слов в предложении, предложений в тексте.

19 неделя

Тема «Дикие животные юга»

Обобщающее понятие «дикие животные юга», место проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), юг, Африка, джунгли, хобот.

Признаки: пушистый, полосатый, ловкий, пятнистый, зубастый.

Действия: спит, заготавливает, бегает, скачет,…

Предлоги: в, с, под, около, на

Предложение. Выделение слов в слитном тексте.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Совершенствование умения анализировать предложение по заданию и образцу логопеда.
  4. Развитие умения выделять слова в слитном тексте.

Упражнение в выделении слов в предложении. Упражнение в выделении предложений в тексте.

20 неделя

Тема «Дикие животные леса»

Обобщающее понятие «дикие животные». Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия животных и их частей тела (голова, хвост, …)

Признаки: пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый.

Действия: спит, заготавливает, бегает.

Предлоги: в, с, под, около, на

Проверка знаний и умений по теме «Предложение».

Диктант.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Совершенствование умения анализировать предложение по заданию и образцу логопеда.
  4. Развитие умения выделять слова в слитном тексте.
  5. Развитие умения выделять слова в слитном тексте.

Закрепление имеющихся понятий. Проверка знаний.

21 неделя

Тема «Город»

Название города. Улицы, достопримечательности. Профессии жителей города. Места отдыха, учебы. Транспорт города. Домашний адрес.

Словарь.

Предметы: улица, площадь, парк, школа, магазин, детский сад, больница, нефтяник, строитель, автобус, машина,,…

Признаки: чистый, красивый, молодой, современный, любимый, тихий, нефтяной,…

Действия: убирают, моют, сажают, ухаживают,…

Предложение. Промежуточный мониторинг.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Совершенствование умения анализировать предложение по заданию и образцу логопеда.
  4. Развитие умения выделять слова в слитном тексте.
  5. Активизация словаря, используя различные коррекционные упражнения по составлению словосочетаний и предложений (использование приема анализа значения слова).

Упражнение в выделении слов в предложении, предложений в тексте.

22 неделя

Тема «Дом и его части»

Кто строит дома? Из чего? Назовите свой адрес? Где дом (в городе или в деревне)? Части дома? Какой дом?

Словарь.

Предметы: строители, стены, окна, фундамент, крыша, этажи, подъезды,…

Признаки: высокий, низкий, одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный, каменный, высотный, стеклянное….

Действия: строить, красить, стеклить, белить, ремонтировать,…

Уменьшительно-ласкательные существительные

Предложение. Составление предложений с использованием предлогов.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Формирование умения составлять предложения с использованием предлогов, отражающих пространственные отношения.
  4. Формировать умение отвечать на вопросы учителя.

Упражнение в выделении слов в предложении, правильном использовании предлогов.

23 неделя

Тема «Бытовые приборы»

Понятие «бытовые приборы». Классификация – для кухни, гостиной, спальни, ванной, что служит питанием для приборов, где живет электричество, части электроприборов.

Словарь.

Предметы – по теме.

Признаки – электрический, необходимый, нужный, сломанный…

Действие – пылесосит, сверлит, гладить, показывает, играет, работает, светит, морозит, греет,…

Сущ. И.П. мн.числа.

Предложение. Составление предложений с использованием предлогов.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Формирование умения составлять предложения с использованием предлогов, отражающих пространственные отношения.
  4. Формировать умение отвечать на вопросы учителя.

Упражнение в выделении слов в предложении, правильном использовании предлогов.

24 неделя

Тема «Мебель»

Обобщающее понятие «мебель». Название предметов мебели, их назначение, материал для изготовления мебели. Место изготовления и продажи. Части мебели.

Словарь.

Предметы: предметы мебели, части.

Признаки: деревянная, круглый, удобный, мягкий, уютный, высокий,…

Действия: сидеть, лежать, отдыхать, заправлять, продавать покупать.

Уменьшительно-ласкательные сущ., относительные прилагательные, предлоги на, около, под, из, из-под, из-за. Составление описательных рассказов.

Составление рассказа-описания.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти, фонематического слуха.
  2. Формирование умения описывать предмет по цвету, размеру, назначению с помощью графических схем.
  3. Развитие связной речи.

Упражнение в составлении рассказа-описания.

25 неделя

Составление рассказа-описания.

Проверочный диктант.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти, фонематического слуха.
  2. Формирование умения описывать предмет по цвету, размеру, назначению с помощью графических схем.
  3. Развитие связной речи.

Упражнения в составлении рассказа-описания.

IV четверть

26 неделя

Тема «Весна»

Повторение времен года. Соседи весны. Приметы весны в погоде, в природе (живой, неживой). Весенние праздники.

Словарь.

Предметы: по теме

Признаки: весенней, теплый, приятный, ранний, солнечный, …

Действия: тает, бежит, журчит, цветет, прилетают, бегут, ….

Антонимы: много – мало, холодный – теплый, весенний – осенний. Согласование сущ. с глаголами.

Составление рассказа-описания предметов.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие связной речи.
  3. Формирование умения отвечать на вопросы “Что это?”, “Для чего это нужно?”
  4. Совершенствование умения называть обобщающие понятия: (школьные принадлежности и т.д.).
  5. Формирование умения описывать предмет по наводящим вопросам.

Упражнения в составлении рассказа-описания предметов.

27 неделя

Тема «Перелетные птицы»

Обобщающее понятие «перелетные птицы». Дифференцировать с домашними, зимующими. Причины отлета и прилета птиц. Особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Названия детенышей, звукоподражание, название жилища.

Словарь.

Предметы: названия птиц, птенцов и их частей тела.

Признаки: перелетные, весенний.

Действия: летят, кричат, радуются, строят, …

Предлоги: с, под, около, на, в. Согласование сущ. с числительным 1,2,5.

Составление рассказа-описания предметов.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие связной речи.
  3. Формирование умения отвечать на вопросы “Что это?”, “Для чего это нужно?”
  4. Совершенствование умения называть обобщающие понятия: (школьные принадлежности и т.д.).
  5. Формирование умения описывать предмет по наводящим вопросам.

Упражнения в составлении рассказа-описания предметов.

28 неделя

Тема «Транспорт»

Понятие «транспорт». Наименование транспорта. Классификация – наземный, водный, воздушный, подземный. Части, профессии людей, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте.

Словарь.

Предметы по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир).

Признаки – грузовой, легковой, пассажирский, воздушный,…

Действия – ехать, водить, делать, грузить, заводить , переходить,… Употребление предлогов по, из, в, около, через.

Составление рассказа-описания по заданной тематике.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развивать связной речи.
  3. Формирование умения составлять рассказ - описание явлений природы, предметов.

Упражнения в составлении рассказа-описания по заданной тематике.

29 неделя

Тема «Профессии»

Названия профессий. Для чего они нужны? Кем хотите стать? Какие инструменты нужны для работы?

Словарь.

Предметы - по теме.

Признаки – работящие, заботливые, трудолюбивые, ленивые, добрые, смелые, старательные, аккуратные,…

Действия – работают, строят, воспитывают, тушат, учат, лечат,…

Составление рассказа-описания по заданной тематике.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие связной речи.
  3. Формирование умения составлять рассказ - описание явлений природы, предметов.

Упражнения в составлении рассказа-описания по заданной тематике.

30 неделя

Тема «Насекомые»

Обобщающее понятие «насекомые». Название. Особенности внешнего вида, величина, части тела, окраска, особенности передвижения, звукоподражания.

Словарь

Предметы- названия насекомых, частей тела.

Действия – летает, жужжит, звенит, стрекочет, собирает, уничтожает, кусается…

Признаки – полезный, вредный, красивый, маленький, легкий,…

Предлоги – в ,на, под,…

Составление рассказа по картинке.

  1. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
  2. Развитие связной речи.
  3. Формирование умения составлять по картинкам небольшой рассказ (2—3 предложения).

Упражнения в применении на практике полученных знаний.

31 неделя

Тема «Лето»

Повторение времен года. Соседи лета. Приметы лета в погоде, в природе (живой, неживой).

Словарь.

Предметы: по теме

Признаки: летний, теплый, жаркий, солнечный, зеленый, цветущий,…

Действия: цветет, пахнет, растет, жужжат, поют,…

Согласование существительных с глаголами.

Обобщение знаний по теме «Предложение. Составление описательного рассказа, рассказа по картине, серии картин».

Закрепление знаний.

Упражнения в применении на практике полученных знаний.

32 неделя

Итоговая проверочная работа.

Оценить усвоение пройденных тем

Проверочный диктант

Диагностический этап (с 15 по 30 мая)

33 неделя

Обследование устной речи.

Обследование произносительных навыков, навыков чтения, уровня развития связной речи.

Фиксирование результатов обследования

Диагностика устной речи. Уровень подготовки к школе

Обследование произносительных навыков, навыков чтения, уровня развития связной речи.

Индивидуальная диагностика

34 неделя

Обследование письменной речи.

Обследование навыков письменной речи

Фиксирование результатов обследования

Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе

Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи

Индивидуальная диагностика

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

Кабинет специалиста зонирован. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического и дидактического сопровождения.
  2. Информационная зона для педагогов и родителей.
  3. Зона индивидуальной коррекции речи.
  4. Зона подгрупповых занятий.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

1. Документация:

  • Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения, концепции.
  • Рабочие программы.
  • Методические материалы.
  • Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
  • Журнал обследования устной и письменной речи.
  • Речевая карты на каждого обучающегося.
  • Тетради для письменных работ обучающихся.

2. Диагностический материал (материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).

3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, специалистами коррекционно-развивающего сопровождения, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).

4. Методический раздел:

  • Методическая литература - библиотека.
  • Папки по речевому развитию детей, развитию устной и письменной речи.
  • «Копилка учителя-логопеда» (материал из опыта работы: доклады, конспекты занятий, лекций, сообщения, статьи, речевые карты, рабочие программы, комплексы упражнений, игры и т.д.).
  • Взаимодействие с ППк (внутренний психолого-педагогический консилиум учреждения).

5. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

  • Дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии.
  • Дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.
  • Дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.

Пособия для обследования и развития слуховых функций:

  • Предметные картинки.
  • Серии сюжетных картинок.

Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте:

  • Символы простых и сложных предлогов.
  • Символы для составления картинно-графической схемы предложений.
  • Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.

6. Оборудование:

  • Компьютерные программы: Мерсибо.
  • Игрушки.
  • Зеркала по количеству обучающихся.
  • Вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели, резиновые соски-пустышки, пластинки для миогимнастики и т.д.).
  • Средства для санитарной обработки инструментов: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки, марля и т.п.
  • Измерительные приборы (секундомер, метроном, песочные часы).
  • Технические средства (магнитофон, фильмоскоп, проигрыватель и т.д.), экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.

7. Мебель:

  • Настенные часы.
  • Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком.
  • Стулья.
  • Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением.
  • Индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
  • Шкафы, стеллажи или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.
  • Классная доска, расположенная на уровне роста детей.
  • Парты – столы и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей.

3.2. График организации образовательного процесса

Сроки

Вид деятельности

1-15 сентября

Диагностика психического развития детей.

Заполнение речевых карт, документации логопедического кабинета.

15 сентября – 15 мая

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию.

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития детей. Заполнение документации.

3.3. Направления коррекционной работы учителя-логопеда

Планирование деятельности по направлениям

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям деятельности:

  • Диагностико-аналитическая деятельность.
  • Коррекционно-развивающая деятельность.
  • Консультативная деятельность.
  • Профилактическая деятельность.
  • Методическая деятельность.

Диагностико-аналитическая деятельность

Цель

  1. Выявить структуру речевого дефекта и степень его выраженности.
  2. Определить важнейшие индивидуально-психологические особенности ребенка.

Задачи

Изучение уровня сформированности:

  • звуковой стороны речи;
  • фонематических процессов;
  • лексической стороны речи;
  • грамматической стороны речи;
  • высших психических функций;

Содержание

Выявление уровня сформированности:

  • фонетико-фонематических процессов;
  • познавательных процессов;
  • психомоторных процессов;
  • лексико-грамматических средств языка;
  • связной речи;

Коррекционно-развивающая деятельность

Цель

Коррекция и развитие психомоторных, познавательных, речевых процессов

Задачи

  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Формирование правильного произношения.
  • Формирование фонематических процессов
  • Развитие связной речи.
  • Коррекция выявленной несформированности высших психических функций.

Содержание

  • Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
  • Формирование стойкого динамического стереотипа грамматических закономерностей родного языка.
  • Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  • Овладение навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
  • Развитие внимания, памяти, работоспособности, моторной ловкости.

Название мероприятия

Логопедические занятия

С кем проводится

1 класс

Форма проведения

  • Занятия по устранению нарушений звукопроизношения
  • Занятия по коррекции дисграфии

Сроки, отметка о выполнении

В течение учебного года

Предполагаемый результат

  • Повышение уровня речевой компетентности ребенка.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Развитие всех сторон речи.

Консультативная деятельность

Цель

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям детей с проблемами в развитии речи.

Задачи

Определение совместных (ребенок - учитель-логопед - педагоги) оптимальных путей воздействия и коррекции выявленных нарушения.

Содержание

Знакомство родителей с особенностями отклонения развития речи ребенка, с причинами их возникновения.

Название мероприятия

  • Консультация.

С кем проводится

1 класс

Форма проведения

Индивидуальные консультации консультации по запросу родителей, по графику и в зависимости от уровня компетентности родителей.

Сроки, отметка о выполнении

2 раза в неделю в течение учебного года

Предполагаемый результат

  • Установление совместных с учителем требований к общему и речевому развитию ребенка.
  • Привлечение семьи в качестве активного субъекта коррекционного процесса.

Профилактическая деятельность

Цель

  1. Предупреждение патологии в развитии речи ребенка.
  2. Выявление детей с речевой патологией.

Задачи

  1. Пропаганда логопедических знаний.
  2. Оказание своевременной логопедической помощи.

Содержание

  • Знакомство с условиями жизнедеятельности ребенка, обеспечивающими нормальное развитие.
  • Рекомендации по организации коррекционной работы с ребенком.

Название мероприятия

Родительские собрания (по запросу учителей)

С кем проводится

  • Родители

Форма проведения

Выступление (по плану учреждения)

Сроки, отметка о выполнении

В течение учебного года

Предполагаемый результат

Повышение педагогической компетентности родителей, педагогов в вопросах возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Методическая деятельность

Цель

Информационно-методическое обеспечение образовательного коррекционно-развивающего процесса.

Задачи

  • Выбор, разработка и реализация образовательных программ и технологий, коррекционных методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов.
  • Организация мониторинга образовательного процесса.
  • Постоянное совершенствование коррекционно-развивающего обучения и материально-технической базы.

Содержание

  • Изучение специальной педагогической литературы.
  • Выбор наиболее адекватных методов, приемов и содержания логопедической помощи
  • Создание коррекционно-развивающих, индивидуализированных программ.
  • Оснащение логопедического кабинета методическими, дидактическими пособиями.
  • Координирование работы логопеда, психолога, родителей.
  • Анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Название мероприятия

Методическое объединение учителей-логопедов

С кем проводится

  • Круглые столы.

Форма проведения

Заседание методических объединений

Сроки, отметка о выполнении

В течение учебного года по плану

Предполагаемый результат

  • Повышение профессионального уровня, обобщение знаний.
  • Трансляция передового опыта.
  • Повышение педагогического мастерства.

3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей логопедической программы

Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность

Связь с общеобразовательной деятельностью

Самостоятельная работа детей

Коррекционная работа в семье

  • Речевые задания и упражнения.
  • Компьютерные обучающие игры и программы.
  • Индивидуальная работа.
  • Отработка навыков на уроках чтения.
  • Речевые дидактические игры.
  • Артикуляционные дыхательные гимнастики.
  • Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений.
  • Совместная продуктивная деятельность.
  • Настольные игры.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Выполнение домашних заданий логопеда.
  • Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений.
  • Чтение книг.

Подгрупповые и индивидуальные занятия составляют основную часть работы учителя-логопеда в течение рабочего дня и недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического, речевого развития обучающегося, создающие определённые трудности в овладении адаптированной основной общеобразовательной программы.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность индивидуальных занятий 20-25 мин.

3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

В работе учителя-логопеда используются общие и специальные методы коррекционно-развивающей работы:

Общие методы коррекционной логопедической работы:

  • Словесные (чтение художественных произведений, пересказ, беседа, заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок, рассказывание с опорой и без опоры на картинки и др.).
  • Наглядные (непосредственное наблюдение, опосредованное наблюдение, рассматривание картин, рассказывание по картинам и др.).
  • Практические (дидактические игры и упражнения).

Специальные методы коррекционной логопедической работы:

  • методы повышения познавательной активности;
  • методы формирования социально-бытовой ориентировки;
  • методы, обеспечивающие эмоциональную окраску восприятия;
  • методы развития коммуникации;
  • методы формирования языковой установки;
  • методы развития общей и тонкой моторики;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...

Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса

Адаптированная  коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....